<<Лид>>
Что такое дебаты
Дебаты — это разновидность дискуссии, в которой рассматриваются несколько точек зрения по конкретной теме. Во время дебатов обе стороны (один человек или целая команда) приводят аргументы в защиту своего мнения, а также критикуют противоположную точку зрения. В результате нейтральная сторона — судья — выносит решение, чьи аргументы были убедительнее. Эта сторона и выигрывает дебаты.
С одной стороны, дебаты похожи на дискуссии, которые часто используются в школьных классах как формат активного обучения. В то же время у них есть важное отличие. В дебатах, как правило, представлено намного больше разных мнений. А ещё в них активнее используется причинно-следственная связь и аргументация.
К дебатам также необходимо готовиться заранее — это уже половина победы, так как в защите своей точки зрения важно приводить результаты исследований, статистику и факты. В школьной дискуссии, как правило, ценится свободное выражение своего мнения.
Как проходят дебаты
Состав участников и процесс дебатов зависит от их типа. Например, в дебатах по типу «аквариума» учитель разделяет класс на две группы и задаёт тему прямо на занятии. После формулировки аргументов обе группы презентуют их по очереди. Но какой бы тип дебатов ни выбрал учитель, как правило, там есть следующие роли:
- спикер — один человек или группа учеников, которых объединяет определённая позиция по отношению к теме;
- судья — ученик или преподаватель, который в конце дебатов выносит решение о победителе. Он также даёт обратную связь на аргументы каждого спикера после выступлений;
- модератор — в этой роли ученик следит за соблюдением правил и таймингом;
- аудитория — ученики-наблюдатели, у которых нет активных ролей.
Длительность каждого этапа дебатов зависит от его типа, но в любом случае там существует жёсткий тайминг. Например, может быть так:
- Каждая команда выступает с шестиминутной речью, они идут по очереди и повторяются три раза.
- Перед каждой речью команде даётся минута на подготовку.
- В конце каждая команда выступает с трёхминутной заключительной речью.
Во время дебатов участники должны делать информационные запросы и давать комментарии своим противникам во время их выступлений (кроме заключительных речей). Их также можно делать начиная со второй и заканчивая пятой минутой речи.
Информационные запросы необязательно принимать. Более того, принимать больше одного запроса стратегически не рекомендуется. От команд ожидается, что они будут совершать не менее четырёх попыток представить информационный запрос. Чтобы это сделать, участник должен встать и подать знак, что у него появился запрос. В этот момент выступающий участник либо принимает его, и тогда он озвучивается, либо отклоняет. Максимальная продолжительность запроса — 15 секунд.
Чем полезны дебаты
- Учат критическому мышлению и навыкам аргументации
В школах есть сильная иерархия между учителем и учеником, а информация на уроках не часто соответствует интересам школьников. Во время дебатов, наоборот, можно подвергать сомнению противоположную точку зрения и обосновывать, почему школьники думают так, а не иначе. Вместо того, чтобы пассивно принимать информацию, ученики оттачивают свои мысли, отбрасывают концепции и теории, которые им не близки, и принимают те, которые имеют для них смысл.
- Развивают навыки активного слушателя
Те, кто только начинает участвовать в дебатах, стараются вести подробные записи аргументов противников. Это часто занимает много времени и не помогает. Намного эффективнее внимательно слушать противоположную команду и продумывать защиту своих тезисов в более общем смысле. Это учит просеивать информацию и одновременно слушать оппонента.
- Повышают самооценку
Когда человек хорошо разбирается в теме и уверен в том, о чём говорит, его самооценка естественным образом растёт. Более того, если на дебатах есть хорошая мотивация, то спор будет складываться в конструктивном ключе, а участники не будут переходить на личности. Это может быть очень полезно для подростков, которые борются с самооценкой в школьные годы.
- Развивают эмпатию
Во время дебатов ученики слышат обе точки зрения и поддерживающие их аргументы, поэтому они становятся более открытыми и толерантными. Один из студентов, которого опрашивали для американского исследования, признался: «[Дебаты] научили меня, что я не должен быть таким “ограниченным” и должен выслушать обе точки зрения, а потом уже принять окончательное решение».
- Удерживают полученные знания
По сравнению с традиционным обучением во время дебатов ученики могут лучше запоминать информацию. Это связано с тем, что дебаты — это активное обучение на основе интересов учеников. Как правило, предметы дебатов — темы, в которых ученики заинтересованы. Во всём процессе дебатов также постоянно меняются форматы изучения информации: поиск информации, построение аргументации, поиск альтернативных точек зрения, говорение и активное слушание. Поэтому дебаты помогают учащимся запоминать на более длительное время, чем через заучивание.