Трудный ребёнок: что делать родителям и как его учить

6
минут
чтения

Иллюстрация: Tanya Shegol / Dribbble

Родителям

<<Лид>>

Валерия Медведкова
Транзактный психолог, знает всё о трудных детях

Для начала нужно определиться с тем, кто такой трудный ребёнок. Условно это определение можно разделить на две части:

  • у ребёнка есть неврологические особенности, и поэтому с ним сложно справиться. В таком случае стоит обратиться к детскому неврологу, психиатру и дефектологу;
  • с малышом сложно находить общий язык, поэтому его считают «трудным ребёнком». Такой ребёнок может провоцировать родителей на эмоции и действия, например, добиваясь внимания, специально выводить, чтобы найти ту самую грань, после которой мама или папа обязательно сорвётся, закатывать истерики, топать ногами, кричать и специально не слушаться. Именно такое понимание «трудности» мы разберём ниже.

Помните: дети не устраивают истерики перед шкафом. Только перед объектом, восприимчивым к истерике.

Как можно договориться с трудным ребёнком

В момент срыва, истерики, гневных реакций, молчаливого протеста не стоит ни о чём договариваться. Всё равно родители не будут услышаны. Стоит успокоиться и успокоить ребёнка, дав ему возможность перед этим чувствовать то, что он чувствует. А потом уже спустя время о чём-то договариваться.

<<Лидген для статьи>>

Когда нужно договориться, стоит это делать из позиции «я — окей, ты — окей», то есть родитель принимает, что с ним всё в порядке, с малышом тоже. Обычно мамы и папы, даже договариваясь, выступают из позиции «я — окей, ты — не окей», при этом активно навязывают своё мнение. Так договориться трудно, и ребёнок учится договариваться, не уважая и обесценивая чужое мнение.

Из позиции «я — окей, ты — окей» даются любовь и забота, а не контроль и гиперопека. Ребёнку нужно дать то, чего он, как ему чувствуется, лишён: совсем маленький может бунтовать из-за того, что устал, хочет есть, не выспался, дети постарше ощущают неудовлетворённую потребность в безопасности и любви, а подростки — в понимании, доверии, принятии факта взросления.

Как мотивировать учиться трудного ребёнка

Вот несколько советов, которые помогут всей семье:

  • Не стоит спрашивать ребёнка только про оценки. Важно говорить о нём самом — его чувствах, переживании того или иного события.
  • Важно не давать оценку действиям — стоит обсуждать их, а не осуждать.

  • Обсудить, достаточно ли ему нагрузки в кружках и секциях, или он хочет попробовать что-то ещё.

  • Наладить чёткий режим. Если ребёнку трудно даётся выстраивание учебного процесса, то не стоит отвлекать его на отпуск или прогулы. Если ему трудно пережить бабушкину критику, не стоит таскать его к ней каждые выходные. Если ему трудно засыпать, не стоит и родителям допоздна сидеть перед телевизором.

  • Если критика необходима, то без крика и угроз. Например, без программирования безрадостного будущего дворника.

  • Не сравнивать ребёнка с другими. Неизвестно, как на самом деле добиваются успеха чужие дети. Такое сравнение, как правило, приводит к тому, что ребёнок начинает жить чужой жизнью, не зная, чего он хочет и может сам.

  • Отдать ребенку под контроль те сферы, с которыми он может справляться самостоятельно. Например, уборка, домашние задания, прогулки с собакой.

Как родителю трудного ребёнка позаботиться о себе

Родители очень нуждаются в поддержке, когда не могут найти подход к ребёнку. Предлагаем несколько способов решения проблемы:

  • обратиться к психологу или психотерапевту, работающим с детско-родительскими отношениями;
  • возможно, прийти на приём к неврологу или психиатру за медикаментозной помощью;
  • устраивать себе отдых, оставляя ребёнка у бабушек и дедушек, меняясь с супругом и уходя из дома попеременно на день, занимаясь своими делами;
  • найти группы единомышленников, с которыми можно поделиться своими переживаниями;
  • не концентрироваться на чувстве вины;  
  • развивать эмоциональный интеллект. Распознавать эмоции и искренне сочувствовать, понимать, почему ребёнок так ведёт себя, что за этим кроется, суметь разговорить или повести себя экологично в той или иной ситуации. Для этого необходимо анализировать ситуации: что произошло, в чём причина, кто герои истории, какая у вас реакция, почему вы так реагируете.

Родителю важно думать не только о чувствах ребёнка, но и о собственных переживаниях, то есть заботиться о себе самом.

Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом во время учёбы

Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка.

media-check-list-04

Готово!

Скачать можно тут
Получить гайд
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Отправили материалы вам на почту

Пользуйтесь!
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Вместе с психологом разобрались, как находить общий язык и мотивировать чадо, с которым сложно справиться.

Рассылка с лучшими
статьями. Раз в неделю
для
самых занятых

Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!

Шаг 1 из 2

Выберите интересную вам тему

Старшая школа
Средняя школа
Младшая школа
Выбрать, куда получать письма →

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Шаг 2 из 2

Выберите, куда хотите получать письма

Ваши данные получены

Мы скоро с вами свяжемся
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
или

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
*действителен только для новых пользователей
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
СИЛАЛИСА
Промокод успешно скопирован