Частные школы и вузы меняют систему российского образования
Президент Российской академии образования Ольга Васильева отметила рост популярности частного образования в России:
«Его потенциал заключается в гибкости и адаптивности программ, возможности внедрения и использовании новых средств обучения и новых технологий. Это создаёт уникальные возможности для обучения и воспитания подрастающего поколения для подготовки квалифицированных кадров, необходимых нашей стране для решения приоритетных задач».
Эксперт отметила, что сейчас, когда ведётся разработка Стратегии развития образования, объединение всех уровней частного и государственного секторов в единую структуру создаст альтернативу обычной школе, ориентированную на индивидуальный подход. Особенно это касается развития детей в таких областях, как спорт, искусство и т. д.
По словам Васильевой, частное образование не заменяет государственные учебные учреждения, но выгодно дополняет их, создавая для школьников возможность выбора. Кроме того, они быстрее адаптируются к новым требованиям и передовым методикам обучения.
Всё большую популярность набирает практика, когда крупные работодатели открывают собственные университеты, образование в которых учитывает наработки компаний-организаторов и «заточено» под специфику их деятельности. Таким образом крупные корпорации растят себе будущих специалистов. Так, с 2012 года в России работает СберУниверситет, который занимается подготовкой топ-менеджеров и предпринимателей на базе опыта компании. А с 2007 года действует Школа анализа данных Яндекса.
В 2023 году Т-Банк (бывший Тинькофф) при поддержке 50 крупнейших компаний-инвесторов открыл Центральный университет, который использует инновационный STEM-подход в образовании, объединяющий науку (Science), технологии (Technology), инженерию (Engineering) и математику (Mathematics). В создании учебных программ участвуют Центробанк РФ, VK, Яндекс, Авито и СБЕР. Выпускники получают дипломы по специальностям «математика и компьютерные науки», «бизнес-информатика» в трёх направлениях: «разработка», «искусственный интеллект», «бизнес и аналитика». ЦУ занял восьмое место в стране по качеству набора абитуриентов в 2024 году.
Нестандартный подход к образованию использует и Сколковский институт науки и технологий, где готовят специалистов математических, естественных и инженерно-технических направлений. Это вуз для тех, кто уже прошёл первую ступень высшего образования, — там работает только магистратура и аспирантура. Для преподавания в университете активно привлекают зарубежных учёных.

