<<Лид>>
Валерия Медведкова
Транзактный психолог, знает всё о трудных детях
Для начала нужно определиться с тем, кто такой трудный ребёнок. Условно это определение можно разделить на две части:
- у ребёнка есть неврологические особенности, и поэтому с ним сложно справиться. В таком случае стоит обратиться к детскому неврологу, психиатру и дефектологу;
- с малышом сложно находить общий язык, поэтому его считают «трудным ребёнком». Такой ребёнок может провоцировать родителей на эмоции и действия, например, добиваясь внимания, специально выводить, чтобы найти ту самую грань, после которой мама или папа обязательно сорвётся, закатывать истерики, топать ногами, кричать и специально не слушаться. Именно такое понимание «трудности» мы разберём ниже.
Помните: дети не устраивают истерики перед шкафом. Только перед объектом, восприимчивым к истерике.
Как можно договориться с трудным ребёнком
В момент срыва, истерики, гневных реакций, молчаливого протеста не стоит ни о чём договариваться. Всё равно родители не будут услышаны. Стоит успокоиться и успокоить ребёнка, дав ему возможность перед этим чувствовать то, что он чувствует. А потом уже спустя время о чём-то договариваться.
<<Лидген для статьи>>
Когда нужно договориться, стоит это делать из позиции «я — окей, ты — окей», то есть родитель принимает, что с ним всё в порядке, с малышом тоже. Обычно мамы и папы, даже договариваясь, выступают из позиции «я — окей, ты — не окей», при этом активно навязывают своё мнение. Так договориться трудно, и ребёнок учится договариваться, не уважая и обесценивая чужое мнение.
Из позиции «я — окей, ты — окей» даются любовь и забота, а не контроль и гиперопека. Ребёнку нужно дать то, чего он, как ему чувствуется, лишён: совсем маленький может бунтовать из-за того, что устал, хочет есть, не выспался, дети постарше ощущают неудовлетворённую потребность в безопасности и любви, а подростки — в понимании, доверии, принятии факта взросления.
Как мотивировать учиться трудного ребёнка
Вот несколько советов, которые помогут всей семье:
- Не стоит спрашивать ребёнка только про оценки. Важно говорить о нём самом — его чувствах, переживании того или иного события.
- Важно не давать оценку действиям — стоит обсуждать их, а не осуждать.
- Обсудить, достаточно ли ему нагрузки в кружках и секциях, или он хочет попробовать что-то ещё.
- Наладить чёткий режим. Если ребёнку трудно даётся выстраивание учебного процесса, то не стоит отвлекать его на отпуск или прогулы. Если ему трудно пережить бабушкину критику, не стоит таскать его к ней каждые выходные. Если ему трудно засыпать, не стоит и родителям допоздна сидеть перед телевизором.
- Если критика необходима, то без крика и угроз. Например, без программирования безрадостного будущего дворника.
- Не сравнивать ребёнка с другими. Неизвестно, как на самом деле добиваются успеха чужие дети. Такое сравнение, как правило, приводит к тому, что ребёнок начинает жить чужой жизнью, не зная, чего он хочет и может сам.
- Отдать ребенку под контроль те сферы, с которыми он может справляться самостоятельно. Например, уборка, домашние задания, прогулки с собакой.
Как родителю трудного ребёнка позаботиться о себе
Родители очень нуждаются в поддержке, когда не могут найти подход к ребёнку. Предлагаем несколько способов решения проблемы:
- обратиться к психологу или психотерапевту, работающим с детско-родительскими отношениями;
- возможно, прийти на приём к неврологу или психиатру за медикаментозной помощью;
- устраивать себе отдых, оставляя ребёнка у бабушек и дедушек, меняясь с супругом и уходя из дома попеременно на день, занимаясь своими делами;
- найти группы единомышленников, с которыми можно поделиться своими переживаниями;
- не концентрироваться на чувстве вины;
- развивать эмоциональный интеллект. Распознавать эмоции и искренне сочувствовать, понимать, почему ребёнок так ведёт себя, что за этим кроется, суметь разговорить или повести себя экологично в той или иной ситуации. Для этого необходимо анализировать ситуации: что произошло, в чём причина, кто герои истории, какая у вас реакция, почему вы так реагируете.
Родителю важно думать не только о чувствах ребёнка, но и о собственных переживаниях, то есть заботиться о себе самом.