<<Лид>>
Никита Иванов,
менеджер Центра античной и восточной археологии и Института классического востока и античности НИУ ВШЭ
Что делают археологи
Археология — это наука, которая изучает прошлое человека по вещественным источникам. Изучая своё прошлое, мы можем разнообразить настоящее и облегчить будущее.
Отношение археологии к истории до сих пор является предметом споров людей науки. Сейчас хороший учёный не может назвать себя только археологом, эпиграфистом или кем-то ещё. Учёный сегодня — это человек с широким кругозором и умением беспристрастно анализировать данные, а также пользоваться инструментами разных научных дисциплин. Всем исследователям-гуманитариям нужно владеть методами, которые помогут в изучении конкретной темы.
Археолог пользуется достижениями не только гуманитарных, но и естественных наук: например, с помощью радиоуглеродного датирования он узнаёт возраст объектов. Такому учёному нужно одновременно быть и эпиграфистом, чтобы читать древние надписи, и нумизматом, чтобы исследовать монеты.
Где работают археологи
— Археолог, как и любой гуманитарий, может работать учителем в школе или в университете. Археологическое образование позволяет преподавать историю;
— Можно окончить аспирантуру, получить научную ставку и работать в научном подразделении университета или Академии наук. Академическую карьеру совмещать с работой в научно-исследовательских или коммерческих экспедициях;
— В строительных компаниях и архитектурных бюро существуют ставки для археологов — это называется коммерческой археологией. При строительстве того или иного объекта по закону нужно проводить археологические исследования, чтобы случайно не уничтожить ценные артефакты.
Что изучают археологи
Я работаю в вузе, в Центре античной и восточной археологии, а также в нескольких экспедициях, работаю в коммерческой археологии и монтирую лекции по древнему искусству Греции. Тема моего исследования — история древнего города Парий, который располагается на берегу Мраморного моря в Турции. Я работал там прошлым летом, а сейчас собираю литературу, анализирую её для подготовки первой публикации на русском языке об этом городе. Важно, чтобы русскоязычные исследователи могли познакомиться с этим памятником.
Я люблю археологию за возможность знакомиться с древними культурами, работать с людьми из разных стран. Во всех частях мира люди по-своему организуют быт, проводят раскопки и интерпретируют найденные предметы: от Тамани до Агридженто. Такой опыт сильно расширяет кругозор и очень ценен.
Как стать археологом
Некоторые археологи получают специализированное образование сразу после школы, но многие приходят в эту науку из смежных сфер.
Моё первое образование — историко-филологическое. В 2008 году, после первого курса, нас отвезли на практику на юг. Месяц в палатках под палящим степным солнцем на берегу моря. В этом есть своя романтика, вдали от цивилизации все человеческие черты вылезают наружу: как ты умеешь работать, можно ли на тебя положиться в сложной ситуации. Мне настолько понравилось, что я ездил на раскопки почти 10 лет подряд в качестве волонтёра, а последние несколько лет уже как руководитель экспедиционного лагеря.
При этом моя основная работа в вузе не была связана с археологией. В 2021 году я решил, что стоит переквалифицироваться в археолога, чтобы эта научная сфера стала не просто хобби, а весомой частью моей жизни.
<<Лидген для статьи>>
Что сдавать на археолога
Поступить в бакалавриат или специалитет на направление «Археология» можно, выбрав следующие предметы на ЕГЭ:
- русский язык;
- история;
- иностранный язык;
- обществознание.
В некоторых вузах также требуется дополнительно пройти внутренний экзамен.
Где учиться на археолога
Специализированные программы бакалавриата или специалитета по археологии есть не во всех российских университетах и гуманитарных вузах, но большинство исторических факультетов предлагает своим студентам практику в археологических экспедициях, исследовательские школы и конференции, а также магистерские программы по археологии. Вот самые крупные вузы, в которых могут получить образование будущие археологи:
- МГУ (специальность: археология);
- РГГУ (специальности: история, антропология и этнология, историческое краеведение и другие);
- ВШЭ (программы факультета гуманитарных наук);
- ГАУГН (специальность: археология);
- СПбГУ (специальность: археология).
Какие навыки нужны
Археологам приходится работать с совершенно разными дисциплинами, начиная от лингвистики и заканчивая естественно-научными методами. Археолог — это такой мастер на все руки от мира исторических наук. Для каждой проблемы у него должен быть свой инструмент. Можно перечислить следующие навыки, важные для археолога:
— Универсальность и открытость новым методам, которые нужно будет всё время внедрять в свою работу в зависимости от изучаемого предмета;
— Непредвзятость в анализе источников, умение интерпретировать артефакты, которые учёные находят на раскопках древних городов и курганов;
— Понимание контекста и истории изучения археологических находок. Это нужно, чтобы грамотно вводить их в научный оборот;
— Знание древних языков. Это необходимо, чтобы читать древние надписи, а также работать с письменными источниками.
Интересные вопросы и факты об археологии
1. Как изучают цивилизации, не оставившие после себя письменные источники
Письменные источники — лишь один тип источников, да и в последние несколько сотен лет новых письменных источников по истории Рима и Греции не появляется. Археологи исследуют особенности культуры и письменных, и бесписьменных цивилизаций разными способами: можно изучать формы находок, конструкции, материалы, технологии производства.
Археологи не только обращаются к предметам, но и изучают ландшафт и экосистемы, где протекала жизнь какой-либо цивилизации. Учёные могут изучать поселения, могильники, памятники и храмы, чтобы составить представление о повседневной и ритуальной жизни прошлого. Останки людей рассказывают, какими были их диета, образ жизни и культура.
2. Как учёные воссоздают картину прошлого по найденным осколкам
Как в любой реконструкции, здесь предстоит сложный процесс. В основе археологической реконструкции лежит анализ найденных предметов, таких как фрагменты зданий, украшения, орудия труда, предметы быта, а также интерпретация сведений, полученных из древних источников и монументов, таких как статуи и надписи.
Одним из первых шагов в реконструкции города является археологический обзор территории, на которой располагался город. Это позволяет определить границы города, его основные магистрали, населённые пункты, общественные здания. Затем археологи производят раскопки, чтобы обнаружить и изучить остатки зданий, улиц, канализации, систем водоснабжения и других инженерных сооружений. Важной задачей является также изучение рельефа местности и особенностей климата, что позволяет понять, какие условия были характерны для данной территории в прошлом и как это могло повлиять на архитектуру и жизнь населения.
В последнее время произошёл большой технологический прорыв: методы фотограмметрии позволяют создать 3D-модели находок и раскопок, учёные пользуются лидаром и сканируют изучаемые местности лазерными лучами с вертолёта, что упрощает работу по собиранию визуальных данных и помогает моделировать отдельные памятники.
3. Насколько достоверны наши знания о Древнем мире
Достоверность в истории — сложный вопрос: до нас дошла лишь малая часть того, что было в Древнем мире и даже Средневековье. Многие письменные источники дошли лишь в переписанных вариантах. Если представить историю в виде пазла, зачастую мы можем работать даже не с половиной, а с одной четвёртой фрагментов этого пазла, так как это всё, что до нас дошло. Задача историка, археолога и любого гуманитария — не представить достоверную картину прошлого, а правильно описать, связать друг с другом и зафиксировать то немногое, что сохранилось из этого прошлого.
4. Как археологи узнают возраст найденных объектов
Возраст обнаруженного артефакта археологи определяют различными научными методами. Например, если на раскопках найдут предмет, сделанный из дерева, кости или угля, можно анализировать остатки углерода-14. Это вещество содержится во всех органических материалах и неизбежно распадается со временем — благодаря этому распаду учёные узнают, сколько лет назад был произведён найденный объект.
Если артефакт выполнен из древесины, на помощь археологам приходит дендрохронология: возраст дерева можно узнать по его кольцам, а значит, таким же способом датировать деревянные предметы.
При нагревании керамики и камня накапливается энергия, которая потом излучается в виде света. Этот свет тоже можно анализировать — таким образом устанавливают возраст керамической посуды, каменных статуэток и других предметов.
Есть и другие методы датирования, такие как анализ магнитного поля Земли или изучение слоёв грунта.
5. Удивительные открытия археологов
Один из самых ярких примеров — это обнаружение города Помпеи, погибшего от извержения вулкана. Важность открытия в том, что это чуть ли не единственный большой город, который дошёл до нас в «живом» виде. Другие города часто перестраивались, их забрасывали, снова основывали, и поэтому понять, что было на месте Милана во времена древнего Медиолана, зачастую очень сложно. Из-за того, что извержение Везувия превратило в камень почти весь город, Помпеи сохранили огромное количество деталей повседневности древних римлян, о которых до этого мы могли лишь прочитать в письменных источниках.
Конечно, одним из важнейших для археологии было «открытие» памятников Греции и Малой Азии европейскими учёными в XVIII–XIX веках. До этого момента территории древнегреческих городов находились под контролем Османской империи, и европейцы попросту не могли туда попасть. И всё европейское представление об античном мире базировалось в основном на памятниках римской культуры, существовавших на территории современных Италии, Франции и Испании. А когда европейцы наконец получили возможность побывать в Афинах и других городах Древней Греции, увидели воочию древнегреческие статуи, их представление об античности существенно изменилось.