Структура ОГЭ по географии
В ОГЭ по географии 30 заданий. Работа содержит 27 заданий с записью краткого ответа, из них:
- 8 заданий с ответом в виде одной цифры,
- 5 заданий с ответом в виде слова или словосочетания,
- 14 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр.
Работа содержит 3 задания с развёрнутым ответом, в двух из которых (12 и 28) требуется записать полный обоснованный ответ на поставленный вопрос.
На экзамене можно пользоваться линейкой, непрограммируемым калькулятором и атласом любого издательства.
На выполнение работы у школьника есть 2 часа 30 минут (150 минут).

Какие материалы лучше использовать
Чтобы справиться с заданиями ОГЭ по географии, нужно знать основные географические понятия и закономерности, а также уметь пользоваться атласом. Штудировать учебники бесполезно, так как большой объём теории может только запутать. Лучше всего разбирать задания прошлых лет, которые можно найти на сайте ФИПИ.
10 заданий экзамена можно решить, используя информацию в атласах.. Важно помнить, что в атласе за 7 класс содержатся карты мира, материков и океанов, атлас за 8 класс посвящён природе России, а за 9 класс — экономике России. Если школьник растерялся, нужную карту можно найти с помощью оглавления.
Запомнить расположение гор, морей и городов поможет тренировка с контурными картами или картой-пазлом. В остальных заданиях необходимая информация дана в условии.
Как выполнять задания
Рассмотрим пример задания 14. Нужно определить, в каких городах России повышение уровня Мирового океанапредставляет наибольшую опасность. В первую очередь обратимся к здравому смыслу и сообразим, что для опасности со стороны Мирового океана город должен располагаться у побережья. Теперь с физической или административной карты России определяем, что ближе всего к Мировому океану расположены Калининград и Владивосток — ответ 24.

Задания 5 и 6 выполняются на основе предложенной метеорологической карты. Школьнику нужно знать, что буквой «Н» обозначают циклон, а «В» — антициклон. Остальные условные обозначения подписаны, например, выпуклости — тёплый атмосферный фронт, зазубринки — холодный.

Предположим, в задании 5 требуется определить, какой из городов (Архангельск, Хабаровск, Тура, Тикси) находится в зоне действия циклона.
На карте чётко видно, что Хабаровск расположен в зоне действия циклона (около буквы Н), остальные города находятся в пределах зоны действия антициклонов.

Для решения задания 6 анализируем расположение атмосферных фронтов. Поскольку на Пермь надвигается тёплый атмосферный фронт, этот город следует выбрать в качестве ответа на задание. Проверим другие варианты: к Новороссийску подходит холодный фронт, а Дудинка и Владивосток расположены далеко от холодного и тёплого фронтов.
В задании 8 нужно знать, что чем глубже залегает порода, тем она древнее, чем ближе к поверхности, тем моложе. В данном примере верный ответ «3|1|2».

Вопрос, в котором пригодится географическое мышление, встретится в задании 18. Даны 4 точки, как правило, две на севере и две на юге. Необходимо разобраться, к какому городу относится климатограмма. Советую действовать по алгоритму:
1. Определяем, в каком полушарии находится искомый город. Если тепло в январе, а холодно в июле, значит, в Южном, если наоборот — в Северном.

2. Смотрим, сколько выпадает осадков. Советуем ориентироваться на показатель 600 мм в год для Москвы и сравнивать данные с этим количеством.

В нашем примере самые тёплые месяцы обозначены буквой «и» — июнь и июль, значит, город в Северном полушарии, отсекаем точки C и D. Число 1204 указывает на количество осадков. В данном случае — больше, чем в Москве, поэтому город скорее всего расположен ближе к океану. Далее смотрим температурный режим, видим, что температура не опускается ниже 4 °C, поэтому точка В в умеренном климатическом поясе нам не подходит. Таким образом, мы пришли к выводу, что верным ответом будет точка А.
Как избежать ошибок
Перечитывать задание перед ответом
Типичные ошибки ученики допускают из-за волнения и по невнимательности. Например, в задании 8 требуется перечислить породы, начиная от более древних, а школьник указывает в обратном порядке. Другой случай: в задании 19 школьник прекрасно понимает, что первыми Новый год встречают жители Чукотки и Камчатки, а в ответе всё перепутает. Поэтому задание следует читать внимательно и перечитывать его снова перед тем, как записать ответ.

Давать полный, развёрнутый ответ
В задании 12 требуется показать, что ученик умеет читать карту. Здесь нужно не полениться и описать каждый из приведённых участков, иначе ответ будет неполным.
В каком порядке выполнять задания
На ОГЭ по географии следует ориентироваться в карте страны. Экзамен не предполагает, что ученик будет выискивать Валдай или Республику Татарстан в течение 15 минут. Советуем выбирать стратегию работы на экзамене в зависимости от уровня владения картой.
Если школьник легко ориентируется в географии России, лучше выполнять задания по порядку. Такому выпускнику будет несложно, например, выбрать из перечня страну, с которой Россия граничит на море и на суше.
Если с картой есть сложности, стоит пропустить задания подобного типа. К ним можно будет вернуться, если останется время. Лучше сосредоточиться на заданиях, в которых вся необходимая информация содержится в вопросе и пояснении к нему.
Что запомнить
- Физическую и административную карту мира нужно изучить заранее — на экзамене времени на долгие поиски рек и городов не будет.
- Вместо учебника лучше сразу взяться за демоварианты. Полезно выполнять и задания прошлых лет, чтобы запомнить расположение географических объектов.
- Подготовиться к экзамену самостоятельно можно с помощью сайта ФИПИ и трёх атласов: за 7, 8 и 9 класс. Для этого нужно изучить кодификатор и спецификацию ОГЭ по географии, а также внимательно прочитать критерии оценивания и примеры правильных ответов.
- Опытный преподаватель научит действовать по алгоритму и подскажет, в каком атласе искать информацию к каждому заданию.
- Если ученик не знаком с географией России, лучше сосредоточиться на заданиях, не требующих знаний карты.