В школах предложили ввести оценки за поведение, влияющие на результаты ЕГЭ
Глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев собирается обсудить с экспертным сообществом возвращение оценок за поведение в школьную практику. По его замыслу, эти оценки могут отрицательно влиять на результаты выпускных экзаменов.
Поводом для этого стал опрос педагогов, проведённый детским омбудсменом Ульяновской области Екатериной Смородой. В нём, по словам Фадеева, участвовали более тысячи человек со всей страны. Этот опрос показал, что наставники «нередко сталкиваются с унижением, оскорблениями, хамством и различными издевательствами со стороны учеников, которые ещё и выкладывают это в интернет». А «приструнить хулиганов», считает чиновник, у педагогов возможности нет.
«Воспитание невозможно без дисциплины и даже наказания. В связи с чем на нашей встрече… прозвучало предложение вернуть оценку за поведение, вплоть до снижения баллов на ЕГЭ. Если за ГТО и волонтёрство баллы добавляют, то почему бы со злостных хулиганов эти баллы не снимать?» — цитирует Фадеева телеграм-канал СПЧ.
Это предложение будет рассмотрено на конференции с учителями, психологами и другими экспертами, которую ведомство собирается провести в ближайшее время.
Сейчас учителя имеют право написать школьнику в дневник замечание и поставить оценку за поведение, однако в журнал она не пойдёт и на итоговую успеваемость не повлияет. Современная школа оценивает только знания.
Инициатива Фадеева вызвала неоднозначную реакцию среди преподавателей и родителей.
«Сейчас мы пытаемся возродить хорошие практики из российского и советского опыта, это здорово, но вот оценка по поведению такой практикой не кажется, — считает директор Высшей школы образования и психологии БФУ им. Канта Марина Храмова. — Для хулигана, если он уже пошёл „в отрыв“, это может стать скорее… вызовом продолжать хулиганить, хамить и так далее. А если ребёнок не был хулиганом и его „понесло“ как-то вдруг? Это уже повод привлечь психолога, выяснять, что не так».
В том, что это плохая идея, уверена и глава родительского комитета одной из школ Москвы Ксения Добрынина:
«Оценки за поведение не должны быть смешаны с оценками академической успеваемости. Можно вводить рейтинги учеников, можно поощрять грамотами и теми же дополнительными баллами за прилежание. Но надо искоренить карательную систему!»
<<Лидген для статьи>>
«Учитель года России — 2022» Дмитрий Лутовинов считает, что такая мера просто не имеет смысла:
«Что касается оценок за поведение и ЕГЭ. Речь тут явно о старшей школе, о 10–11-х классах. Дети в этом возрасте уже вряд ли хулиганят в привычном смысле этого слова. Все более-менее там взрослые. Конфликты, конечно, бывают, но вряд ли стоит за это снижать баллы на ЕГЭ. Экзамен должен оценивать знания, а не то, как ребёнок себя ведёт».
Преподавательница истории и обществознания из Мурманской области Ирина Гордеева задаётся вопросом, каковы будут критерии этих оценок:
«Как „измерить“ поведение ученика? Такие оценки будут либо очень субъективными, зависящими от отношения конкретного учителя к конкретному ребёнку, либо формальными, имеющими очень слабое отношение к реальности».
При этом у оценок за поведение находятся и сторонники. Например, Эльвира Кузьмина, учительница иностранных языков из села Шусево в Краснодарском крае, считает, что это «отличная идея для начальных классов», однако тоже сомневается, что такое сработает в старшей школе:
«Их оценками за поведение не смутить. Это в советские годы для поступления в вуз требовалась характеристика из школы, где про тебя всё-всё расписывали. И старшеклассник побаивался хулиганить, если, конечно, хотел потом учиться дальше. А сейчас для подростков такая оценка не играет никакой роли. И очень жаль, кстати, потому что зачастую их поведение оставляет желать лучшего — проходят мимо учителей и даже не поздороваются…»
Но чаще всего учителя школ и директора говорят о том, что вместо введения «карательных мер» нужно делать учебный процесс интереснее.
<<Блок перелинковки>>
«Оценка — это не инструмент поощрения или наказания. К тому же могут пострадать нестандартные дети, которые мыслят нешаблонно, прорывно и подчас очень неудобны тем, кто консервативен. Я сам в десятом выпускном классе едва не отхватил „неуд“ по поведению, играя на последней парте в „морской бой“ на тех уроках, которые мне не нравились. Но если урок подготовлен и интересен ученикам — на нём нет места шалости. Среда формирует личность, а не оценки и запреты».
Константин Тхостов, директор лицея № 369 им. Героя РФ А. Жихарева.
«Вряд ли появление оценки за поведение будет серьёзным способом воздействия на ученика или его родителей. Ученик — несовершеннолетний, право на ошибку, на какие-то проявления неадекватного поведения он, в общем-то, имеет. А в учителе профессионально заложен некий запас терпения и ресурс корректировать поведение ребёнка. Если педагог — значимый взрослый в жизни ученика, то он всё равно корректирует его поведение, независимо от того, есть у него возможность выставлять оценки за поведение или нет. Поэтому вопрос в том, все ли учителя у нас значимые взрослые для детей. Тем педагогам, которые не являются таковыми, конечно, хочется хвататься за соломинку: „Я тебе два за поведение поставлю!“ <...> Мне кажется, механически возвращаться к оценке за поведение не стоит. Я бы думала о другом: как прийти к тому, чтобы каждый взрослый в школе был значимым. Да, это сложный путь, но, на мой взгляд, именно он — верный.
Вера Некрасова, директор школы в Свердловской области.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345f00276d49c/63eb7d3aa1706e46180e83d5_Frame%20567370539.png)
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/65f992986270d38b2ea2ac99_%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%CC%88%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%2C%20%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%CC%86%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8E.png)
Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом во время учёбы
Скачайте нашу памятку. Мы расскажем, как правильно поддерживать ребёнка
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/65fbe3d072686b25d29a5e25_%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B3%D0%B5%D0%BD_1.png)
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345f00276d49c/6374c9bb0f3a392f04151074_Image.png)