Что такое бесшовное обучение
Зампредседателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко в недавнем интервью рассказал, что перед страной стоит задача построить «бесшовную систему образования» от детского сада до колледжа и вуза. Рассказываем, в чём смысл такой системы.
Минпросвещения разрабатывает концепцию целостного образовательного пространства — единых программ, учебников и стандартов преподавания, которые будут применяться по всей стране. ОГЭ и ЕГЭ, по словам чиновника, также работают в этой концепции, предоставляя равные возможности для поступления в колледжи и вузы выпускникам из всех регионов. Также Чернышенко упомянул нацпроект «Молодёжь и дети», который «призван объединить все инструменты поддержки» юного поколения.
Первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга объяснил, что бесшовность обучения — это единство подходов и обеспечение преемственности между ступенями образования:
«Например, вы закончили школу и идёте в вуз, сдали экзамены, поступили, и, по логике, образовательная программа вуза должна стать продолжением того, что вы учили в школе, и основываться на том, что вы узнали в рамках общего образования. А часто бывает так, что вас учат одному в школе и колледже, пришли в вуз — а там другая программа. Это и есть шов».
И таких швов в нынешней системе образования много — детский сад существует отдельно от начальной школы, старшие классы занимаются исключительно подготовкой к ЕГЭ, а в вузах применяются принципиально иные подходы и действуют иные стандарты.
«Нет целостной картины мира, межпредметных связей. При этом есть разные системы правил и нет их преемственности», — сетует директор школы «Новый взгляд» Александр Кузьмин.
Для устранения швов в обучении Минпросвещения и Минобрнауки налаживают взаимодействие между школами (предпрофессиональные классы), колледжами и передовыми инженерными школами, созданными на базе вузов. С 2022 года открылось 50 таких школ, а к 2030 году это число будет удвоено. Инженерную профориентацию в этих учреждениях прошли уже 22 тысячи школьников. Кроме того, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» создаются образовательно-производственные центры на предприятиях.
Ещё один пример взаимодействия разных уровней образования — проект «Физика для всех», в рамках которого учащиеся 5–11 классов могут посещать бесплатные занятия по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам, их проводят учёные и преподаватели технических вузов.
Однако бесшовность образования не должна ограничиваться только академическими знаниями. Профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина уверена, что в основе новой системы должны лежать не столько требования к освоению учебных материалов, сколько развитие сквозных компетенций, так называемых софт-скилов: цифровой грамотности, критического мышления, умения взаимодействовать в коллективе, совершать осознанный выбор.
По словам Абанкиной, в будущем планируется внедрить обязательную предшкольную подготовку с пяти лет, и это будет прежде всего психолого-педагогическая подготовка, цель которой — помочь ребёнку эмоционально созреть для обучения в школе, научиться концентрации, усидчивости и быть готовым работать в команде.
Член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова настаивает, что во главу угла бесшовной системы образования должен быть положен комфорт ребёнка. Необходимо «соблюсти все физиологические, психологические нюансы», чтобы переход с одной ступени образования на другую (например, сдача ЕГЭ и поступление в вуз) не вызывал стресса у выпускников и их родителей. При этом депутат отмечает, что работа по организации такой системы во многом ляжет на учителей.
Этот факт уже вызывает беспокойство в педагогических кругах. Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков выразил опасения, что создание бесшовного образования на практике обернётся очередными бюрократическими процедурами, «которые ни к чему, кроме трудностей для самой школы и учителей, не приведут».
Депутат Александр Мажуга отмечает, что образовательные стандарты сейчас обеспечивают единство образования по стране, но при этом учитывают автономию каждой образовательной организации, что, по его мнению, важно сохранить.