Логотип Фоксфорд

Что такое дудлинг и как научиться рисовать дудлы с нуля

Оказывается, дудлинг не только снимает стресс, но и помогает лучше воспринимать материал на уроках. Рассказываем про бессознательный рисунок и как научиться технике грифонаж.
В этой статье

    Что такое дудлинг

    Во время лекции, совещания или телефонного разговора мы часто берём ручку и начинаем что-нибудь чиркать на бумаге — бессознательный рисунок. Это не от скуки — так мозгу проще держать концентрацию и запоминать информацию.

    Дудлинг (от английского doodle — «каракули») — это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-то занятия. Те самые цветочки, линии и человечки, которых мы непроизвольно порой выводим на клочке бумаги.

    Для такого рода рисунков ещё используют термин «грифонаж». История знает немало «любителей порисовать на полях» — Александр Пушкин, Сэмюэл Беккет, Томас Джефферсон, Рональд Рейган и другие. В наше время дудлинг стал самостоятельным художественным направлением.

    __wf_reserved_inherit
    Источник: freepik

    В чем польза дудлинга для детей

    Американка Санни Браун (Sunni Brown) — ярая поклонница и популяризатор дудлинга, автор книг «Креативные каракули», «Дудлинг для творческих людей». Она считает, что дудлинг поразительным образом активирует работу мозга.

    Среди ключевых преимуществ, которые даёт дудлинг для развития, Браун выделяет:

    • улучшение запоминания и вспоминания информации;
    • развитие творческого мышления;
    • возможность увидеть общую картину проблемы;
    • расслабление и снятие напряжения благодаря технике грифонаж как способу релаксации.

    Дудлинг и обучение ребёнка: как каракули улучшают память и внимание

    В 2009 году школа психологии Плимутского университета (Великобритания) провела исследование, касающееся темы бессознательного рисунка, или дудлинга. В эксперименте участвовали 40 добровольцев в возрасте от 18 до 55 лет.

    Испытуемым предложили прослушать аудиозапись «телефонного звонка от друга». Диктор монотонным голосом зачитывал монолог вымышленного приятеля, рассуждающего, кто сможет пойти на его вечеринку, а кто — нет, и почему.

    Половина участников должна была по ходу записи выписывать имена тех, кто пойдёт на вечеринку. Только имена, никаких рисунков. Другой половине выдали лист с квадратами и кружками и попросили заштриховывать фигуры — по сути, использовать элементарную технику дудлинга (грифонаж) во время прослушивания. Скорость и аккуратность штриховки значения не имели.

    После этого всех испытуемых попросили сначала назвать тех, кто пойдёт на вечеринку, а потом — перечислить географические названия, упоминавшиеся в записи.

    Результаты исследования дудлинга, опубликованные в журнале Applied Cognitive Psychology, оказались довольно неожиданными. Люди, которых просили штриховать фигуры, запомнили на 29 % больше информации, чем контрольная группа. Учёные сделали вывод, что польза дудлинга заключается в том, что рисование бессознательных каракулей задействует сеть пассивного режима работы мозга, улучшая память и внимание.

    Кроссенс, канбан и пиктограммы

    Это не заклинания, а эффективные техники обучения. Скачайте памятку, расскажем, как их использовать

    Что лучше: дудлинг или конспекты?

    Удивительный эффект бессознательного рисования вовсе не означает, что вместо привычных конспектов следует чертить каракули.

    Чтобы время на уроках проходило максимально эффективно, учёные советуют и конспектировать, и рисовать дудлы. Например, записали определение, формулу или другой важный теоретический блок, а когда преподаватель начал приводить примеры, обратились в слух и начали бессознательно что-то чиркать на бумаге.

    Постоянное напряжённое конспектирование отвлекает от того, что в данный момент рассказывает преподаватель, особенно если он даёт большой объём материала. Если же фиксировать обычным способом лишь основные моменты и переключаться на грифонаж в процессе их объяснения, можно разобраться в вопросе гораздо лучше. Подход «конспект + дудлинг» позволяет лучше воспринимать новую информацию и эффективнее её запоминать.

    Когда ещё может выручить грифонаж

    Эта техника поможет, если:

    • вы зашли в тупик при решении домашнего задания;
    • вы раздражаетесь, потому что задача по математике или физике никак не решается;
    • не получается вспомнить термин или определение;
    • вы никак не можете приступить к творческому заданию по литературе.

    Когда дудлинг не работает

    При всех достоинствах этой техники, не стоит её использовать, если:

    • вы не уверены, что факты и формулы, которые приводит учитель, можно найти в других источниках (в этом случае лучше записывать дословно);
    • если нужно запоминать и изучать большое количество схем или графиков (здесь лучше применить скетчноутинг).

    Как научиться дудлингу

    В дудлинге нет правил. Узоры могут быть как абстрактными, так и сюжетными. Можно применять и комбинировать классические и правополушарные техники рисования. Вы свободны в выборе цвета, форм и размеров.

    Но новичкам всё же можно дать несколько советов по обучению дудлингу:

    • Заведите блокнот для творчества. Небольшой (А6 или А5), чтобы можно было брать его с собой.
    • Подберите канцелярские принадлежности, которыми вам удобно пользоваться: шариковая ручка, карандаш, фломастер и так далее.
    • Практикуйтесь в бессознательном рисунке! Достаточно 15–20 минут в день, чтобы дудлинг стал повседневной привычкой.
    • Если чистый лист бумаги вызывает ступор, используйте шаблоны. В Сети можно скачать дудл-раскраски, которые помогают «набить руку» и при этом сами выглядят как произведения искусства.
    __wf_reserved_inherit
    Источник: Unsplash

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной