<<Лид>>
Я жила в Брянске и уже в средней школе знала, что поеду в Москву поступать на факультет журналистики. Но училась я в лицее, где упор был на естественные науки, — поэтому литературой приходилось заниматься самостоятельно.
На факультет журналистики любого вуза нужно сдавать дополнительное творческое испытание. Обычно это письменная работа и устное собеседование. Меня такая перспектива очень пугала, не хотелось после сдачи ЕГЭ в школе писать ещё и дополнительные экзамены. Мне казалось, что это очень сложно и рискованно: если плохо сдашь творческий конкурс, не поступишь даже с отличными баллами. Поэтому я решила сделать упор на олимпиады.
Олимпиады ВШЭ и МГУ
С 5-го класса я участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам. В старших классах я узнала о существовании вузовских олимпиад, которые дают льготы при поступлении, и начала пробовать в них свои силы.
В 10-м классе я успешно написала заочный этап олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая проба» по литературе и съездила в Москву на очный этап, где получила диплом II степени. ВШЭ устроила торжественное награждение с победителями и призёрами. Мне понравились вуз, отношение к абитуриентам, атмосфера — я поняла, что хочу поступать только туда.
Я продолжила углублённо заниматься литературой и в 11-м классе участвовала уже в трёх олимпиадах: «Высшей пробе» по литературе и журналистике и олимпиаде «Ломоносов» по литературе. Первые этапы везде проходили заочно, поэтому мне удавалось совмещать олимпиады друг с другом — и с остальной жизнью.
Во всех олимпиадах я прошла в заключительные этапы. Они проходили очно в Москве. По профилю «Журналистика» я ничего не получила. Мне вернули работу со множеством замечаний, которые я использовала при подготовке к поступлению. А вот по двум другим олимпиадам я стала призёром III степени, причём в обеих мне не хватило всего 1 балла для диплома II степени. Обе олимпиады тогда были II уровня и давали одинаковую льготу — 100 баллов по литературе.
Как пригодился олимпиадный опыт при поступлении
Мне всё-таки пришлось сдавать дополнительные экзамены, которых я так боялась — и в НИУ ВШЭ, и в МГУ. И здесь очень помог олимпиадный опыт. После неудачи с журналистикой я разобрала с преподавателем все комментарии эксперта. Эту обратную связь я использовала, когда писала эссе для поступления на журфак НИУ ВШЭ, и это помогло набрать достаточное количество баллов. А на экзамене на филфак МГУ мне попалось произведение «Матрёнин двор» Солженицына, которое я уже разбирала на олимпиаде «Ломоносов».
И, конечно, 100 баллов за ЕГЭ по литературе, которые мне принёс олимпиадный диплом, были совсем не лишними для поступления. В результате я прошла в оба вуза и выбрала факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.
Как готовиться к олимпиадам по литературе
Участие
Практика написания олимпиад очень важна, и начинать в них участвовать лучше со средней школы. Тогда в старших классах, вы будете хорошо знать формат заданий и уверенно чувствовать себя на очных этапах.
Начитанность
Чтобы успешно писать олимпиады по литературе, нужно много читать, и не только книги по школьной программе. Каждый вуз обязательно публикует список произведений, знание которых требуется при решении олимпиадных заданий. Полезно прочитать хотя бы несколько книг из списка и уметь применять эти знания.
Теория литературоведения
На олимпиаде по литературе в большинстве случаев требуется проанализировать текст. Чтобы это сделать, нужно знать литературоведческие термины. Это как формулы в математике, которые нужно выучить. Я занималась по разным пособиям, например, по «Русской литературе в таблицах и схемах». Там много полезной информации для анализа произведений и в целом о литературном процессе.
Изучение исторического и литературного контекста
При написании олимпиадных заданий очень помогает знание исторического и социального контекста: литературных процессов того времени, основных событий, которые происходили в стране и мире. Эти обстоятельства влияют на смысл произведения, его форму — всё это можно использовать в анализе. Например, поэма А. Блока «Двенадцать» неразрывно связана с революцией 1917-го года. Также для анализа можно использовать детали биографии автора.
Анализ текста
Эссе или сочинение с разбором текста должно быть логичным, структурированным и понятным, а для этого надо много практиковаться. Во время подготовки я каждый день писала анализ одного текста: отрывка в прозе или стихотворения — на это могла уйти тонкая тетрадь в 12 листочков. Затем разбирала свою работу с учительницей литературы.
Критерии оценивания и изучение чужих работ
Критерии оценивания работ выложены в открытом доступе, и хотя на гуманитарных олимпиадах они довольно расплывчатые, их всё равно нужно изучить. Кроме того, полезно знакомиться с лучшими работами прошлых лет, их выкладывают на сайтах вузовских олимпиад. Их также необходимо анализировать и разбирать на составляющие: содержание, структура, аргументы, примеры и так далее.
Олимпиадные задания
Участие во всех олимпиадах по литературе оттачивает умение отвечать на вопросы, анализировать тексты, писать сочинения и эссе. При этом конкретные задания на разных олимпиадах отличаются.
«Высшая проба»
Олимпиада по филологии «Высшая проба» проходит в два тура. Первый тур — ответы на вопросы теста, второй — анализ текста.
В первом туре проверяется знание текстов произведений отечественной и зарубежной литературы, общие представления об истории и теории литературы и языка, умение соотносить тексты и события русской истории.
Во втором туре можно выбрать одно задание из трёх вариантов:
- сочинение (эссе);
- сопоставительный анализ двух стихотворений;
- комментирование как интерпретация текста; в этом задании нужно максимально прояснить содержание текста.
Примеры заданий и лучшие работы прошлых лет можно найти на сайте олимпиады.
Олимпиада «Ломоносов»
На олимпиаде МГУ «Ломоносов» по литературе также два тура. Задания обоих туров похожи: нужно ответить на вопрос о функциях того или иного элемента в произведении и написать сочинение на любую из тем на выбор.
Примеры заданий и лучшие работы прошлых лет можно найти на сайте олимпиады.