Профессия: дизайнер

Как изменилась профессия за 10 лет и с чего начать, если решил стать дизайнером

Профессия: дизайнер
Сергей Дережинский
Сергей Дережинский
арт-директор онлайн-школы «Фоксфорд» и университета интернет‑профессий «Нетология»

Не было такого дня, чтобы я проснулся и решил стать дизайнером, это получилось само. Думаю, так и должно быть, если находишь призвание: сначала тебе нравится чем-то заниматься, а потом ты выбираешь это в качестве профессии. Важен драйв: после лекций в университете я бежал домой скорее поменять на фото головы друзей местами и вместе с ними ржать над этим. Тогда это удивляло, а сейчас всё делает нейросеть, и графикой сложно кого-то впечатлить.

Как я выбрал вуз

Как я стал дизайнером

Как я осваивал профессию

Первый бизнес и работа в офисе

Моя карьера

Как поменялась профессия за 10 лет

Типичный день дизайнера

Сколько зарабатывают дизайнеры

Что запомнить начинающему дизайнеру

Как я выбрал вуз

Я родился в Кишинёве, там же окончил школу. Мой дедушка был талантливым художником, и папа прекрасно рисует, а я при всей любви к рисованию специально им не занимался. Мне нравились компьютеры, поэтому после школы я поступил в политехнический институт республики Молдова на направление «электронно-вычислительные машины и сети».

Вскоре я понял, что ни программиста, ни компьютерщика, который паяет платы, из меня не выйдет. Бросать было жалко, так что я доучился до конца и даже один раз в жизни кому-то показывал свой диплом.

Как я стал дизайнером

Первая проба

На третьем курсе играть в видеоигры мне надоело, и я установил программу 3D-Max: пытался делать интерьеры в трёхмерном пространстве. Получалось красиво, но масштабные проекты компьютер уже не «тянул», и я переключился на менее требовательный к ресурсам системы Photoshop.

Довольно быстро я научился ретушировать фотографии и делать коллажи для друзей. Диски с картинками покупал на местной «горбушке», поскольку интернет был тогда по модему: ты подключаешься — телефон занят, никто не может дозвониться, а ты пытаешься скачать 4 фотографии.

Вскоре я зарегистрировался на сайте для фрилансеров и начал брать заказы на ретушь фото для интернет-магазинов. Мне скидывали, например, тысячу фото зимних курток, разложенных на полу, а я вручную вырезал их в программе и помещал на красивый фон.

Первые деньги

Поначалу я работал за копейки. Первые 100$ я получил переводом Western Union, когда просидел 3-4 полных дня за компом. Было прикольно заработать своим умом, и мы с друзьями тут же отметили это событие.

Потом я научился делать печатную рекламу. Если меня спрашивали, сколько времени и денег нужно на разработку листовки, я отвечал «завтра скажу». Google ещё не был популярен, и я «сёрфил» англоязычный интернет с помощью поисковика «Yahoo!». Так я впервые узнал о программе векторной графики CorelDraw и сказал заказчику, что сделаю листовки за неделю. Половина времени уходила на то, чтобы со всем разобраться, а вторая часть — на работу. Так я получал деньги за то, чему сам же и учился.

Как я осваивал профессию

Сейчас дизайнеру сложнее начать карьеру, ведь нужно выбрать, чем заниматься: есть лендинги, а есть интерфейсы под Android и iOS. Мне было проще, поскольку всё появлялось по мере моего профессионального роста. Я начал с Photoshop и прошёл через все версии начиная с 2007 года. После знакомства с растровой графикой взялся за «вектор» и полиграфию. Так я дошёл до веб-дизайна.

Как только я разбирался в одном, хотелось узнать что-то новое. Обычно за это новое ещё и больше платили. При этом мне не нужно было изучать всё сразу, просто в какой-то день я просыпался и обнаруживал, например, что вышел телефон на новой операционной системе Android. Я открывал и смотрел, что и как там нарисовано. Нынешним молодым дизайнерам приходится сразу сталкиваться с многообразием технологий и направлений.

Я попробовал всё: сайты, печатную рекламу, дизайн мобильных приложений и систем управления клиентами (LMS/CRM). В результате я понял, что не могу выбрать одну суперузкую область, чтобы специализироваться только в ней. Да, так можно стать крутым специалистом, но если делать только интерфейсы для продукта — с ума сойдёшь смотреть каждый день на формы и кнопки. Мне нравится перепрыгивать с задачи на задачу и думать про новые продукты и фичи.

Первый бизнес и работа в офисе

Курсе на пятом мы с одногруппником открыли дизайнерскую студию: сидели дома и делали сайты на заказ. Тогда у нас ничего не вышло, поскольку заказов было мало, и я устроился работать по найму.

Меня приняли инженером-проектировщиком в иследовательский центр при министерстве. Там работали физики-профессора, которые, несмотря на солидный возраст, отлично управлялись с компьютерами. От начальника графического отдела я узнал дизайнерские фишки: основы композиции и когда стоит «выпендриваться», а когда лучше сделать скромный дизайн. Я разрабатывал полиграфические материалы, набирался опыта и успевал ходить в университет.

Моя карьера

Как я ушёл на фриланс

После окончания вуза в 2009 году я устроился в веб-студию. Слова «лендинг» тогда ещё не было, мы создавали промостраницы, посадочные страницы, всё делали в Photoshop, ведь никаких «Скетчей» и «Фигм» (Sketch и Figma — сервисы для создания интерфейсов, примечание редакции) ещё не было. У меня было два монитора и я чувствовал себя очень крутым дизайнером.

Со временем у меня появились постоянные московские заказчики, которые ставили интересные и разнообразные задачи, так что я ушёл на фриланс.

Почему я вернулся в офис

Я работал удалённо, общался с заказчиками по скайпу, рисовал и вскоре почувствовал, что замкнулся в своём мирке. Я понял, что деградирую без общения с другими специалистами. Работа любого дизайнера на 50% состоит из общения: обсуждение кейсов, придумывание «фишек», проверка гипотез, разговоры с пользователями. Пришло время выйти из зоны комфорта.

Один мой товарищ, телеком-инженер, придумал приложение, которое позволяет экономить деньги в роуминге.Мы создали это приложение, подали заявку в акселератор Яндекса и прошли конкурс на двухмесячную программу Tolstoy Startup Camp.

В Москве мы сделали приложение для Android и iOS, научились создавать лендинги, общаться с пользователями и придумывать рекламные акции как продуктологи-маркетологи. Так для меня начался взрослый диджитал-дизайн, тогда же в профессиональной среде закрепились понятия «кастдев», «адаптивный дизайн», «проверка гипотез».

Наш проект занял 1 место, а мы получили грант, чтобы нанять разработчиков и «допилить» приложение. Благодаря акселератору мы с напарником поняли, на что способны, а некоторыми из полученных знаний я пользуюсь до сих пор.

У меня была мысль подать резюме в Яндекс, но я соскучился по дому и вернулся в Кишинёв. Однако работать фрилансером как прежде я уже не мог: с точки зрения разработки продукта в моём городе не хватало экспертизы, не у кого было учиться, некому задавать вопросы.

Знакомый из Кишинёва пригласил меня на работу в Москву, в финтехстартап: маркетплейс для юридических лиц. Там я впервые собрал дизайн-команду и научился работать с коллегами по цеху бок о бок.

Моя работа в «Нетологии»

В июне 2016 я начал работать UI/UX-дизайнером в «Нетологии» и «Фоксфорде». Поначалу было всего три дизайнера на все задачи компании. Со временем задач стало так много, что я практически ночевал на работе. Мы решили расширить штат и разделить команды. Я «эволюционировал» до дизайн-лида, а моя должность стала называться арт-директор.

Как поменялась профессия за 10 лет

Когда я начинал работать, были веб-дизайнеры и дизайнеры полиграфии. Затем веб-направление разветвилось на UI (user interface) — дизайн пользовательских интерфейсов и UX (user experience) — разработку принципов взаимодействия пользователя и продукта. Современный дизайнер не просто художник, а проектировщик и исследователь. Раньше я делал сайты, решая проблему бизнеса, а сейчас решаю проблему пользователя и это — настоящая эволюция подхода к дизайну в сфере диджитал.

Типичный день дизайнера

На фрилансе

На фрилансе я обычно работал с 9:00 и мог сидеть за компьютером до 20:00.

В обеденный перерыв устраивал сиесту. Поначалу выходило, что если я дома, то я всё время на работе — пришлось установить рамки рабочего времени.

В любой момент я мог взять отпуск, главное — предупредить заказчиков. Бывало сложно объяснить семье, что у меня правда рабочий день, и я не могу в любой момент отвлечься. Через 2-3 года успешного фриланса можно собрать портфолио, чтобы без труда найти работу в офисе.

В офисе

У дизайнера в офисе рабочий день такой же, как у всех, кто работает за компьютером. В течение дня дизайнеры обсуждают технические задания, работают над макетами, защищают проекты, принимают и вносят правки. На завершающем этапе дизайнер сопровождает фронтенд-разработку.

На руководящей позиции

Сейчас я дизайн-менеджер и 90% времени занимают встречи, обсуждения проектов и макетов, общение с командой, поиск и решение проблем или настройка дизайн-процессов. Я отвечаю за экспертизу проектов, найм, обучение и профессиональный рост членов команды.

Рабочее место в «Нетологии»

Сколько зарабатывают дизайнеры

Любой дизайн стоит ровно столько, за сколько его продали. Лендинг за 10 тысяч рублей или за миллион может быть не лучше одностраничника за тысячу рублей.

Всё зависит от профессионализма дизайнера, его уверенности в себе, опыта работы и доверия заказчика. Когда всё совпадает, получаются интересные и взаимовыгодные проекты.

У начинающего графического дизайнера в московском агентстве зарплата начинается от 40 тысяч рублей. Начинающий UX/UI-дизайнер может рассчитывать на 50 тысяч. У старших дизайнеров (senior) зарплата может доходить до 300 тысяч рублей в месяц в зависимости от дохода компании. В зарубежных компаниях, например, Google, UX-инженер может получать 300 тысяч долларов в год, и это не предел.

Сейчас диджитал-дизайнеры — это, в первую очередь, инженеры. Они продумывают весь путь взаимодействия пользователя с продуктом и находят лёгкий и удобный способ решить его проблему. Если голова работает, и дизайнер знает, как спроектировать хороший интерфейс, не стоит стесняться, называя цену на свои услуги.

Что запомнить начинающему дизайнеру

С чего лучше начинать

Всё, что связано с дизайном, обычно звучит очень просто. В любом офисе каждый имеет своё представление о красоте и эффектной подаче визуального материала. Лучше сразу создавать собственные работы: сперва повторить за кем-то, перерисовать дизайн сайта, сделать пару вымышленных дизайнов.

Не стоит на первых порах читать кучу литературы и сильно погружаться в теорию. Изучить азы можно за месяц, а дальше — море практики.

Как понять, что это твоё

Если в процессе бесконечного рисования и просмотра работ крутых ребят у вас всё ещё горят глаза, то вы угадали с профессией. Это уже победа, потому что дизайнер — одна из самых важных профессий. Всё, что мы видим вокруг, сделано дизайнерами.

Как общаться с заказчиками

Первое время я делал правки неделями, пока кто-то не скажет окей. С опытом я обрёл уверенность и научился достойно отстаивать свою точку зрения, предлагать разные решения. Если соглашаться на все правки, то ты просто рисуешь под диктовку, а для этого дизайнер не нужен.

Если дизайнер уверен в своей работе, то он найдёт аргументы в защиту проекта. Нужно смотреть на то, как дизайн работает, а не как он выглядит. Всегда можно протестировать дизайн, спросить у пользователей и, в конце концов, найти консенсус в разногласиях с заказчиком.

Как расти

Я никогда не учился на курсах дизайна или в художке. Хочется верить, что чувство прекрасного мне передалось от отца и деда.

Главные навыки дизайнера — терпение и настойчивость. Нужна большая «насмотренность»: человек становится профессионалом, когда учится у лучших, всецело посвящает себя работе, экспериментирует и оттачивает мастерство, делая одно и то же много раз.

Когда я начинал, учиться было негде: я искал статьи, картинки, макеты. Половина материала была на английском, тогда меня это очень расстраивало. Я вникал в новые программы и подходы, старался всё это применять в работе.

Дизайнеру необходимы художественный вкус, знания типографики и композиции. Также нужно понимать, как и куда пользователь смотрит, взаимодействуя с продуктом, а куда нет. Сейчас по любой теме опубликовано множество статей и даже ролики на ютубе, есть онлайн-курсы, где информация подаётся порционно и усложняется в процессе.

Как справляться с рутиной

Рутина есть в любой сфере. Делать рекламные баннеры — творческий процесс. Делать разные размеры баннеров для разных рекламных площадок — это уже рутина. Если ты 10 лет рисуешь только баннеры — всё, там уже одна большая рутина. Однако кто-то находит в этом удовольствие и становится лучшим на рынке в этой области.

Для меня важно чередовать разные по типу и сложности задачи. Иногда хочется больше подумать, пообсуждать, а иногда — закрыться дома и неделю просто рисовать. Так я нахожу баланс, и работа не надоедает. Я всю жизнь занимаюсь дизайном и кайфую от вещей, над которыми работаю.

Мои принципы

  1. Обязательно устанавливать чёткое время работы и на фрилансе, и в офисе.
  2. Ответственность: если пообещал — надо сделать, а если не успеваешь, то придётся пренебречь первым пунктом. Людей подводить нельзя.
  3. Дизайнер должен думать как пользователь, уметь видеть его глазами.
  4. Постоянно развиваться, поскольку область дизайна меняется каждый день.

Как делать карьеру

Я всегда старался выбирать что-то интересное рядом с умными людьми. Сначала я был просто дизайнером, потом люди начали доверять мне как человеку и профессионалу, и я стал лидом (lead — ведущий специалист, примечание редакции). Я общался с коллегами как наставник, нанимал дизайнеров, делился опытом и учился у них, а потом стал арт-директором с целым отделом крутых специалистов и друзей.

👉

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей