<<Лид>>
Как устроен экзамен
Задания
В ОГЭ-2024 по биологии две части и 26 заданий.
Часть 1
21 задание с кратким ответом. В бланк достаточно вписать одну или несколько цифр с правильным вариантом ответа, нужное слово или словосочетание, верно определить последовательность или установить соответствие.
В заданиях 6, 8, 12, 14, 15 нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа. В задании 1 — ввести термин. В заданиях 4, 7, 9, 16, 17, 19 — выбрать несколько верных вариантов ответа.
Задания 2, 11, 18: установить соответствие, подобрав к каждому элементу из первого столбца верную цифру из второго.
Задание 21: установить соответствие между элементами столбца и ячейками таблицы
Задания 3, 5, 20: установить правильную последовательность элементов.
Задание 10: вставить верные термины в текст.
Задание 13: выбрать характеристики, соответствующие внешнему строению животного.
Часть 2
Пять заданий с развёрнутым ответом. В них требуется сформулировать ответ и/или описать ход решения.
Задание 22: проанализировать изображение (рисунок или фотографию) и ответить на два вопроса.
Задание 23: изучить краткое описание биологического эксперимента или исследования и ответить на два вопроса.
Задание 24: прочитать и проанализировать текст и ответить на три вопроса к нему.
Задание 25: поработать с данными статистики, представленными в виде таблицы, и ответить на вопросы.
В задании 26 от вас потребуется проанализировать данные о калорийности продуктов и нормах питания из нескольких источников (таблиц, схем, диаграмм), изучить текст задания, сделать необходимые расчёты и ответить на три вопроса, обосновав необходимость рационального и здорового питания.
Разделы курса
Экзаменационная работа по биологии охватывает пять основных блоков:
1. Биология как наука.
2. Признаки живых организмов.
3. Система, многообразие и эволюция живой природы.
4. Организм человека и его здоровье.
5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
<<Лидген для статьи>>
Требования
Чтобы успешно сдать экзамен, вам нужно знать:
- наименования биологических наук; отличия и особенности применения лабораторного оборудования, приборов; характеристику методов биологических исследований;
- строение и особенности функционирования клеток, тканей, органов и живых организмов;
- принятую в биологии классификацию растений и животных, а также основные признаки царств, типов и классов;
- современные научные взгляды на эволюцию живой природы;
- строение и функции органов и систем человеческого организма;
- принципы системной организации живой природы, законы действия экологических факторов, виды взаимосвязей между организмами;
- основные экологические проблемы и пути их решения.
Время
ОГЭ по биологии длится два с половиной часа (150 минут).
Материалы и оборудование
Разрешается брать с собой на экзамен линейку и непрограммируемый калькулятор.
Как оценивается работа
Всего на экзамене можно получить 48 первичных баллов.
1 балл: задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20.
2 балла: задания 3-5, 7, 9-11; 16-19; 21 в первой части; 22, 23 во второй части.
3 балла: задание 13 в первой части; задания 24-26 во второй части.
За задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 вы получите 1 балл, если верный ответ будет записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
За задания 3 и 5 получите 2 балла, если каждый символ в ответе поставите на своё место, и в ответе не будет лишних символов. За эти же задания вы получите 1 балл, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне. Во всех других случаях — 0 баллов.
За задания 4, 7, 9, 16, 17, 19 вы получите 2 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе (порядок записи символов в ответе значения не имеет), в ответе отсутствуют лишние символы. 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует верному ответу (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях — 0 баллов.
За задания 10, 11, 18, 21 вы получите 2 балла, если каждый символ в ответе будет стоять на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ. Во всех других случаях — 0 баллов. Помните, что если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
За задание 13 вы получите 3 балла, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.
В заданиях 22–26 количество баллов зависит от полноты и правильности ответов.
Подробнее о требованиях к сдаче экзамена и распределении заданий по тематическим блокам и уровням сложности можно прочитать в спецификации для проведения ОГЭ в 2024 году. Скачать документы можно на сайте.
<<Блок перелинковки>>
Разбор некоторых заданий
Задание 9
Пример
Какие из приведённых свойств характерны для растений из семейства Розоцветные? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Могут быть древесными
2. Пятичленный цветок
3. Прилистники всегда отсутствуют
4. Плод — ягода
5. Параллельное жилкование листьев
6. Большое число тычинок в цветке
Решение
Чтобы выполнить задание, нужно знать характерные признаки семейств, в данном случае семейства розоцветных. При подготовке к экзамену сделайте краткое описание каждого семейства по следующему алгоритму.
$–
👉 Умейте выделять общие признаки разных групп организмов.
Ответ: 1, 2, 6.
Пример
Какие из перечисленных признаков красноухой черепахи позволяют отнести её к хордовым животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка
2. Центральная нервная система закладывается в виде трубки
3. Развиты лёгкие, дышит атмосферным кислородом
4. У эмбриона имеется хорда
5. В глотке эмбриона есть жаберные щели
6. Размножается путём откладывания яиц во влажный песок
Решение
Ищите ключевые слова, которые помогут определить признаки принадлежности черепахи к хордовым: хорда, нервная система трубчатого типа, жаберные щели в глотке хотя бы на ранней стадии развития.
Ответ: 2, 4, 5.
Задание 11
В этой линии заданий часто предлагается установить соответствие между видами (или другими группами — классами, семействами, отрядами) и их признаками.
👉 Имейте в виду, что далеко не всегда будет соблюдаться пропорциональное соотношение в распределении ответов: например, три единички и три двойки. Однако если вам кажется, что пять или все шесть ячеек в таблице должен занимать только один вариант ответа, то, скорее всего, в ваших рассуждениях есть ошибка.
Пример
Установите соответствие между перечисленными насекомыми и типами их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго.
Насекомое
А. Стрекоза коромысло
Б. Пустынная саранча
В. Рыжий муравей
Г. Постельный клоп
Д. Виноградная тля
Е. Майский жук
Тип развития
1. Полное превращение
2. Неполное превращение
Ответ:
А — 2
Б — 2
В — 1
Г — 2
Д — 2
Е — 1
Задание 3
В этом задании требуется установить верную последовательность таксономических групп — царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид.
Пример
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Класс Птицы
2. Вид Ворона серая
3. Тип Хордовые
4. Род Вороны
5. Отряд Воробьинообразные
Решение
Наибольшая таксономическая единица в данном случае — тип Хордовые. За ним следуют класс Птицы, отряд Воробьинообразные, род Вороны и вид Ворона серая.
Ответ: 31542
Задание 10
В этом задании необходимо вставить в текст подходящие по смыслу слова из предложенного перечня.
Пример
Ответ: 4578
Задание 14
Для того, чтобы выполнить задание нужно хорошо знать фактический материал и применить умение распознавать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.
Пример
Под каким номером изображён головной мозг человека?
Ответ: 2
Задания 19-21
Для того, чтобы выполнить задания нужно хорошо знать экосистемную организацию живой природы. Применить умение работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, иллюстраций и др.). Применить умение выявлять причинно-следственные связи между биологическими объектами, явлениями и процессами.
Пример
Задание 19. Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания дубового усача.
Список характеристик:
1 — паразит;
2 — стволовой вредитель;
3 — хищник;
4 — продуцент;
5 — консумент первого порядка;
6 — растительноядное животное.
Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.
Ответ: 2,5,6
Задание 20
Пример
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.
Ответ: РПНМ или РПОМ
Задание 21
Пример
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность пядениц и ястребов, если в течение нескольких лет шло сокращение численности зябликов?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Ответ: 1 2
Задание 24
В этом задании вам даётся текст и несколько вопросов к нему.
Пример
Используя содержание текста, ответьте на следующие вопросы.
1. Можно ли утверждать, что ареал обитания пухляка — вся лесная зона Северного полушария? Ответ аргументируйте.
2. Сколько приблизительно яиц может произвести пара пухляков за всю жизнь, если известно, что половозрелыми птицы становятся на втором году жизни?
3. Какие количественные морфологические признаки пухляка указаны в тексте?
Решение
1. Нельзя утверждать, так как пухляк обитает только в Евразии и не встречается в Северной Америке. Коварство вопроса в том, что в тексте содержится упоминание о лесной зоне как типичном местообитании буроголовой гаички.
2. Если информации в самом тексте нет, определите, какие именно данные нужны для получения ответа.
Чтобы определить, сколько яиц приносит пара пухляков за жизнь, нужно знать, сколько они живут, когда начинают приносить потомство, сколько яиц в кладке и сколько выводков бывает в год. Все эти данные есть в тексте и вопросе: пухляк становится половозрелым на втором году жизни, живёт до 9 лет, в кладке обычно 6–8 яиц, двух выводков в сезоне не бывает.
Сделайте необходимые расчёты: 6 × 8 = 48, 8 × 8 = 64.
Ответ: 48–64 яйца производит пара пухляков за всю жизнь.
Типичная ошибка: не учитывается важная информация, в данном случае возраст, с которого птицы могут приносить потомство.
3. Морфологические признаки характеризуют особенности внешнего и внутреннего строения. Количественные признаки имеют численное выражение. В данном случае это длина и масса тела, а также размах крыльев. Окраска тоже морфологический признак, но он качественный (описывается словами), и поэтому не является компонентом верного ответа.
Задание 25
В этом задании дана таблица со статистическими данными. Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии.
Пример
Пользуясь таблицей «Объём кровотока» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:
1. В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?
2. Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?
Решение
1. Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить почему, используем знания биологии. В данном случае причина — необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.
2. Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу.
Задание 26
В этом задании приводятся статистические данные в виде двух-трёх таблиц, схем, на основании которых вам необходимо рассчитать энергозатраты и составить меню или проанализировать готовый рацион питания.
Пример
Миша решил посетить скалодром. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, он надел ролики и за полчаса быстрого катания добрался до скалодрома, где провёл два часа на скалолазных трассах, после чего вернулся домой на роликах более длинным путём, потратив 40 минут.
После возвращения Миша решил пообедать и заказал в ближайшем кафе суп с фрикадельками, порцию гречневой каши с тушёной говядиной, два куска хлеба, апельсиновый сок и пирожное «Лакомка».
- Каковы суммарные энергозатраты Миши на тренировке по скалолазанию и прогулке на роликах (в оба конца)?
- Покрывает ли энергетическая ценность обеда Миши эти энергозатраты?
- Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.
Решение
1. Пользуясь первой таблицей, подсчитываем энергозатраты.
Скалодром — 5,5 ккал/мин, 2 часа, то есть 120 минут.
Катание на роликах — 7,5 ккал/мин, 30 минут туда и 40 минут обратно, итого 70 минут.
(5,5 × 120) + (7,5 × 70) = 660 + 525 = 1 185 ккал.
2. Пользуясь второй таблицей, подсчитываем энергетическую ценность обеда.
Суп с фрикадельками — 145 ккал.
Гречневая каша — 153 ккал.
Тушёная говядина — 220 ккал.
Два куска хлеба — 2 × 65 ккал.
Апельсиновый сок — 60 ккал.
Пирожное «Лакомка» — 545 ккал.
Итог: 1 253 ккал.
Сравниваем энергозатраты и энергетическую ценность обеда, делаем вывод: энергетическая ценность обеда Миши покрывает его энергозатраты на тренировку и дорогу в оба конца.
3. Вспоминаем функции углеводов в организме человека. Указываем одну из них на выбор: запасающая; строительная (структурная); энергетическая.