Подросткам
Промокод скопирован

Найди то, не знаю что

Поможем выбрать занятия: от профориентации до подготовки к экзаменам.

Курсы, репетиторы, бесплатные уроки — подберём лучший вариант за 6 минут

Как Александр Сергеевич Пушкин сформировал современный русский язык и литературу: от лексических новаций и стилистических приёмов до сюжетных моделей, а также почему его наследие остаётся живым в XXI веке.

Культпросвет
12.8.2025

Как Пушкин повлиял на русский язык и литературу

Рассказываем, правда ли Пушкин «придумал» современный русский язык и почему поэт так широко представлен в школьной программе.
Алина Кротовская
Автор «Силы Лиса»
Редакция «Силы Лиса»
12
минут
чтения

<<Лид>>

Исторический контекст: русский язык и литература до Пушкина

Состояние русского литературного языка конца XVIII — начала XIX века

Представьте книжную полку русского дворянина 1820 года. На ней соседствуют разные книги: античные тексты, переводная литература, богословские учения, труды М. В. Ломоносова и Н. М. Карамзина. Смог бы современный читатель осилить такие книги? Скорее всего, нет. 

Михаил Ломоносов придумал теорию трёх штилей (стилей): высокий стиль русского языка отличался торжественностью и наличием церковнославянизмов, средний балансировал между нейтральной лексикой и славянизмами, низкий содержал просторечия и бытовую лексику. 

Александр Сергеевич Пушкин считал, что «Его [Ломоносова] влияние [на словесность] было вредное». Например, поэт хочет поделиться чувствами, использует высокий стиль и пишет «да лобжет мя лобзанием» вместо простого «целуй меня». Решил описать крестьянский быт — переключается на низкий стиль с его грубоватой лексикой. Иными словами, язык в XIX веке был неестественным. Канцеляризмы из приказов, архаичные обороты из церковных книг, модные заимствования из французского — всё это не отвечало потребностям общества. 

Задача нового голоса в литературе

Россия стояла на пороге крупных изменений. Расширялись геополитические горизонты, рос интерес к собственной культуре. Западное влияние оставалось сильным, но всё больше писателей стремились найти своё — без подражаний.

Литература должна была стать зеркалом времени. Нужен был автор, понимающий, чем живёт страна. Требовалась новая форма: своя речь, свой стиль, своя интонация.

Писатель становился не просто рассказчиком. Искал звучание, в котором сойдутся речь простого народа и знати. Так рождался национальный художественный язык. И Пушкин стал его воплощением.

Лингвистические новации Пушкина

Лексические обогащения

Александр Сергеевич Пушкин сделал русский литературный язык ближе к живой речи. Он стал использовать в прозе и поэзии слова, которые до него считались недопустимыми в художественных текстах. Их использовали в текстах низкого стиля с просторечиями и бытовой лексикой: «честной вор», «пьяница», «дурак», «бедняга», «болван», «шутник». Он пишет: «слюнтяй», «душенька», «болтать», «возиться». Такие слова не казались грубыми — наоборот, они давали тексту естественное звучание, были понятны простому народу. 

В начале 1820-х годов Пушкин дал литературе больше свободы. Он не держался за жёсткие правила, которые навязывали писатели из «большого света». В то время в речи знати было много французских слов. Молодой Пушкин много читал по-французски и часто заимствовал слова и обороты для своих произведений. 

В «Евгении Онегине» встречаются английские, немецкие, французские, итальянские, греческие и латинские заимствования. Например: «ростбиф», «бифштекс», «денди», «сплин», «боливар»

Пушкин не сопротивлялся чужим словам, если они выражали мысль. Он считал, что язык умирает, как только в него перестают впускать новое.

Синтаксис и стилистика: простота и выразительность

Пушкина в своё время часто критиковали за упрощение языка, короткие предложения и недостаток высоких слов.

Слово, которое считали слишком простым, поэт ставил в центр стиха. Союз, который раньше не годился для поэзии, он пускал в первую строку. Например, «потому что» в стихах в начале строки не употребляли. Считалось, что так не поэтично. А Пушкин взял и употребил. 

Пример: конец стихотворения «Город пышный, город бедный…»:

Всё же мне вас жаль немножко,

Потому что здесь порой

Ходит маленькая ножка,

Вьётся локон золотой.

Пушкин не был на сто процентов современным. В его стихах встречаются слова вроде «нашед» или «перешед». Например, в романе в стихах «Евгений Онегин»:

Скажу без блёсток мадригальных:

Нашед мой прежний идеал,

Я, верно б, вас одну избрал

В подруги дней моих печальных,

Всего прекрасного в залог,

И был бы счастлив… сколько мог!

Он добавил в литературный язык интонации живой речи. Но никогда не путал письменную речь с разговорной. В «Письме к издателю» он объяснил это так: «Разговорный язык — один. Письменный — другой. И смешивать их бездумно — глупость».

Фразеологизмы и устойчивые обороты

Пушкин подарил русскому языку сотни выражений, которые стали афоризмами. Эти строки повторяют не потому, что их заставили заучить, а потому, что они лёгкие, точные и запоминающиеся.

Например, «Мороз и солнце — день чудесный» для описания зимнего утра. «Гений чистой красоты» — символ восхищения. «Ай да Пушкин!» — выражение искреннего одобрения. Цитата «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» из «Капитанской дочки» упростилась до «Беда, барин, буран будет» — фразы, означающей надвигающуюся опасность. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» — для выражения любовных терзаний.

<<Лидген для статьи>>

Влияние Пушкина на развитие русской литературы

Жанровые инновации

Пушкин создавал новые формы. Например, он первым в русской литературе написал роман в стихах «Евгений Онегин». Это произведение не просто драма про Татьяну и Онегина, а зеркало времени. Книга, в которой видно, как жила, думала и чувствовала Россия начала XIX века. В. Г. Белинский точно заметил: это «энциклопедия русской жизни». 

Пушкин внёс вклад в развитие романтической поэмы. «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники» — всё это про свободу. Герои мечтают вырваться, жить иначе, сбежать из привычного мира. Только всё не так просто: полной свободы нет ни в степи, ни в горах. Эти поэмы читаются как личное признание, как исповедь.

Пушкин смешивал жанры. Например, в «Капитанской дочке» есть признаки и исторического романа, и повести. 

Пушкин разрушал литературные традиции. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» автор предпочёл опубликовать анонимно. 

В письме литературному критику и поэту Петру Плетнёву Александр Пушкин замечает: «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme — под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин [литературный критик] заругает». 

В этих повестях Пушкин описал людей реалистично, разрушив сентиментальную традицию в русской повести. 

Темы и герои: национальный характер и психологическая глубина

Пушкин первым нарисовал портрет русского человека без прикрас. Его герои мучились выбором, ошибались, страдали от собственных решений. 

Онегин убил друга на дуэли и всю жизнь нёс этот груз. Татьяна любила человека, который её отверг, и выбрала остаться верной мужу. Ленский гибнет от собственного романтизма — и мы так и не узнаем, стал бы он великим поэтом или заурядным помещиком. 

Пушкин не даёт готовых ответов. В «Евгении Онегине» автор показывает ситуации с разных сторон и оставляет право читателю сделать выводы. 

В «Борисе Годунове» Пушкин изобразил человека власти, терзаемого совестью. Царь Борис не картонный злодей — он мучится от содеянного, любит детей, пытается править справедливо. Но грех детоубийства не даёт ему покоя. Здесь политическая власть показана как тяжёлое бремя.

Германн из «Пиковой дамы» одержим идеей быстрого заработка. Пушкин показывает:  страсть к деньгам убивает в человеке всё человеческое. Германн готов обманывать влюблённую в него девушку, пугать до смерти старуху — лишь бы узнать секрет трёх карт. Финал закономерен: вместо богатства — сумасшествие.

Пётр Гринёв из «Капитанской дочки» — честный офицер, который держит слово и защищает близких. Пушкин показал: в смутные времена выживает не тот, кто хитрее, а тот, кто человечнее. Пугачёв щадит Гринёва за прямоту и честность. 

Пушкин — основоположник психологического реализма в русской литературе. Его герои ведут себя не как литературные персонажи, а как живые люди — непоследовательно, противоречиво, по-человечески. 

Нарративные приёмы и драматургия

У Пушкина главное — увлекательная история, а не стиль изложения. 

Его герои играют важную роль в развитии сюжета: взаимодействие характера персонажа и обстоятельств делает произведения Пушкина глубокими. 

В произведениях Пушкина часто встречаются пропуски моментов, касающихся чувств и намерений героев. Его истории приобретают таинственность, которая заставляет читателя задаваться вопросами: «Зачем Германн хочет узнать секрет трёх карт?», «Почему Сильвио отказывается стрелять в графа?».  

Загадки заставляют читателей искать собственные объяснения. Иногда Пушкин даёт намёки, используя привычные литературные шаблоны. Этим приёмом он подчёркивает мысль: человеческие поступки невозможно объяснить однозначно. Истинная природа человека сложнее любых готовых схем, а жизнь полна сюрпризов и непредсказуемых поворотов. 

Пушкин как культурный код и образовательный ориентир

Роль Пушкина в школьной программе

Имя Пушкина знают все. Его герои, образы и строчки легко всплывают в памяти.

Для большинства людей в России Пушкин стал культурным кодом. По данным опроса 2022 года, 80% участников считают Пушкина главным представителем русской литературы. 

В школьной программе Пушкин занимает особое место. С помощью его книг дети учатся слышать ритм и чувствовать, как работает слово. 

Кроме того, Пушкин — идеальная отправная точка для разговора о литературе как таковой. В его произведениях есть всё: юмор, трагедия, философия, страсть, боль, ирония. Он говорит простым языком о вещах, которые сложно объяснить даже взрослым. 

Практические задания и проекты

Уже два столетия школьники пишут сочинения, опираясь на книги Пушкина. Темы любви, свободы и долга из пушкинской лирики прекрасно подходят для экзаменационных сочинений ЕГЭ

Например, тема свободы. Школьник читает «Узника» и понимает: поэт говорит не только о тюремной камере. Он говорит о внутренней несвободе, о желании вырваться из навязанных рамок. Ученик переносит эту мысль на современность — и получается живое сочинение.

Самое интересное начинается с творческими заданиями, ведь в эпоху технологий появляется новый контекст. Например, можно пересказать «Капитанскую дочку» языком современного блогера или превратить дуэль Онегина с Ленским в переписку в чате.

Инсценировки произведений дают возможность примерить на себя роль знакомых персонажей. Когда ученица играет Татьяну, она физически чувствует её смущение перед объяснением Онегину. Когда ученик изображает Пугачёва — понимает его мотивы. Текст перестаёт быть набором букв и становится живым опытом.

Эти упражнения не развлекают детей, а учат их читать между строк. Современные школьники через задания тренируются находить глубину в очевидном, видеть универсальное в частном.

Наследие Пушкина: влияние на последующие поколения

Прямые последователи и литературные школы

Язык произведений Пушкина, его подход к человеку, его способ видеть и передавать жизнь стали ориентиром для XIX века.

Гоголь увидел в Пушкине пример подлинной народности. Гоголь писал, что влияние Пушкина заключалось в той народности, которая «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». В статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь пишет о нём как о явлении, которого до сих пор не знала Россия. В этой статье Гоголь осмысляет не только «Бориса Годунова» и «Онегина», но и свои собственные планы. Те, что позже раскроются в «Миргороде» и «Мёртвых душах». 

Литературные связи Пушкина не ограничивались Гоголем. Его ближайшее окружение — Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер — не просто поддерживали его. Они участвовали в становлении новой словесности. С Жуковским, Вяземским, Давыдовым он делил и поэтические взгляды, и эстетику. Это было сообщество, где обсуждали язык, спорили о форме, искали новые пути.

Поэзия Пушкина помогла Лермонтову проложить путь к народности, глубже понять национальную стихию русского человека. 

Пушкин дал направление всей русской прозе. Стремление к точности, краткости, к живому герою; объективный взгляд без риторики — всё это Пушкин. А дальше — Тургенев, Толстой, Чехов идут по этой линии. Не из подражания, а из уважения к уровню, который он задал.

Современные отклики и интертекстуальность

Поэты XX века разговаривали с Пушкиным как с живым собеседником.

Иосиф Бродский прямо заявил: «Ничто не имело более великих последствий для русской литературы и русского языка, чем эта продолжавшаяся тридцать семь лет жизнь. Пушкин дал русской нации её литературный язык и, следовательно, её мировосприятие».

Анна Ахматова в 1920-х годах изучала биографию и творчество Пушкина. Ахматова создала работы «Пушкин и Невское взморье», «Каменный гость Пушкина», «Слово о Пушкине». В 1930-е годы участвовала в Пушкинской комиссии, готовившей академическое собрание сочинений поэта. В последние годы жизни работала над книгой о его гибели, но не успела завершить.

Музыка тоже хранит пушкинскую традицию. Опера «Евгений Онегин» Чайковского и сегодня актуальна. Современные композиторы адаптируют пушкинские тексты — популярный исполнитель JONY использовал строки из «Зимнего вечера» в своей песне «Комета».

В 2024 году к 225-летию Пушкина произошло несколько событий.

  • Вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Авторы разделили фильм на этапы: детство и лицей, ссылка, годы с Натальей Гончаровой, последние месяцы жизни.

  • В июне интернет взорвал флешмоб #ПушкинЖив. Популярные блогеры — Алексей Столяров, Мария Миногарова — читали пушкинские стихи в соцсетях. Участники передавали эстафету друг другу, создавая цепочку прочтений по всей стране.

  • В Тиктоке появились ролики «Если бы Пушкин был современным блогером». Пользователи переигрывали знаменитые сцены, представляя поэта инфлюенсером с влогом и прямыми эфирами.

  • Презентовали «Пушкин <цифровой>» — научно-просветительский ресурс, объединивший все материалы о его жизни и творчестве. Для создания ресурса отсканировали 1 452 985 страниц научной литературы и прижизненных изданий. 

В 2025 году нейросети превратили Пушкина в живого героя интернета. Его личность получает новую жизнь благодаря творческому подходу пользователей и интеграции в популярные форматы. Это расширяет аудиторию классической литературы и помогает вписать поэта в повседневную культуру молодёжи.

Поэт, умерший почти два века назад, не превратился в музейный экспонат — он живёт, развивается, адаптируется к новому времени.

Пушкин в массовом сознании

«Пушкин — наше всё» — фраза Аполлона Григорьева стала народной мудростью. Поэт буквально живёт в разговорной речи, а строки его произведений стали пословицами.

«Любви все возрасты покорны», «Что пройдёт, то будет мило», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» — эти фразы знают миллионы людей. 

Места, где Пушкин проводил время, стали центрами памяти о нём.

  • Императорский Царскосельский лицей — это школа, где Пушкин учился с 1811 по 1817 год. Именно там в 14 лет он прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» и его заметил сам Державин — один из главных поэтов того времени. Сейчас в Лицее всё выглядит почти так же, как в пушкинские годы: классы, спальни, библиотека с настоящими книгами XIX века и Большой зал, где читали стихи.

  • Михайловское — место, куда Пушкина сослали в 1824 году. Он провёл там два года, но это было очень плодотворное время. Там он работал над «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым», «Цыганами» и «Графом Нулиным». Последний раз он приехал туда на похороны матери, а позже — в 1837 году — его самого похоронили рядом.

  • Болдино — деревня, где Пушкин оказался из-за эпидемии холеры. Он пробыл там три месяца осенью 1830 года и за это время написал столько, что этот период выделили отдельно и назвали Болдинской осенью. Тогда появились «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Медный всадник». Сейчас усадьбу полностью восстановили: там снова есть барский дом, баня, конюшня и даже людская — как в XIX веке.

  • Квартира Пушкина на Арбате. Поэт какое-то время жил в Москве на Арбате. Позже, в XX веке, дом стал коммуналкой. В нём жила поэтесса Марина Цветаева, работал худсовет Театра Красной армии, в который входили такие знаковые фигуры, как Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд. Сейчас это Мемориальная квартира Пушкина. Музей открылся в 1986 году. Там воссоздали обстановку пушкинского времени. Внутри — гравюры, акварели, журналы, редкие издания и книги, которые выходили ещё при жизни поэта.

  • Квартира на Мойке в Петербурге — это последнее место, где жил Пушкин. Там он заканчивал «Капитанскую дочку» и работал над журналом «Современник». После дуэли с Дантесом его привезли туда уже смертельно раненным. Квартира состоит из 11 комнат, и её восстановили по описаниям очевидцев. Самое важное место — его кабинет и большая библиотека.

С 2021 года в России работает программа «Пушкинская карта». Она даёт возможность подросткам и молодым людям от 14 до 22 лет бесплатно ходить в музеи, театры и филармонии. На карту начисляют деньги, которые можно потратить на билеты. 

Организаторы проекта хотели показать, что Пушкин может быть интересным даже сегодня.

<<Блок перелинковки>>

Заключение

Влияние Пушкина на русский язык невозможно измерить цифрами. Но факт остаётся фактом: спустя два века мы всё ещё говорим и пишем на языке, принципы которого он заложил.

Пушкин первым показал, каким может быть язык: свободным, естественным, способным выразить всё богатство человеческого опыта.

В этом феномен Пушкина: он не навязал языку чуждые формы, а раскрыл его внутренние возможности.

Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой — и убедитесь, что учёба может быть увлекательной. Демодоступ активен 7 дней

ошибка номера, введите правильный номер
Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

разберём сложную тему на бесплатном занятии

Вы узнаете, в каком задании чаще всего теряют баллы и как не попасть в ловушку на экзамене. Оставьте свой номер, чтобы получить доступ к занятию

Готово!

Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

разберём сложную тему на бесплатном занятии

Вы узнаете, в каком задании чаще всего теряют баллы и как не попасть в ловушку на экзамене. Оставьте свой номер, чтобы получить доступ к занятию

Готово!

Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

media-check-list-easy

Кроссенс, канбан и пиктограммы

Это не заклинания, а эффективные техники обучения. Скачайте памятку, расскажем, как их использовать

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Подготовься к экзаменам в сжатые сроки

Подписывайся на рассылку — узнай, как достичь высоких результатов за оставшееся время, получи советы от экспертов ЕГЭ и учись на ошибках выпускников

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Подготовься к экзаменам в сжатые сроки

Подписывайся на рассылку — узнай, как достичь высоких результатов за оставшееся время, получи советы от экспертов ОГЭ и учись на ошибках выпускников

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
бесплатно

Получи Проверенное сочинение на высший балл

по теме «Любовь» от экспертов Фоксфорда

Готово

Забирай сочинение по теме «Любовь» в нашем телеграм-боте
Открыть Telegram
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз