Как подготовиться к ДВИ по обществознанию

Рассказываем, что нужно знать и уметь, чтобы сдать ДВИ по обществознанию на высокий балл.

Как подготовиться к ДВИ по обществознанию
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Материал подготовлен при участии Владимира Рожнова, выпускника МГУ, преподавателя «Фоксфорда» по обществознанию.

На какие факультеты сдавать

Дополнительное вступительное испытание по обществознанию — единый экзамен для всех факультетов, его организует философский факультет. Программа экзамена и примеры ДВИ прошлых лет выложены на сайте МГУ.

ДВИ по обществознанию сдают на семи факультетах:

  • философский;
  • юридический;
  • психологии (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения»);
  • социологический;
  • Высшая школа государственного аудита (направление подготовки «Юриспруденция»);
  • политологии (направление подготовки «Конфликтология»);
  • Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (образовательная программа «Менеджмент в спорте»).

Как устроен экзамен

ДВИ по обществознанию сдаётся письменно. Экзамен состоит из четырёх вопросов по истории и теории обществознания. Программа ДВИ по обществознанию выложена на сайте МГУ. Она состоит из четырёх блоков:

  • специфика обществознания и основные этапы его развития;
  • общество и человек;
  • основные сферы общественной жизни (духовная, экономическая, социальная и политическая);
  • право.

В экзаменационный билет включается по одному вопросу из каждого блока. За каждый вопрос можно получить максимум 25 баллов, то есть всего за ДВИ можно получить максимум 100 баллов, как и на ЕГЭ.

Экзамен длится 4 часа. С собой можно брать только паспорт, ручку и минеральную воду для питья. За нарушение правил поведения на экзамене, например, за списывание или за пользование телефоном, абитуриент удаляется с экзамена и может снова сдать его лишь в следующем году.

Как отвечать на вопросы

Критерии, по которым оценивается ответ, указаны в бланке перед текстом задания.

  1. Глубина понимания темы, умение выделить ее содержательные аспекты и смысловые блоки.
  2. Корректность использования понятийного аппарата из курса обществознания.
  3. Опора на известные из курса обществознания теории, идеи крупных философов, социологов, экономистов, а также их грамотное изложение.
  4. Умение приводить правильные примеры и верно интерпретировать факты из жизни общества.
  5. Грамотность, аргументированность и логическая связность текста.

У каждого критерия есть свои нюансы, поэтому мы подробно разобрали каждый из них с экспертом.

Глубина понимания темы, умение выделить ее содержательные аспекты и смысловые блоки

Содержательные аспекты — это тот объём теоретической информации, которую нужно осветить, отвечая на вопрос. Чтобы верно отразить содержательные аспекты, нужно ориентироваться на формулировку задания, знать материал и иметь представление, в каком направлении и до какой степени нужно раскрыть тему на экзамене. Важный содержательный аспект — определения понятий и формулировка теорий и законов, которые относятся к данной теме.

Владимир Рожнов: «Содержание ДВИ по обществознанию выходит за рамки школьной программы, особенно в части истории философии и общественной мысли. В школе история становления обществознания как науки подробно не изучается, поэтому для сдачи ДВИ обязательно изучить эти темы самостоятельно или с преподавателем».

Например, вопрос звучит так: «Источники права, их формы и разновидности». Чтобы раскрыть все содержательные аспекты, нужно привести определение источников права, написать, какую роль они играют в правовой системе, упомянуть о главенстве тех или иных источников права в разных правовых семьях. Дополнительные баллы может принести определение, что такое правовая семья, и перечисление нескольких правовых семей в качестве примера. Обязательно написать о формах и видах источников права, опираясь на какую-либо из принятых классификаций. Например, форма — нормативно-правовой акт, а его виды — закон и подзаконные акты, которые, в свою очередь, подразделяются на федеральные и региональные, уголовно-, гражданско- и административно-правовые и так далее.

Смысловые блоки отражают структуру ответа. Обычно они тесно связаны с содержанием. Например, в случае источников права смысловыми блоками будут: определение понятий, классификация, формы и виды источников права, примеры. Не нужно стремиться показать все свои знания, давайте ответ по существу на поставленный вопрос.

Приводя определения и раскрывая понятия, начинайте с того понятия, которое приведено в задании. Например, если вас просят рассказать о целях и средствах политической деятельности, начните с определения политической деятельности, а потом переходите к связанным с ним понятиям «политическое участие», «политическое лидерство».

Владимир Рожнов: «В отдельные смысловые блоки можно выделить теории и мнения разных мыслителей по данному вопросу. Хорошо, если в ответе прозвучит несколько мнений, в том числе противоположных. В этом случае основными смысловыми блоками ответа будут определение, мнение одного философа, мнение другого философа, вывод. Можно написать, чья точка зрения вам более близка, но ваше личное мнение должно лишь дополнять ответ, а не заменять его полностью».

Корректность использования понятийного аппарата из курса обществознания

Понятия необходимо воспроизводить максимально точно, ничего не упуская. Для этого важно пользоваться правильными источниками. В некоторых популярных учебниках понятия приведены не полностью или с ошибками.

Владимир Рожнов: «При подготовке к ДВИ я рекомендую использовать учебники Л.Н. Боголюбова профильного уровня, а также его словарь по обществознанию для учащихся 10-11 классов. Существуют и другие полезные пособия и справочники. В одних материал представлен наглядно и схематично, что может оказаться полезным при повторении тем, в других в сжатой форме даётся информация по истории общественной мысли, творческим биографиям мыслителей».

Опора на известные из курса обществознания теории, идеи крупных философов, социологов, экономистов, а также их грамотное изложение

На ЕГЭ достаточно знать суть теорий, но не обязательно указывать их авторов. На ДВИ по обществознанию от вас требуется знать имена и фамилии учёных, философов и мыслителей, чьи идеи лежат в основе общественных наук.

Сложность заключается в том, что эти имена в программе не приведены, поэтому при подготовке нужно уделить этому отдельное внимание: к теоретическим вопросам составить список относящихся к нему имен и теорий. При этом важно не переборщить: во-первых, слишком большой объём информации трудно запомнить, а во-вторых, он просто не нужен. Помочь сформировать такой список может репетитор или преподаватель в школе или на курсах.

Умение приводить правильные примеры и верно интерпретировать факты из жизни общества

В отличие от ЕГЭ, где требуются примеры из источников разного типа (из истории, из литературы, СМИ, из личного опыта), на ДВИ таких ограничений не ставится. Все примеры могут быть из истории или из СМИ, или даже из личного социального опыта. Главное, чтобы пример был уместен и отражал именно ту мысль, которую вы хотите проиллюстрировать.

Владимир Рожнов: «За хороший, качественный пример на ДВИ можно получить несколько дополнительных баллов, и наоборот, не добрать баллов, если пример будет неудачным. Поэтому я рекомендую придумывать яркие и нетривиальные примеры к каждому вопросу заранее».

Верно интерпретировать факты из жизни общества — значит объяснять, почему данная иллюстрация подходит к данной теме, как она к ней относится.

Грамотность, аргументированность и логическая связность текста

В отличие от ЕГЭ, где большую часть баллов можно получить за выполнение тестовых заданий, на ДВИ все четыре задания требуют написания связного, логичного текста. При этом, если для эссе на ЕГЭ школьник может выбрать из пяти тем одну, с которой он лучше всего знаком, то на ДВИ такого выбора нет: подробно отвечать нужно все четыре вопроса, которые вам попались.

Написание логичного, аргументированного и связного текста на заданную тему — отдельный навык, тренировать который нужно задолго до ДВИ. Этот навык невозможно приобрести за один-два месяца, он нарабатывается исключительно практикой, то есть написанием подобных текстов.

Владимир Рожнов: «Тренировка заключается также в поиске шаблонов, облегчающих написание эссе, в подборе фраз и выражений, соединяющих текст в единое целое. При этом очень важно, чтобы эти тренировочные тексты кто-то проверял и давал обратную связь, какие ошибки допущены, что надо исправить и улучшить. Таким помощником при подготовке может стать школьный преподаватель по обществознанию или по литературе, репетитор по обществознанию или даже родитель, владеющий навыком написания текстов».

За орфографические ошибки напрямую баллы не снижают, но грамотность влияет на общее впечатление о работе. Кроме того, нельзя допускать орфографических ошибок в сложных понятиях и именах мыслителей.

Советы по подготовке

  1. Готовьтесь к ДВИ параллельно с ЕГЭ, ведь большинство тем на этих экзаменах совпадают.
  2. Изучите программу ДВИ, определите, каких тем в школьной программе нет и занимайтесь ими дополнительно.
  3. В идеале — начинайте готовиться к ДВИ в 10 классе.
  4. Учите определения в связке с конкретной темой.
  5. По самым трудным и малознакомым темам заранее составьте план ответа с примерами.
  6. Тренируйтесь в написании текстов.

👉 Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей