Логотип Фоксфорд

Как написать итоговое сочинение на тему «Человек» и получить высокие баллы

«Человек» — на эту тему можно размышлять очень долго. Именно из-за этого её так любят добавлять в итоговые сочинения. Но тема эта крайне обширная, так что написать работу на конкретных примерах без воды бывает довольно сложно.

Ниже — три примера сочинений, которые можно составить, развив эту тему. Важно: они не были проверены методистами. Читайте статью до конца, чтобы получить сочинение на высокий балл от реального эксперта.

Вариант 1. Человек и его предназначение

Человек часто задумывается о своем предназначении, особенно в юности, когда ещё вся жизнь впереди и нужно выбрать правильный путь. Но что же это такое — предназначение? На мой взгляд, это не готовый маршрут, а скорее собственный уникальный путь, который мы строим сами, стараясь реализовать свои способности и мечты. Найти его непросто, и в русской литературе мы встречаем героев, которые наглядно демонстрируют эту сложную внутреннюю работу.

Яркой иллюстрацией человека, не сумевшего найти своего предназначения, является Илья Ильич Обломов из романа Ивана Александровича Гончарова. У него были все возможности для счастливой жизни: хорошее образование, чин, который открывал двери в светское общество, любовь Ольги Ильинской. Но Обломов стал заложником собственной апатии и страха перед любой деятельностью. Его душа жаждала идеала — гармонии и покоя, но он не нашел сил воплотить это в жизнь. В результате его судьба свелась к бесцельному существованию в доме Агафьи Пшеницыной, где он медленно угас. Его трагедия в том, что он так и не ответил на главный вопрос: ради чего жить?

Совершенно иную ситуацию мы видим в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Здесь сталкиваются разные взгляды на жизнь. Раневская и Гаев, как и Обломов, не могут найти цели в новом времени. Они живут воспоминаниями, их связь с вишнёвым садом — это лишь красивая, но бесплодная ностальгия. Они не способны к действию, чтобы спасти свое имение, а значит, и своё место в жизни. Им на смену приходит молодое поколение. Петя Трофимов видит своё предназначение в том, чтобы «идти вперёд» и трудом исправить ошибки прошлого. Его слова воодушевляют Аню Раневскую, которая, прощаясь с садом, уверена, что они «насадят новый сад, роскошнее этого». Хотя у них нет точного плана, у них есть вера в то, что их предназначение — построить новую, лучшую жизнь.

Таким образом, предназначение человека заключается не в пассивном ожидании своего часа, а в активном поиске и созидании. Как мы видим на примере Обломова, бездействие и страх перед переменами убивают в человеке всё лучшее и ведут к духовной гибели. В то же время герои «Вишнёвого сада» показывают, что даже в ситуации потери можно обрести новый смысл, если отпустить прошлое и с верой идти навстречу будущему. Найти своё предназначение — значит найти дело, которое наполняет жизнь смыслом, и действовать.

бесплатно
Получи Проверенное сочинение на высший балл
по теме «Человек» от экспертов Фоксфорда

Вариант 2. Что позволяет человеку оставаться человеком

Человек может оказаться в самых тяжёлых условиях, лишиться всего, что его окружает. Но что же помогает ему сохранить в себе человеческое достоинство, не превратиться в забитое животное или бездушную машину? Мне кажется, что внутренний стержень человека — это его нравственные ориентиры, способность к состраданию и духовная сила, которые не зависят от внешних обстоятельств.

Ярким примером стойкости человеческого духа является герой рассказа Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Иван Денисович Шухов находится в лагере, где система нацелена на то, чтобы уничтожить в заключенных всё человеческое: их личность, достоинство, саму память о нормальной жизни. Однако Шухов не ломается. Он остаётся человеком через свой труд, выполняя его честно даже здесь, через простые ритуалы вроде бережного отношения к еде и через молчаливое уважение к другим. Он не доносит, не пресмыкается, не ворует у товарищей. Его внутренний моральный кодекс, умение находить опору в малом и сохранять самоуважение — вот что позволяет ему выжить, не растеряв своей души. Даже в условиях полного бесправия он остаётся нравственной личностью.

Другим доказательством этой мысли служит повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие...». Пять девушек-зенитчиц, каждая со своим характером и мечтами о будущем, сталкиваются с ужасом войны. Война — это обстоятельство, где жестокость становится нормой. Но что мы видим? Женька Комелькова, спасая товарищей, отвлекает немцев, обрекая себя на верную смерть. Рита Осянина, смертельно раненная, думает не о себе, а о сыне и просит позаботиться о нём. Их поступки — это не просто воинский долг. Это осознанный выбор, продиктованный любовью, самопожертвованием и высшей ответственностью за других. Именно эти чувства, присущие только человеку, позволяют им в нечеловеческих условиях войны совершить подвиг и до конца остаться собой. Они до последнего вздоха защищают не просто землю, а всё то человеческое, что есть в них.

Таким образом, можно сделать вывод, что человек остаётся человеком не благодаря комфорту и безопасности, а вопреки страданиям и лишениям. Его поддерживает и возвышает внутренний нравственный закон, который проявляется в уважении к себе и другим, в способности к состраданию и самопожертвованию. Как показывают судьбы Ивана Денисовича и девушек-зенитчиц, именно духовная сила, а не физическая выносливость, является главным мерилом человечности. Пока человек способен любить, жалеть и делать нравственный выбор, он продолжает нести в себе ту искру, что и делает его Человеком.

Вариант 3. Роль человека в природе

Человек неотделим от природы. С древнейших времён мы пытаемся определить свое место в этом мире. Кто мы — покорители планеты? А может, мы просто-напросто зависим от прихотей стихии? Так какова же истинная роль человека в природеоде? Мне кажется, мы призваны быть не бездумными хозяевами, а мудрыми хранителями, потому что, причиняя вред природе, мы в первую очередь уничтожаем собственный дом.

О том, насколько глубокой может быть связь человека и мира вокруг него, прекрасно рассказывает роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Для главного героя, Юрия Живаго, природа — это не просто красивые пейзажи. Она становится настоящим участником его жизни, помогает ему понимать себя и происходящие вокруг события. Метель, звездное небо, шёпот леса — через всё это герой ощущает вечные законы бытия, красоту и гармонию мироздания. Природа для Живаго — это источник вдохновения, душевной силы и творчества, язык, на котором говорит с ним жизнь. Он не покоряет её, а прислушивается к ней, чувствуя себя частью целого. Кстати, именно такое отношение к природе помогает ему сохранить человечность посреди хаоса.

Совершенно другую, предостерегающую историю мы видим в произведении Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба». Главный герой, Зиновий Игнатьич, — умелый и опытный рыбак, но он стал браконьером, то есть врагом той самой природы, которая его кормит. В погоне за наживой он забывает о всяком уважении к реке и её обитателям. Кульминацией становится его встреча с огромной царь-рыбой, осётром. В этой борьбе он оказывается на грани жизни и смерти, прикованный к своей же добыче собственной жадностью. Эта схватка — яркая метафора возмездия. Природа как бы наказывает его за грехи, заставляя переосмыслить всю свою жизнь. Через страдание и страх он прозревает и понимает, что, истребляя природу, он губит свою собственную душу.

Таким образом, роль человека в природе не может сводиться к роли покорителя или потребителя. Как показывает пример доктора Живаго, только ощущая себя частью природного мира, человек может обрести внутреннюю гармонию. А история Зиновия Игнатьича из «Царь-рыбы» служит суровым напоминанием: попытка взять у природы больше, чем положено, жестоко карается. Настоящая роль человека — это роль заботливого хранителя, который понимает, что, защищая природу, он защищает свой собственный дом и будущее следующих поколений. Ведь мы не владельцы, а всего лишь гости на этой прекрасной земле.

Вот какие варианты сочинений можно написать на тему «Человек». Но работы выше не проверены экспертами — это просто примеры. Вы можете получить сочинение от реального методиста, который знает критерии оценивания и понимает, за что ставят высокие баллы, а за что снижают оценку. ППереходите в наш телеграм-боттелеграм-бот — бесплатно пришлём вам текст.

Поделитесь статьёй
разберём сложную тему на бесплатном занятии
Вы узнаете, в каком задании чаще всего теряют баллы и как не попасть в ловушку на экзамене. Оставьте свой номер, чтобы получить доступ к занятию