<<Лид>>
Содержание:
Задания
В ОГЭ по обществознанию 24 задания.
16 заданий — с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В некоторых их них нужно выбрать только один вариант ответа (задания 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18) и вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие. В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 — в виде слова (словосочетания).
8 заданий — с развёрнутым ответом, связанные с анализом фотографии, диаграммы, какой-нибудь финансовой ситуации, предложенного текста на определённую тему. В заданиях 1, 5, 6, 12, 21–24 нужно самостоятельно сформулировать и изложить свои мысли, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или из курса обществознания.
Разделы курса
На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:
— «Человек и общество» (задания 2–4)
— «Сфера духовной культуры» (задания 2–4)
— «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности)
— «Социальная сфера» (задания 10–11)
— «Сфера политики и социального управления» (задания 13–14)
— «Право» (задания 16–18)
В заданиях 1, 5, 6, 12, 21–24 различное содержание в разных вариантах.
Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации-2023. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.
Время
Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности — до 10 минут.
Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:
Задание 26 → 15–20 минут
Задание 29 → 15–20 минут
Задание 31 → 10–15 минут
В задании 26 нужно прочитать текст и составить план. В заданиях 29 и 31 — найти в тексте определённую информацию и привести примеры, используя текст и знания курса обществознания.
1 балл → задания 2–4, 7–11, 13, 14, 16–20.
2 балла → задания 1, 6, 15, 21, 22, 24. Задание 15 оценивается 2 баллами, если ошибок нет, и 1 баллом, если допущена одна ошибка. В остальных заданиях баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.
З балла → за выполнение каждого из заданий 5 и 23. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла — в зависимости от полноты ответа.
4 балла → за полное и правильное выполнение задания 12. При неполном выполнении, в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа, — 3, 2 или 1 балл.
Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 37 первичных баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале:
14–23 → «3»
24–31 → «4»
32–37 → «5»
<<Лидген для статьи>>
1. Внимательно читайте все слова в условии
В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет значение для правильного решения.
Задание 2. Отличительной тенденцией развития современного общества является:
1. Механизация
2. Индустриализация
3. Модернизация
4. Глобализация
Решение. В данном случае ключевое слово — «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.
Ответ: 4.
2. Выучите все термины и определения
Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.
Задание 3. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?
1. Личность
2. Темперамент
3. Индивид
4. Талант
Решение. Вспоминаем определение: «личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ к заданию — личность.
Ответ: 1.
3. Читайте первоисточники
Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.
Задание 13. Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:
1. Председатель Совета безопасности
2. Министр обороны
3. Начальник Генерального штаба
4. Президент РФ
Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».
Ответ: 4.
4. Будьте внимательны
Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.
Задание 19. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:
1. Наступает только за совершённое преступление
2. Применяется компетентными органами государства
3. Строго регламентируется нормами права
4. Влечёт судимость гражданина
Ответ. Заполненная таблица с ответом должна выглядеть так:

Ответ в бланк записываем в виде последовательности цифр, без пробелов и других знаков: 2314.
5. Не используйте дополнительную информацию, если это не указано в условии
Если каких-то данных в задании нет — значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.
Задание 12. В ходе социологического опроса, проведённого среди людей разных возрастов, им предложили ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, больше влияет на развитие способностей человека?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
.png)
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные вами: а) сходство; б) различие.
Вам предстоит сформулировать:
- вывод о сходстве мнений среди групп опрошенных;
- вывод о различии в мнениях опрошенных;
- предположение, объясняющее выявленные сходства;
- предположение, объясняющее выявленные различия.
Чем отличаются выводы от предположений?
Выводы — это то, что непосредственно вытекает из анализа представленной информации.
Предположения — это уже ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Важно: для выделения сходства и различия вам необходимо определить, какие группы опрошенных сравниваются. Сравнивать нужно группы опрошенных между собой (мужчины и женщины, 25-летние и 50-летние, люди со средним образованием и с высшим образованием и пр.). Не нужно сравнивать ответы внутри одной группы (например, «столько процентов мужчин выбрали этот вариант ответа, а столько мужчин ответили вот так»).
Если в вашем ответе будут присутствовать только предположения (без выводов по гистограмме), такой ответ будет оценён в 0 баллов!
Ответ:
Сходство: одинаковое количество 25-летних и 50-летних считают, что больше всего на развитие способностей влияют врождённые задатки.
Объяснение: сходство позиций можно объяснить тем, что среди населения всегда бытует мнение, что талантливый человек таким рождается.
Различие: 50-летние в большей степени, чем 25-летние, считают, что успех зависит от социального окружения.
Объяснение: различие позиций может быть связано с тем, что люди с большим опытом, чем у молодого поколения, может быть, знают больше реальных примеров, когда успех зависит от социального окружения.
(Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.)
На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить четыре задания. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.

Задание 21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
- В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
- План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
- Идеи не всегда совпадают с абзацами.
- План должен быть кратким и лаконичным, без длинных предложений.
- Можно использовать вопросительные предложения.
- План должен способствовать возникновению целостного представления о тексте.
- Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, посмотрев на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
- Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.
Задание 22. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.
- Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
- Перепишите определения, сокращая их своими словами.
- Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.
Задание 23. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.
- Найдите в тексте нужные определения.
- Определите, какое из них ближе всего автору.
- Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или из собственного опыта.
- В 2–3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.
Задание 24. Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.
- Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
- Выберете две из них.
- Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
- К каждой черте приведите пример не из текста.
- Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.
Хочу сдать ОГЭ на высший балл
Скачивайте пошаговый план подготовки.


Какие разделы курса нужно знать, как решать задачи с кратким ответом и как работать с текстом. Разбираемся вместе с преподавателем по обществознанию в «Фоксфорде» Ольгой Маловой.
Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?