Ученики 55% российских школ сталкиваются с подростковой жестокостью
Такие данные показал соцопрос, проведённый группой «Актион Образование» среди учителей, директоров школ и их заместителей. Только 28,5% респондентов заявили, что никогда не видели проявления подросткового насилия в своём учебном заведении.
«Если раньше агрессия проявлялась в основном вне стен школы… то сейчас она сосредоточилась именно в учебном учреждении… Возможно, это связано с тем, что дети всё больше времени проводят в школе, время после уроков регламентировано (репетиторы, кружки, секции) и возможности быть предоставленными самим себе и выяснять отношения на улице становится меньше», — прокомментировала данные эксперт программы «Травли NET» клинический психолог Марина Ртищева.
Исследование показало, что чаще всего агрессивно ведут себя ученики средних классов (81,8%). Ртищева объясняет это тем, что у подростков 10–11 лет самоутверждение является доминирующей деятельностью:
«Существует такое понятие как подростковое стихийное экспериментирование, т.е. деятельность, направленная на поиск друзей, провоцирование конфликтов и примирение, выяснения отношений с родителями и учителями. Агрессия и насилие становятся методами, кратчайшим путём приводящими к цели самоутверждения и доминирования. В норме окончание пубертата (16–17 лет) снижает накал страстей и естественным образом снижает агрессивность».
В подавляющем большинстве случаев (93,3%) школа реагирует на жестокость подростка вызовом родителей. 88,8% опрошенных рассказали о привлечении к проблеме школьного психолога. Отчисление из школы практикуется в 1,4% случаев.
В 48% случаев линия поведения подростка не меняется после воспитательных процедур. Кроме того, 64,9% родителей оспаривают обвинения в адрес ребёнка.
Причинами жестокости опрошенные назвали проблемы в семье (74,5%), влияние компьютерных игр (58,7%) и дурной компании (42,9%). В 35,9% случаев, по мнению участников опроса, агрессия является ответной реакцией на травлю.
<<Блок перелинковки>>
30 мая вышел документальный фильм о школьном буллинге с участием нашей ученицы, которая до перехода в Домашнюю школу «Фоксфорда» подвергалась жестокой травле одноклассников. В этом материале ведущие психологи и педагоги Людмила Петрановская, Ольга Бочкова и Инна Кровицкая комментируют ситуации школьного буллинга и дают инструкции родителям, как предотвратить и остановить его.
3 июня в рамках совместного проекта «Фоксфорда» и «Мела» состоится эфир с психологом Кристиной Сандаловой: она прокомментирует истории наших подписчиков о болезненных ситуациях, с которыми дети сталкиваются в школе и на улице. Ссылка на эфир появится в нашем телеграм-канале.
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345f00276d49c/63eb7d3aa1706e46180e83d5_Frame%20567370539.png)
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345a83876d4a5/6477558b25e3fee1a303f8b1_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B8%CC%86%20%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3-p-500.png)
![](https://assets-webflow.ngcdn.ru/cdn.prod/6294b12fe96345f00276d49c/6374c9bb0f3a392f04151074_Image.png)