В школах России введут автоматическую проверку домашних заданий
С таким заявлением выступил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов 27 октября на Всероссийском форуме региональной информатизации «ПРОФ-IT» в Новосибирске.
По его словам, возможность проверки домашних заданий в автоматическом режиме — один из ключевых моментов, которые постоянно обсуждаются в ведомстве, но он «почему-то нигде не ставится во главу угла». По мнению замминистра, автоматическая проверка ДЗ существенно снизит нагрузку на учителей.
Технически решить эту проблему позволит цифровая образовательная платформа ФГИС «Моя школа», если её должным образом дооснастить. Качанов также не исключает создания регионами собственных систем с такими возможностями.
Он подчеркнул, что использование системы автопроверки для школ будет исключительно добровольным, а о переходе на полностью автоматическую проверку всех заданий речи не идёт.
Заявление чиновника вызвало широкий общественный резонанс. Делимся комментариями экспертов, политиков и самих учителей.
Как это может работать
IT-обозреватель Дмитрий Бевза считает, что переход на автоматическую проверку домашних заданий может быть реализован двумя способами.
Первый вариант — перевод домашних заданий в тестовый формат. «Это достаточно легко автоматизировать, потому что сдаётся тест и выводится результат усвоения материала. <...> Более сложные варианты — это оценка письменных работ, особенно написанных от руки. Но и это тоже можно реализовать. Нужна мощная система распознавания текста», — отмечает эксперт.
Второй вариант более сложный — подключить к проверке домашних заданий искусственный интеллект. Техническое развитие нейросетей вполне позволяет им выполнять сложные школьные задания — эти же мощности можно направить и на проверку решений школьников. Обучение ИИ требует временных и финансовых затрат, однако, убеждён Бевза, это также вполне выполнимая задача.
Таким образом, технически препятствий к реализации этой идеи нет. Но есть ряд этических вопросов.
Комментарии экспертов
Российский учёный, преподаватель и IT-разработчик Андрей Масалович считает, что автопроверка ДЗ «вызывает огромное количество возможностей для некоторых злоупотреблений».
«Если спросить любого человека с опытом преподавания, то он скажет, что это неправильно, потому что в основе работы учителя — проверять и объяснять ученику, что он сделал не так. Это ключевая часть работы педагога», — уверен Масалович.
Руководитель методологии и разработки образовательных программ MAXIMUM Education Артём Мушта не поддерживает эту точку зрения. По его мнению, это, напротив, позволит «минимизировать субъективность проверки заданий, а также снизит и без того большую нагрузку на преподавателей». Мушта напоминает, что практика автоматической проверки давно и хорошо зарекомендовала себя на ОГЭ и ЕГЭ, где первую часть экзамена проверяет компьютер. А в случае с ЕГЭ по информатике автоматически проверяется весь экзамен. Поэтому такой способ проверки «можно внедрить и в более регулярном формате».
При этом эксперт отмечает, что при проверке заданий по гуманитарным дисциплинам «важен человеческий взгляд». Однако и здесь можно реализовать автопроверку «тестовых заданий или заданий с кратким ответом, которые не требуют особой системы оценивания и не требуют глубокого анализа мнения ученика».
Руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков настаивает, что проблема чрезмерной нагрузки на учителей не в том, что им приходится вручную проверять домашние работы, а в объёме этих работ.
«Надо идти другим путём… сокращать объём домашних заданий, не перегружать учеников домашними работами. <…> Нам надо возвращаться к нашим лучшим отечественным традициям образования, учитель должен быть учителем, а не автоматом».
Также он отметил, что во время проверки ДЗ учитель оценивает не только грамотность решения, но и способность школьника творчески мыслить. А проверить это автоматически не удастся.
Критика в Госдуме
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова резко осудила инициативу Минцифры. Она направила письмо министру просвещения РФ Сергею Кравцову с просьбой не внедрять в России автоматическую проверку домашних заданий и предоставить официальную позицию ведомства по этому вопросу.
«Согласна, что надо разгрузить учителей. От излишней бюрократизации. Но никак не от проверки домашних заданий! Потому что это одно из важнейших направлений работы с детьми, с классом. <...> Компьютер никогда не сможет заменить учителя. К каждому ученику нужно найти свой подход, при оценивании знаний брать во внимание его особенности. Нестандартный подход к решению задачи может быть расценён компьютером как ошибка. И давайте будем честны: создадим „цифрового помощника учителя“, появится и „цифровой помощник ученика“, который за него будет делать задания», — написала депутат в своём телеграм-канале.
Также она отметила, что бывают ситуации, когда учитель ставит оценку на балл выше, чтобы поддержать старания отстающего ученика. По мнению Лантратовой, «внедрение искусственного интеллекта в школе будет, во-первых, демотивировать школьников и учителей, а во-вторых, разучит людей общаться, выстраивать отношения и взаимодействовать».
В заключение она подчеркнула, что такие решения можно принимать только после обсуждения с родительским и преподавательским сообществом.
Мнения учителей
Большинство педагогов, особенно преподаватели гуманитарных дисциплин, в медиапространстве восприняли заявление замглавы Минцифры с недоверием и скепсисом.
Вот лишь несколько цитат учителей, которые приводит «Коммерсантъ»:
«Я отношусь к этой идее крайне негативно. Когда я задаю домашнюю работу, то делаю это с определённой целью. Задания даются для повторения изученного материала и так далее. Либо цель домашнего задания, чтобы я оценил работу и дал ученику обратную связь. Никакая электронная система не может предоставить полноценную обратную связь по работе, которую задал я».
«Убеждена, что проверять надо. Вряд ли я от этого откажусь. У меня ни выходных, ни праздников, меня всегда ждут тетради. Конечно, я была бы гораздо свободнее без ежедневной проверки. Но понимаю — без этого никак».
«С одной стороны, у учителей освободится больше времени для подготовки уроков и личной жизни. С другой стороны, ручная проверка домашнего задания позволяет лучше следить за успеваемостью, за тем, как ученик прогрессирует… плюс большая вовлечённость учителя в процесс».
«Тест проверяется в любом случае быстро, а вот письменная работа с ответом на тот или иной вопрос довольно долго. Но её нельзя перепроверить тестом, то есть в механике или автоматике. Это делает человек».
Учитель русского языка Татьяна Гартман убеждена, что решения Минцифры недостаточно и нужно придумывать другие методы, чтобы разгрузить преподавателей и позволить им сосредоточиться на передаче знаний.
«Я не представляю, как могут автоматически проверять сочинения. Это всё останется только в компетенции учителя. С другой стороны, какие-то технические задания может легко проверять робот. Если всё будет качественно организовано, то почему бы и нет», — сказала она.
Ранее мы сообщали, что Минпросвещения выпустило новые рекомендации по организации домашней работы. В частности ДЗ разрешили не делать школьникам, находящимся на больничном.