<<Лид>>
Сегодня у многих детей есть смартфоны, а образование всё больше предполагает использование интернета. При этом многие современные родители активно общаются в соцсетях с друзьями, ведут блоги, работают. Границы взрослого мира и мира подростков пересекаются в цифровом пространстве.
Анастасия Митрофанова,
методист по софт-скилам в Фоксфорде, психолог
Роль соцсетей в жизни современных детей и взрослых
И досуг, и учёба, и работа включают в себя всё больше онлайн-практик. У этого явления есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, соцсети дают нам возможность самовыражаться и социализироваться, помогают адаптироваться в мире, определиться с профессией и узнавать много нового. С другой стороны, чрезмерное использование интернета приводит к нарушениям сна, депрессии, падению успеваемости. Проблема стоит остро, и учёные активно изучают влияние соцсетей на жизнь подростков и взрослых, а также риски, которые необходимо учитывать.
Основные цели использования соцсетей детьми и взрослыми
Дети и взрослые используют соцсети, чтобы закрывать свои потребности. Несмотря на общие места, в разном возрасте человека волнуют разные вещи, и это влияет на поведение, в том числе на манеру вести себя в цифровом мире.
Главные потребности, общие для детей и взрослых:
- общение;
- признание;
- принадлежность к определённой группе;
- социальное одобрение, например через лайки.
У детей есть уникальная, в отличие от взрослых, потребность — в познании окружающего мира. Они активно закрывают её с помощью интернета и иногда могут недооценить риски своего поведения, например знакомиться со случайными людьми или переходить по небезопасным ссылкам. Именно поэтому важно на первых порах учить детей безопасности в интернете.
<<Лидген для статьи>>
Баланс между уважением и безопасностью
Общение в соцсетях для ребёнка — важная часть социальной жизни. При этом нужно не забывать, что, пока он маленький, вы учите его правилам безопасного поведения в интернете так же, как правилам гигиены или дорожного движения. Не стоит пускать процесс обучения на самотёк.
Уважение не нужно путать с отчуждением и безразличием. Уважать пространство ребёнка в интернете означает в первую очередь не читать его личные сообщения без его ведома. При этом родители имеют право интересоваться, что у него происходит, просить поделиться чем-то интересным.
Задайте себе вопрос: чего бы вы не стали делать в адрес своей подруги, которая раньше никогда не пользовалась соцсетями? Так может выглядеть разумный контроль в благих целях: спросить, что интересного ребёнок нашёл в интернете; озвучить правила безопасного поведения; спросить, помнит ли он какое-то определённое правило, а также почему оно важно; узнать, не встречались ли ему подозрительные личности в Сети.
Советы родителям по взаимодействию с детьми в соцсетях
Подростки могут избегать взаимодействий с родителями и даже закрывать свои аккаунты от них настройками приватности. Это связано с тем, что в этом возрасте дети проходят через важную и тревожную стадию — формирование идентичности. В этот период подростки экспериментируют в общении, пробуют быть очень разными, в том числе делают вещи, которые точно не одобрит мама. Если ребёнок закрыл страницу в соцсети, ситуацию можно сравнить с захлопнутой дверью в комнату. Гусеница превратилась в куколку, а чтобы увидеть бабочку, нужно не тревожить её какое-то время.
Отказываться от исследования своих социальных возможностей и граней идентичности в угоду одобрению родителей (оставаться в привычной детской модели поведения) — не лучший выбор для будущего самостоятельного и активного взрослого. Поэтому создание безопасного пространства, в которое допускаются только избранные, — это абсолютная норма подросткового возраста.
Если вы беспокоитесь о безопасности подростка либо волнуетесь по поводу его окружения, попробуйте поговорить об этом или понаблюдать за его поведением вне жизни в Сети.
<<Блок перелинковки>>
Правила взаимодействия с детьми в соцсетях и онлайн-пространстве
1. Обязательно обсуждайте с детьми правила безопасного поведения, подчёркивая важность отказа от контактов с незнакомцами и недопустимость публикации личной информации на своей странице.
2. Старайтесь устанавливать контроль над временем, проведённым ребёнком в интернете, чтобы избежать зависимости от гаджетов. Обсудите с ним этот лимит и постарайтесь найти компромисс.
3. Вы можете высказывать мнение о контенте, который ваш ребёнок публикует или репостит. Задавайте вопросы, обсуждайте, разговаривайте с подростком, если какие-то вещи неприемлемы с законодательной или этической точки зрения.
4. Поддерживайте доверительные отношения с детьми, чтобы они могли обращаться за помощью в случае возникновения проблем в Сети.
5. Исследуйте возможности фильтрации и ограничения контента в интернете, чтобы обеспечить безопасную среду для ваших детей.
6. Обсудите с ребёнком важность соблюдения этикета и уважения в онлайн-сообществах, чтобы он понимали, как вести себя в виртуальном мире.
7. Обучайте детей осознанному использованию социальных сетей, подчёркивая важность фильтрации информации, размещаемой в интернете.
Примеры полезных подходов
Лучшая стратегия — наблюдать издалека, если ребёнок не добавил вас в чёрный список и у вас есть ссылка на его страницу. А ещё лучше — обсудить, хочет ли он ваших комментариев. Даже поддержка может быть нежеланной, и это нормально. Оставайтесь открыты к диалогу и прислушивайтесь к мнению ребёнка.
Идеальная стратегия воспитания, касающаяся онлайн-поведения, не отличается от воспитания в других сферах жизни: учить, показывать пример, мягко исправлять ошибки до наступления подросткового возраста. С началом пубертата стоит отойти в сторону и дать ребёнку возможность получать жизненный опыт, в том числе совершать ошибки.