<<Лид>>
Мария Серова,
педагог-психолог, автор развивающих курсов, методистка, руководительница дошкольного направления и логопедии в «Фоксфорде».
Татьяна Малай,
ведущая специалистка образовательного контента по дошкольному образованию в «Фоксфорде». Знает все упражнения для языка.
Причины речевых нарушений
Проблемы с речью у ребёнка иногда очень удивляют родителей, особенно если в семье никто не сталкивался с подобными трудностями. Специалисты делят речевые нарушения на две группы: органические и функциональные.
Органические причины изменяют механизмы в центральном и периферическом речевом аппарате, из-за чего возникают сложности с произношением.
Функциональные причины нарушают нормальную работу здорового речевого аппарата.
Существуют следующие органические причины нарушений:
- Внутриутробная патология
В первый триместр беременности плод очень восприимчив к любым воздействиям. Травмы матери, лечение сильными лекарствами, курение, перенесённые вирусные заболевания и другие факторы могли повлиять на будущую работу речевого аппарата ребёнка.
- Родовые травмы
Речь о воздействии на ребёнка во время родов, при котором могут возникать внутричерепные кровоизлияния. Они могут затрагивать речевые зоны ребёнка, что в будущем способно повлиять на его речь. Среди причин таких травм — узкий таз матери, механическая стимуляция, которая применяется во время беременности, наложение щипцов на головку ребёнка во время родов.
- Наследственная предрасположенность
Особенности строения речевого аппарата могут передаться ребёнку по наследству, например строение нёба, форма прикуса, особенности челюсти и даже тенденция развития речевых зон в головном мозге.
Специалисты также выявили наследственную предрасположенность к заиканию. Несмотря на это, каждый случай уникален и исследователи не всегда придают значение генетической предрасположенности. Исключать элемент наследственности нельзя, но речевые нарушения не всегда возникают по этой причине.
- Проблемы со здоровьем в первые годы жизни ребёнка
Чаще всего тяжёлые заболевания с осложнениями могут привести к полной или частичной потере слуха, что впоследствии повлияет на развитие речевого аппарата.
К функциональным причинам логопеды-дефектологи относят следующие:
- Социально-бытовые условия жизни ребёнка
Ребёнок может научиться говорить только в социуме: ему необходимо слушать чужую речь, участвовать в разговоре, выражать свои мысли. Если у детей нет этой возможности, они начинают говорить позже сверстников и обычно с дефектами.
- Психологические травмы
Нарушения в речи могут возникнуть из-за сильного испуга или стресса. Травмирующий опыт может привести к заиканию, задержке речевого развития, прекращению вербального общения с другими людьми.
- Речь окружающих
Зафиксированы случаи, когда ребёнок заикался или неправильно произносил звуки из-за подражания взрослым с дефектом речи. Особенно часто такие ситуации происходят в семьях, где вместе живут слышащий ребёнок и слабослышащий или глухой родитель.
Мария Серова комментирует: «Чтобы не запустить речевое нарушение, детям необходимо регулярно заниматься с логопедом и выполнять все рекомендации специалиста ещё в дошкольный период. Здесь ответственность лежит полностью на родителях, которые должны включиться в процесс коррекционно-развивающих занятий своего ребёнка».
<<Блок перелинковки>>
Виды нарушения речи
Заикание у детей
В основе расстройства лежит сокращение мышц гортани, языка, мягкого нёба, губ. Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением речевых и эмоциональных центров в головном мозге. В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребёнку высказываться плавно и ритмично. В 50–80% случаев заикание поддаётся коррекции.
Дислексия у детей
Трудности с чтением чаще всего возникают у леворуких детей. Их не нужно переучивать: эта особенность связана со специфическим строением головного мозга и может передаваться по наследству. Обычно дислексия проявляется в следующем: ребёнок начинает читать слово не с первой буквы, не замечает, проглатывает окончания или заменяет их, пропускает предлоги и союзы, переставляет слоги местами.
«Есть сложности с чтением, связанные с бедностью словарного запаса, когда ребёнок просто спотыкается на каждом новом слове или читает механически, не понимая смысла прочитанного. А есть логопедическое нарушение, когда трудности возникают при чтении простого небольшого текста или даже раньше, на этапе чтения слогов и первых слов. Не путайте эти две ситуации», — напоминает Мария.
В случае дислексии репетитор по русскому языку не сможет помочь ребёнку решить эту проблему — необходимо обратиться к логопеду.
Общее недоразвитие речи у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) — нарушение всех аспектов, связанных с речью: звуковых, лексико-грамматических, семантических.
Проявления ОНР могут быть разными: от небольшого нарушения произношения, формирования лексики или грамматики до полного отсутствия связной речи у ребёнка. Общее недоразвитие речи делится на четыре уровня:
- дети с ОНР первого уровня не составляют даже целых фраз, а для общения пользуются короткими словами и мимикой;
- дети с ОНР второго — говорят простыми предложениями, с трудом согласуют слова друг с другом;
- ОНР третьего уровня усложняет построение сложных предложений, но не влияет на словарный запас и распознавание речи — обычно таким детям сложно произносить некоторые звуки и пользоваться длинными словами;
- четвёртый уровень включает в себя нарушения в словообразовании, незначительные сложности со звукопроизношением, ошибки в понимании значения слов.
Дисграфия у детей
Это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. За устную и письменную речь отвечают разные зоны головного мозга. Поэтому до первого класса трудности с письмом могут остаться незамеченными. Как правило, учителя начальной школы вовремя обнаруживают сложности и советуют посетить логопеда, но родителям тоже стоит быть внимательными.
Логично, что в первом классе ребёнок может допускать ошибки в написании, забывать, как пишутся буквы, или путать их. Специалисты выделяют несколько симптомов, на которые мамам и папам стоит обратить внимание: они могут говорить о нарушениях.
Родители должны насторожиться, если ребёнок:
- меняет буквы на похожие;
- пишет слитно или раздельно слова, которые этого не требуют;
- пропускает и переставляет буквы в словах;
- неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, пишет «солнцевый» вместо «солнечный»;
- отзеркаливает буквы;
- пишет неразборчиво.
Мария обращает внимание: «Проверьте, зеркалит ли ребёнок буквы и цифры при написании, в ту ли сторону выписывает крючки у букв, пишет ли внутри строки, или буквы постоянно „уползают“ то вверх, то вниз. Происходит ли при письме перестановка слогов в словах, замена звуков (б/п, г/к и других), добавление лишних букв в словах или, наоборот, их пропуск».
Дети с ФФНР — фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Это недостатки речи, связанные с дефектами восприятия и произношением фонем. Дети с ФФНР замещают звуки, например говорят «грин» вместо «гриб», и меняют слоги местами, например «ка-бул» вместо «бул-ка».
Есть три степени фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Они выделены в зависимости от выраженности признаков:
- лёгкая: ребёнок не путает слоги, но иногда ошибается в произношении. Как правило, это происходит в сложных с точки зрения артикуляции словах;
- средняя: ребёнок с трудом различает и произносит большую часть звуков из различных групп;
- тяжёлая: ребёнок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их последовательность.
Тяжёлая форма ФФНР при отсутствии своевременной коррекции неминуемо приведёт к необратимым изменениям в дикции и звуковоспроизведении.
Признаки нарушения речи
Мы разобрались в видах речевых нарушений. Теперь посмотрим, как они проявляются помимо описанных выше признаков.
Симптомы зависят от вида повреждения речевого аппарата, степени нарушения и даже самого ребёнка. Вот на что стоит обратить внимание, чтобы понять, если ли проблема:
- Ограниченный словарный запас: ребёнок не запоминает слова, прибегает к обобщению, не умеет применять новые речевые обороты.
- Ребёнок не воспринимает, что ему говорят. Например, не понимает или игнорирует.
- Невнятная и смазанная дикция. Большую часть слов ребёнок проглатывает или не может произнести правильно.
- Усиленное слюноотделение.
- Нарушенный темп и ритм речи. Чаще всего это может быть связано с заиканием.
- Искажённое произношение звуков или их подмена. Ребёнок может избегать в речи определённого звука, чтобы не произносить его с ошибкой, например [р].
- Заторможенное построение и воспроизведение длинных фраз.
- Быстрая речь с проглатыванием некоторых звуков. В возрасте 5–6 лет у некоторых детей мысль формулируется быстрее, чем речевой аппарат способен её выговорить. Из-за этого могут возникнуть проблемы с произношением.
- Сложности в коммуникации. Некоторые дети не способны донести до окружающих свою мысль в силу нарушения речи.
- Постоянное молчание, несмотря на отсутствие раздражителей из внешней среды.
Диагностика речи детей
Диагностику речи школьников проводят логопеды-дефектологи, чтобы выявить возрастную норму или найти дефекты и помочь ребёнку. В диагностику входят всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребёнка с помощью специально подобранных и разработанных методик.
Кроме очевидных результатов при прохождении задания логопеды обращают внимание и на другие нюансы, например на тонус мышц речевого аппарата, слабое ориентирование в пространстве и на плоскости, проявления диспраксии. Диспраксия — это детская неуклюжесть, нарушение произвольных движений.
Все речевые трудности в высокой мере сказываются на усвоении школьной программы по русскому языку. Но страдают и другие стороны учебной деятельности: ребёнок не понимает условия задач, учебные термины, не умеет работать с текстом — и это отражается почти на всех школьных предметах. Эти проблемы ко всему прочему сопровождают сопутствующие психологические аспекты: низкий уровень слухового внимания и памяти, недостаточная сформированность саморегуляции и самоконтроля, быстрая утомляемость и истощаемость.
<<Лидген для статьи>>
Диагностика речи младших школьников
Если у ребёнка нарушены произношение звуков и формирование словаря, это приводит:
- к недостаточному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова и успешного овладения грамотой;
- трудностям с письмом, чтением, инструкциями, учебными понятиями, терминами;
- сложностям в формулировке мыслей.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у таких детей снижается уровень вербальной памяти и продуктивности запоминания. Простыми словами: детям сложно понимать и запоминать многоступенчатые инструкции. Они пропускают некоторые элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов и картинок.
Речевые нарушения тесно связаны со многими сторонами психического развития. Поэтому у ребёнка могут быть особенности мышления, например отставание в наглядно-образной сфере мышления, овладении операциями анализа, синтеза, сравнения без специального обучения.
Чтобы писать грамотно, важно:
- различать и правильно произносить все звуки родного языка;
- владеть навыками звукового анализа и синтеза, морфологическим анализом слова, грамматическими нормами языка;
- различать сходные по написанию буквы;
- иметь систематизированный осмысленный словарный запас.
Вот несколько советов родителям от экспертов:
- Если ребёнку задали прочитать текст или написать длинный текст, разбейте задание на части и выполняйте в несколько этапов.
- Не заставляйте детей переписывать домашнее задание несколько раз — это не поможет им усвоить правило, а только нанесёт вред, поселит неуверенность в себе и увеличит количество ошибок.
- Хвалите ребёнка за каждое достижение.
- Помните, лучший учитель — ваша правильная и грамотная речь.
Диагностика речи школьников
Особенности лексики при речевых нарушениях у детей среднего и старшего школьного звена — бедность словарного запаса, неумение использовать в практической речи навыки словообразования и построения развёрнутых предложений. Например, ребёнок не до конца понимает значение некоторых слов или путает их по звуковому сходству.
Ошибки грамматического строя встречаются в словообразовании, например образовании прилагательного от существительного «слива» —– «сливный», «сливной» или «сливочный», а также в употреблении глаголов и их грамматических форм, использовании предлогов, падежном управлении. Например, «мама вернулась с магазина».
Подросток с нарушением развития речи путает порядок слов в сложных предложениях, пропускает члены предложения, повторяет слова и обрывает мысли.
Таким детям бывает сложно определить замысел произведения, выстроить логическую последовательность, подобрать лексические средства. Есть затруднения при формулировании выводов, обобщений, доказательств. Пересказ обычно дословный, предложения примитивны, смысловые части текста отсутствуют.
Профилактика речевых нарушений
С детьми, у которых выявлены проблемы с произношением или пониманием речи, работают логопеды. Для каждого случая специалисты подбирают индивидуальные упражнения. Делимся пятью упражнениями от логопеда, которыми можно заниматься дома.
Татьяна Малай: «Артикуляционная гимнастика может стать частью игры. Достаточно заниматься всего 3–5 минут в день, чтобы увидеть результаты. Рекомендуется выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы ребёнок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения».
Качели
Упражнение направлено на укрепление мышц языка для верхнего подъёма, подготовку к произношению звуков [р], [р’], [л] и [л’].
Как выполнять: открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка последовательно дотрагиваться до верхней и нижней губы, будто движение идёт от носа до подбородка и обратно. Выполнять упражнение 5–6 раз.
Обратить внимание: работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.
Хлопушка
Задание на слухоречевое восприятие.
Как выполнять: вы называете звук, а затем — разные слова. Задача ребёнка — хлопнуть, когда в слове он услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.
Обратить внимание: используйте разные слова и произносите их так, как говорили бы в обычной речи. Следите, чтобы ребёнок не заучивал «правильные ответы» по вашей реакции.
Дятел
Упражнение поможет малышу научиться правильно произносить звук [р]. Звук [д] — основополагающий при постановке звука [р], так как помогает длительно удерживать язык наверху.
Как выполнять: улыбнуться и открыть широко рот, постучать твёрдым кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко и многократно произнести звук [д]. Сначала медленно, затем увеличить темп. Упражнение выполнять 10–15 секунд.
Обратить внимание: нижняя челюсть неподвижна, рот всё время открыт, губы в улыбке. Кончик языка напряжён, он не должен подворачиваться, а звук должен быть в виде чёткого удара.
Ищи
Задание на распознавание звуков.
Как выполнять: загадайте звук и предложите ребёнку найти все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, [с]: стол, стул, сервиз.
Обратить внимание: эта задача подходит только внимательным ученикам, не давайте ребёнку отвлекаться во время задания. Лучше сделайте подходы короче и завершайте игру до того, как малыш устанет.
Лошадка
Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку и укрепляет верхний подъём, подготавливает артикуляционный аппарат малыша для произношения звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’], [р] и [р’].
Как выполнять: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем пощёлкать кончиком языка. Рот должен быть открыт широко, чтобы тянулась подъязычная связка.
Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Образование детей с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи могут воспринимать школьную программу на том же уровне, что и другие ученики. Однако с некоторыми предметами или заданиями им будет сложнее, например с написанием сочинений по русскому языку или заучиванием стихотворений.
Обсудить проблемы и решить их можно вместе с ребёнком и учителем. Найдите замену привычным заданиям, чтобы ребёнку было комфортно. Например, дети с заиканием часто вместо устных ответов готовят письменные доклады или презентации и сдают их перед уроком.
Обязательно включите в программу ребёнка занятия с логопедом. Он поможет исправить нарушения речи.