Из Казани в Билефельд: как поступить в Германию на бюджет

Личная история перепоступления в ВУЗ: почему не нужно бояться перемен и как из менеджера стать программистом

Из Казани в Билефельд: как поступить в Германию на бюджет
Наль Хакимова
Наль Хакимова
Автор «Фоксфорд.Медиа»

Окончить школу и два курса университета в Казани, осознать необходимость перемен, выучить немецкий с нуля за семь месяцев и поступить в Германию на факультет экономической информатики. Рассказываем историю от первого лица о перепоступлении в другой вуз и переезде. Всё по порядку.


КАМИЛА КЛАССЕН,

перепоступила из казанского вуза в Германию

Школа

Я окончила школу в 2015 году. Во время обучения меня интересовали многие предметы — и точные, и гуманитарные, но особых предпочтений не было. Легче всего мне давались русский язык и обществознание, а математика и информатика просто приносили удовольствие, потому что заставляли работать головой. В начальных классах я ещё не задумывалась о будущей профессии. Всё было интересно, и выбирать что-то одно совсем не хотелось.

Но одному делу я посвятила целых восемь лет свой жизни — игре на скрипке. На середине обучения я сказала маме, что хочу бросить это занятие. У нас был тяжёлый разговор, и больше мы к нему не возвращались. Я получила красный диплом в музыкальной школе и сейчас совсем не жалею, что осталась: эти восемь лет дали мне железную дисциплину и очень расширили кругозор. После 9-го класса мама предложила пойти в музыкальное училище. Пока я подавала документы, мне рассказывали, что я буду изучать. Я расплакалась. Я не хотела этим заниматься. Это был первый и последний раз, когда родители попытались сделать выбор за меня.

В 8-м классе у меня возникло желание учиться за границей. Я хотела увидеть мир, ощутить, каково это — учиться в другой стране. В тот момент и для меня, и для родителей зарубежное образование было чем-то невозможным: в нашем кругу не было людей с таким опытом, но я продолжала обдумывать эту идею.

ЕГЭ

В 10-м классе я поменяла школу и выбрала социально-экономический профиль просто потому, что эти предметы давались мне легче всего. Летом после 10-го класса начала искать информацию об образовании за рубежом, и выбор пал на Испанию: образование бесплатное, а жизнь не такая дорогая, как во многих других странах Европы. Ещё привлекали пляжи и тёплый климат. Я нашла агентство, которое помогает ребятам из России поступать в испанские вузы, и родители поддержали моё решение.

В 11-м классе началась интенсивная подготовка к ЕГЭ. Я понятия не имела, какие предметы мне лучше сдавать. А вдруг я уеду учиться в Испанию, где эти экзамены мне даже не понадобятся? А вдруг не получится туда поступить — и что делать в таком случае, куда идти? Было сложно и страшно.

Помимо русского и профильной математики я выбрала обществознание. Весной, правда, засомневалась и захотела сдавать ещё физику или информатику. Папа отговорил — было уже поздно.

Подготовку я начала очень рано, поэтому сильно не стрессовала. Мне повезло с репетиторами, нагрузка была равномерной, и тогда я ещё умела отдыхать и перезагружаться (сейчас это даётся сложнее). Времени хватало даже на олимпиады. В итоге я так погрузилась в подготовку к экзаменам и олимпиадам, что учёба в Испании отошла на второй план.

На ЕГЭ я была уверена в своих знаниях и сильно не переживала. Не знаю, как обстоит дело сейчас, но в то время задания казались мне вполне решаемыми. Результаты экзаменов порадовали, и я сразу начала смотреть вузы. Казань была приоритетом: тут учился мой брат, а на олимпиаду по обществу я ездила как раз в Казанский федеральный университет (КФУ). Это дало мне дополнительные 10 баллов к результатам ЕГЭ. Запасным вариантом был Уральский федеральный университет в Екатеринбурге.

В обоих университетах я выбрала факультет менеджмента: социология казалась не очень перспективной, экономика не особо интересовала. У меня была полная свобода выбора — родители поддерживали любое моё решение.

Университет

Я поступила в КФУ на факультет менеджмента. Время шло, и у меня появился вопрос, который никак не давал мне покоя: а чем мы здесь вообще занимаемся? Большинство лекций читали компетентные преподаватели, но семинары обычно проходили по такой схеме: нашёл в интернете реферат — прочитал его перед группой — получил баллы — свободен. Я не помню вообще ничего из того, что мы проходили на этих семинарах. Возможно, после выбора более узкой специальности на 3-м или 4-м курсе ситуация изменилась бы, но я этого уже не застала.

В конце 2-го курса я познакомилась со своим будущим мужем, который приехал по делам из Германии в свой родной город. Мы говорили о многом — об учёбе в том числе. Я рассказала ему о своём опыте в Казани, и он предложил рассмотреть Германию. Оказалось, обучение там бесплатное для всех, а поступить намного проще, чем я думала. Нужно соблюсти три условия:

  • Год обучения в российском университете. Год в нашем вузе считается полностью законченной школой в Германии. В немецких школах обязательны 10 классов, но те, кто хочет поступать в университет, учатся 12–13 лет, поэтому и нужен этот дополнительный год обучения после нашего 11-го класса.
  • Хороший немецкий язык, подтверждённый сертификатом — TestDaF, DSH или ÖSD. Экзамен обычно сдаётся в специализированных центрах, которые прошли лицензирование. Это, например, Гёте-Институт, центры DAAD, некоторые университеты и языковые школы.
  • Студенческая виза. Получение студенческой визы — процесс трудоёмкий. Нужно собрать кучу документов и подтвердить финансирование пребывания с целью обучения. Это у многих вызывает сложности: необходимая сумма постоянно растёт. Насколько я знаю, при соблюдении всех условий в визе не отказывают. Мне повезло — получать её не пришлось: мой парень сделал мне предложение, и я получила визу невесты.

Проблемы были только с немецким языком. Поступать в университет в Германии я хотела уже в следующем году, а последний языковой экзамен, который подходил мне по срокам, был всего через семь месяцев. Именно столько времени у меня было, чтобы освоить язык с нуля до уровня выше среднего.

Учить немецкий я стала в языковой школе. На первой встрече мне сказали, что будет сложно, но всё возможно. Сейчас я вспоминаю свою преподавательницу оттуда с огромной благодарностью. Мы интенсивно занимались около четырёх месяцев. В апреле я написала экзамен в Казани, но, к сожалению, не добрала баллов по сочинению и разговорной части. Оценка была неплохая, некоторые немецкие вузы брали и с такими результатами, но туда, куда я хотела поступать, нужны были более высокие баллы. Я не расстроилась: для человека, который семь месяцев назад не знал ни одного немецкого слова, это было прекрасным результатом.

В сентябре я переехала в Германию, и у меня был ещё один год на подготовку. Чтобы подтянуть разговорный немецкий, я подрабатывала в магазине. В свободное время читала научпоп, учила новые слова, заводила знакомства — опять же, чтобы прокачать устную речь для блока «говорение» на экзамене. В апреле 2019-го я пересдала экзамен и получила заветный сертификат, который открыл мне дорогу во все немецкие вузы.

Германия


Да, были моменты, когда мне хотелось всё бросить и сказать: «Не моё!»


Второй год я изучаю экономическую информатику в Университете прикладных наук города Билефельд. Обучение здесь по семестрам, так что сейчас я на четвёртом. Формально можно поступить только на направление, смежное с тем, что было в российском вузе. Однако в реальности это совершенно другая сфера: с каждым семестром остаётся всё меньше экономических предметов и становится всё больше технических.

Сначала было трудно. Особенно когда вокруг тебя программисты с большим стажем, а ты не знаешь совсем ничего. Приходилось покупать дополнительные курсы, брать огромные книги в библиотеке и много и упорно заниматься даже по выходным. Да, были моменты, когда мне хотелось всё бросить и сказать: «Не моё!»

Подготовка к экзаменам / фото из личного архива

Кампус университета в Германии / фото из личного архива

Со временем стало появляться и другое ощущение: «Я поняла, как это работает! Я теперь всё поняла!» Несмотря на это, я продолжаю дополнительно заниматься: постоянно записываюсь в новые курсы и изучаю необходимые для моей работы инструменты. К сожалению, трёхлетняя учёба (столько здесь в среднем длится бакалавриат) не может охватить весь набор технологий, который требуют от программистов современные компании.


Если вы боитесь, что в будущем ваша работа может вам наскучить, идите туда, где вам трудно.


Ребята с высшим образованием по экономической информатике редко переживают по поводу работы. Только в Германии в 2020 году было 124 000 вакансий. Думаю, и в других странах ситуация примерно такая же.

Если выбираешь эту профессию, нужно понимать: учиться придётся постоянно. Например, язык, на котором я сейчас программирую, раньше обновлялся раз в несколько лет, а сейчас уже раз в полгода. Ребята в нашей группе, которых я без преувеличения могу назвать гениями, постоянно вникают в новое и незнакомое.

Учиться я люблю, так что эта профессия — идеальная для меня. Если вы боитесь, что в будущем ваша работа может вам наскучить, идите туда, где вам трудно. Такая профессия обеспечит постоянное развитие, и вы не будете помнить, когда вам было скучно в последний раз. По крайней мере, у меня всю жизнь так и происходит.

Изображения: Wenny Fang / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: