Оценки за поведение введут в нескольких регионах с 1 сентября
Об этом сообщил министр просвещения России Сергей Кравцов. Сейчас в ведомстве разрабатывают критерии таких оценок.
«Это может быть балльная система оценки (с использованием критериев), сопряжённая с самооценкой и последующим разбором с педагогом. Важно чётко разъяснять критерии оценки и давать возможность ученику улучшить свой результат», — пояснила зампредседателя комитета Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталия Золотарёва.
Таким образом, ученик может получать определённое количество баллов за поведение в классе и на переменах, а в конце дня сможет обсудить результаты с учителем, который укажет на его сильные и слабые стороны, а в случае необходимости проведёт воспитательную работу.
Впрочем, отметила Наталия Золотарёва, в современной педагогике есть множество вариантов мотивирующих оценок для детей разного возраста. Например, в младших классах это могут быть не баллы, а письменные комментарии учителя, звёздочки или наклейки, получаемые за конкретные достижения.
В старшей школе основной акцент должен быть на формировании зрелой личности, осознающей ответственность за свои действия. В оценку поведения может включаться участие в социально значимых проектах, волонтёрстве, школьном самоуправлении и просто вклад ученика в создание позитивной атмосферы в классе. При этом, считает Золотарёва, оценку поведения необходимо учитывать в характеристике школьника.
Многие эксперты положительно воспринимают введение оценок за поведение, при этом они настаивают на создании максимально чётких и прозрачных критериев — в противном случае оценка не будет восприниматься объективной, что неминуемо спровоцирует конфликты между учителем, учеником и родителями.
Специалисты Научно-образовательного центра педагогических проектов подчеркнули, что двойка за разговор на уроке не может быть равнозначна двойке за буллинг. Кроме того, если для младшеклассников плохие оценки за поведение могут быть сдерживающим фактором, то старшие ребята едва ли будут серьёзно к ним относиться. Поэтому, отмечают эксперты, нужно разработать механизм исправления оценок, который мотивировал бы школьников вести себя лучше.
Большинство специалистов сходятся в том, что наказывать за проступки мало, — важно создавать комплексную систему воспитания, которая формировала бы навыки самоконтроля и ответственности.

