Логотип Фоксфорд

Гиперопека: как влияет на ребёнка и что делать родителям

Гиперопека — это стиль отношений в семье, когда есть излишне навязчивое внимание к действиям и словам детей и ограничение их в собственном выборе. При этом родительское мнение признаётся единственно верным. Разбираемся в причинах этого явления и способах его преодоления.
Алёна Хромова Алёна Хромова
Контент-менеджер и автор «Силы Лиса»
12 августа 2025
В этой статье
    __wf_reserved_inherit

    Валерия Медведкова,

    транзактный психолог

    Хороший пример можно увидеть в рассказе Ирины Грековой «В вагоне», где главный герой ― мальчишка Донат, живущий в «Долине ужаса». Так он называет постоянные нудные нотации отца, который не бьёт и не обзывает, но разговаривает так, что становится понятно: папа сына не уважает, не видит в нём личность, укладывает в свои рамочки. В итоге такого воспитания герой чувствует себя разочарованным в жизни человеком. Поведение отца ― это гиперопека. Хотя на первый взгляд ничего плохого вроде бы не происходит, на самом деле ребёнок не получает заботу, уход, созвучные с его потребностями. Вместо этого ― много ненужного, неважного, глупо назидательного, что мешает ему быть самим собой: юным, умным, любознательным мальчишкой.

    В психологии есть понятие экзистенциальной позиции — убеждения на основе сценария жизни. Это базовые убеждения человека о себе и окружающих, формирующиеся в детстве и основанные на жизненном сценарии.

    По теории Эрика Берна, существует 4 типа таких позиций:

    • Я +, ты + — позитивное отношение и к себе, и к другим.
    • Я +, ты – — уверенность в себе при негативном отношении к окружающим.
    • Я –, ты + — заниженная самооценка при позитивном отношении к другим.
    • Я –, ты – — негативное отношение и к себе, и к окружающим.

    Например, если родитель придерживается позиции «Я +, ты –», ребёнок может развить либо позицию «Я –, ты +», либо «Я –, ты –».

    Экзистенциальные позиции

    Причины гиперопеки

    Чаще всего излишней заботой страдают мамы и бабушки, у которых есть психологические сложности:

    • тревожность и страхи — навязчивые переживания и повышенная тревожность;
    • детские травмы — компенсация недостатка любви и понимания из собственного детства;
    • перфекционизм — стремление быть идеальным родителем и воспитать идеального ребёнка;
    • самореализация — попытка компенсировать карьерные неудачи через воспитание;
    • чувство вины — неприятие ребёнка таким, какой он есть;
    • страх одиночества — боязнь взросления детей и одинокой старости;
    • потребность во внимании — желание получать внимание даже от собственного ребёнка.
    В отдельную категорию гиперопекунов можно выделить мам, которые слишком долго ждали появления ребёнка или у которых были сложности во время беременности или родов. Их чрезмерная забота обусловлена физиологическими инстинктами: выносить, спасти, выжить.

    Какими бы мотивами ни руководствовались родители, они воспитывают ребёнка, передавая свои предписания.


    Разновидности гиперопеки

    Выделяют четыре модели гиперопеки:

    • доминирующую, когда все поступки ребёнка под тотальным контролем мамы или папы;
    • потворствующую, когда родители исполняют любые прихоти;
    • демонстрационную, когда все действия взрослого направлены на поддержание имиджа семьи в глазах других людей;
    • инертную, когда ограничения родителя вызывают отставание в развитии и социализации ребёнка.

    Гиперопека имеет двойственный характер:

    • целесообразна в критических ситуациях: при болезни ребёнка, в период сильного стресса, когда ребёнок не может самостоятельно о себе заботиться;
    • вредна в обычной жизни, так как приводит к: подавлению личности, отсутствию свободы выбора, ограничению самостоятельности, созданию узкого коридора дозволенного поведения.
    В стабильной ситуации чрезмерная забота буквально «душит» ребёнка, лишая его возможности естественного развития и проявления индивидуальности.

    Последствия гиперопеки

    Для ребёнка:

    • неуверенность в себе;
    • инфантильность;
    • эгоистичность;
    • асоциальность;
    • неадекватная самооценка;
    • несформированность бытовых навыков;
    • заторможенность или расторможенность;
    • неумение принимать решения;
    • боязнь ошибок;
    • стеснительность;
    • чрезмерная агрессия;
    • повышенное желание самостоятельности;
    • зависимость от чужого мнения;
    • бунтарство.

    Для родителя:

    • раздражительность из-за несовпадения «ожидание — реальность»;
    • конфликтность;
    • ощущение «Только я здесь делаю хоть что-то»;
    • повышенное чувство страха;
    • зависимость от одобрения окружающих;
    • неадекватная оценка действий ребёнка;
    • эгоистичность;
    • боязнь ошибок.
    Здоровую заботу можно отличить от гиперболизированной — забота продиктована любовью. Мне очень нравится определение, данное Эрихом Фроммом: «Любовь ― это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Нужно думать не только о сохранении жизни любимого человека, но и о его постоянном развитии.
    А гиперопека, как мы убедились на примерах, не даёт развиваться в направлении, которое созвучно потребностям опекаемого. Поэтому грань проходит там, где есть осознанная любовь. Люблю я? Заинтересована ли я в развитии ребёнка? Готов ли я помогать? Или я любовью готов задушить?

    Как избавиться от последствий гиперопеки родителей во взрослом возрасте

    Пути преодоления последствий гиперопеки:

    • Профессиональная помощь — регулярные консультации с психотерапевтом для проработки глубинных проблем.
    • Самообразование — изучение литературы о гиперопеке и психологическом здоровье.
    • Самоанализ через вопросы: Что я чувствую? Какова причина этих чувств? Как я могу себе помочь?
    • Выход из деструктивных паттернов — работа над избеганием ролей в треугольнике Карпмана (Спасатель, Преследователь, Жертва).
    • Изменение установок — переход к позиции «Я +, ты +».
    • Проработка отношений с родителями через: понимание их мотивов и причин поведения, анализ их детского опыта, освобождение от обид, принятие и прощение.

    Такой комплексный подход поможет освободиться от груза прошлого и построить здоровые отношения с собой и окружающими.

    Треугольник Карпмана

    Как понять родителю, что он гиперопекун

    Вот несколько утверждений, с которыми можно согласиться, и тогда это «тревожный звоночек», или опровергнуть:

    • Если ваш ребёнок, не имеющий отклонений, не обслуживает себя сам на свой возраст.
    • Если вы часто свои действия и решения подкрепляете словами: «Тебе рано, ты ещё маленький!», не пытаясь объяснить причины.
    • Если малыш перекутан на улице и ему объективно некомфортно: потеет, неудобно двигаться.
    • Если вы кормите его больше, чем он того хочет.
    • Если вы проецируете свои страхи на текущие ситуации в жизни вашего малыша.
    • Если общаетесь с ребёнком не по возрасту, а так, будто он младше.

    Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом

    Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка во время учёбы

    Как перестать опекать ребёнка

    • Выяснить, чрезмерна ли забота. Есть ситуации, когда подросший ребёнок может именно так считать, хотя ваши просьбы основываются на каких-то законных фактах. Например, дети, не достигшие совершеннолетия, должны быть дома в 22:00. Конечно, такое требование со стороны родителей может показаться сверхмерным. Но таков закон.
    • Попробовать понять, что заставляет вести себя так, а не иначе: реальные угрозы или старые страхи. Например, часто бабушки и мамы более взрослого возраста перекармливают детей, помня голодные годы войн, нехватку продуктов в перестройку. У кого-то травма голода унаследована и, кажется, закодирована в генах.
    • Перестать всё делать самим. Доверить что-то ребёнку. Поначалу у него будет плохо получаться, но это не повод ругать. Наоборот, стоит грамотно похвалить и не переделывать при нём. Если требуется, переделывать, когда он не видит.
    • Научиться слушать и слышать своего ребёнка, его страхи, его переживания. Вести себя эмоционально грамотно в разговоре с ребёнком. Например, пошаговую инструкцию можно найти в книге Клода Штайнера «Эмоциональная грамотность».
    • Найти себе и своим увлечениям место в жизни. Сверхзабота, как правило, отнимает всё возможное свободное время. Стоит забрать его обратно.
    • Понять, что процесс сепарации (отделения) наполнен тревогой. Надо научиться жить с этой тревогой и брать ответственность.
    • Снять ребёнка с пьедестала. Потребности ребёнка важны, но мамины — не меньше. Не стоит отдавать последний кусок торта, лишь бы всё досталось малышу. Стоит включить здоровый эгоизм.
    • Разрешить себе ошибаться. Ребёнок может надевать колготки наизнанку и считать ворон на уроках. Это его право. Родитель тоже может позволить себе совершать глупости, лениться и просто ошибаться.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной