Логотип Фоксфорд

Что такое естественно-научный профиль обучения и кому он подходит

Рассказываем, куда можно поступить и кем работать впоследствии с профильной биологией и химией, а также что входит в естественно-научный образовательный маршрут Домашней школы Фоксфорда.
В этой статье

    Что формирует и развивает естественно-научный профиль

    Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предполагает профильное обучение в старших классах. Один из профилей — естественно-научный, он ориентирован на медицину и биотехнологии.

    Естественно-научный профиль ориентирован на развитие у учащихся глубоких знаний и навыков в области наук о природе и окружающем мире. Он помогает понять законы, управляющие природными явлениями, а также развить аналитическое мышление и умение работать с научной информацией. Такой профиль способствует формированию интереса к исследованиям, экспериментам и практическому применению научных знаний. В результате учащиеся получают прочную базу для дальнейшего обучения в университетах по специальностям, связанным с биологией, химией, физикой, экологией и другими естественными науками. Кроме того, он помогает развить критическое мышление и умение решать сложные задачи, что важно для успешной профессиональной деятельности в будущем.

    Предметы которые изучаем в естественно-научном профиле

    Профильные естественно-научные классы, как правило, подразумевают углублённое изучение:

    Школы самостоятельно формируют учебные планы и перечни дисциплин. Например, поскольку физика необходима для поступления на химические факультеты, в некоторых образовательных организациях она включается в естественно-научный профиль.  

    В Домашней школе Фоксфорда существует шесть образовательных маршрутов. Они позволяют изучать не только базовые школьные предметы, но и профильные, а также готовиться к олимпиадам и экзаменам.

    В нашем естественно-научном маршруте упор делается на биологию, химию, физику и математику. Если в пятом классе в программу входит только биология, математика и физика, то уже с седьмого класса добавляется химия. А в старших классах — ещё и подготовка к Всероссу, вузовским олимпиадам, «Физтеху», «Росатому», «Ломоносову», «Покори Воробьёвы горы!» и другим топовым конкурсам.

    Кому подходит естественно-научный профиль

    Если школьник с детства интересуется природой и медициной, лечит кошек и собак, то естественно-научный профиль для него.

    Естественно-научный профиль подойдёт школьнику, который:

    • Обладает исследовательским интересом. Если ребёнок любит докапываться до сути, узнавать новое и находить взаимосвязи — это поможет в учёбе. 
    • Любит читать и способен запоминать большое количество информации. Это нужно на любой специальности. Но в химии, биологии, физике и математике — особое количество формул и терминов.
    • Обладает аналитическим складом ума. Часто больным местом становятся задачи и подсчёты. Если у ребёнка математическое мышление — это плюс.
    • Любит учиться на практике, а не только за партой. На университетском уровне студента ждут полевые практики, многочасовая работа с оптикой и химическими веществами на практикумах.

    Не успеваете с домашкой?

    Узнайте, как быстрее запоминать материал и не перегружаться. Скачайте памятку с техниками, которые сделают учёбу проще

    Вузы и специальности

    Естественно-научный профиль в школе позволяет пробовать силы на химико-биологических и медицинских специальностях.

    Школьник сможет участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников, Менделеевском конкурсе, различных биологических и химических турнирах — призёрство или победа на олимпиадах дают бонусы для поступления.

    Варианты, куда поступить, варьируются в зависимости от окончательного набора предметов ЕГЭ. Список вузов и специальностей можно посмотреть на информационном портале mos.ru. Вот некоторые варианты, которые считаются топовыми:


    • МГУ: для поступления на биологический факультет понадобится комбинация из химии, биологии и профильной математики. Ученица 11 класса Домашней школы Фоксфорда Маша Журавлёва делилась опытом подготовки.
    • МГМУ им. И.М. Сеченова: пользуются популярностью фармацевтический, педиатрический, лечебный, стоматологический и другие естественно-научные факультеты.
    • МФТИ: физика требуется на большинство специальностей.
    • РНИМУ им. Пирогова: один из ведущих «медов» России, «конкурент» Сеченовки.
    • НИУ ВШЭ: хотя университет известен экономической подготовкой, здесь есть факультет физики, факультет химии и факультет биологии и биотехнологии. Студенты ведут исследования на базе институтов РАН.
    • МГТУ им. Баумана: ведущий вуз для технарей, особенно физиков.

    Профессии сегодняшнего дня и будущие

    В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей.

    Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

    Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля:

    • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
    • биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
    • биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике;
    • иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
    • урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
    • биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий;
    • молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
    • биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий.

    Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас:

    • ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
    • эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы;
    • архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
    • ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
    • специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота.

    Перспективы выбора естественно-научного профиля

    Если ты выбрал в школе естественно-научный профиль, то в будущем у тебя есть хорошие перспективы. Естественно-научные профессии останутся актуальными, ведь интерес к изучению окружающего мира и его законов не исчезнет никогда. Уверенное владение химией и биологией открывает широкие возможности — от работы ветеринаром или биологом до специалиста по экологическому проектированию и ландшафтному дизайну. Кроме того, такие знания являются отличной базой для поступления в университеты на технические и медицинские специальности, а также для участия в научных исследованиях и инновационных проектах. В современном мире развитие технологий и науки только увеличит спрос на специалистов с глубокими знаниями в области естественных наук.

    Профильные предметы:

    • химия,
    • биология,
    • математика,
    • физика.

    В домашней онлайн-школе Фоксфорда делать упор на эти дисциплины можно уже с пятого класса. Ребёнок, погружённый в специальность со средней школы, будет конкурентоспособнее и уверенней сверстников.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной