46% россиян против применения ИИ в школах
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал исследование, демонстрирующее отношение россиян к использованию искусственного интеллекта (ИИ) в образовании.
Оказалось, что почти половина опрошенных (46%) против использования детьми нейросетей в школе и при выполнении домашних заданий. В ответах ярко проявляется поколенческий фактор: чем старше возрастная группа, тем больше противников. Среди зумеров лишь 31% не разрешили бы своим детям использовать ИИ в учёбе, в поколении миллениалов противников ИИ больше — 38%. Среди опрошенных старшего поколения (бумеров) ИИ запретили бы больше половины — 53%.
16% опрошенных положительно относятся к использованию ИИ школьниками на всех предметах, а 30% разрешили бы прибегать к его помощи по некоторым предметам.
При этом на вопрос «Пользуются ли ваши дети-школьники искусственным интеллектом в учёбе?» положительно ответил каждый десятый, отрицательно — 34%. У 12% ИИ используют дети близких родственников, у 14% — дети знакомых. 22% как минимум слышали о такой практике, а 17% затруднились ответить.
<<Блок перелинковки>>
Влияние ИИ на качество образования значительная часть респондентов оценивает негативно: 46% считают, что это в той или иной степени ухудшает качество знаний. Среди молодёжи в этом убеждены 32%, в старшем поколении — 51%. Благотворное влияние ИИ отмечает почти четверть (24%) россиян. Опять же, чем моложе возрастная группа, тем больше в ней оказалось сторонников технологий. При этом, по мнению 14%, ИИ вообще не влияет на качество полученных знаний. 16% затруднились ответить.
Среди новых возможностей, которые предоставляет ИИ школьникам, опрошенные чаще всего упоминали:
- помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (34%);
- повышение доступности образования для жителей дальних регионов (29%);
- развитие цифровых навыков (26%).
Наиболее часто называемыми рисками стали:
- деградация из-за снижения умственной нагрузки (36%);
- отсутствие живого общения (31%);
- потеря мотивации к учёбе (27%);
- возможность списывания (26%);
- ухудшение критического мышления (25%).
«Представленные данные отражают ключевой парадокс цифровой эпохи: технологический прогресс, призванный расширять возможности человека, одновременно порождает вызовы, требующие переосмысления традиционных подходов к образованию. Как справедливо отмечают эксперты, риски деградации когнитивных навыков и мотивации — не миф, а закономерное следствие непродуманного использования ИИ. Однако важно избегать категоричности. ИИ — не враг, а инструмент, эффективность которого зависит от контекста применения. <…> Задача системы образования — не запрещать, а научить критическому взаимодействию с технологиями», — подвёл итог автор исследования, эксперт ВЦИОМ Георгий Рожков.
Опрос проводился 31 марта 2024 года методом обзвона случайных номеров. В исследовании участвовали 1 600 человек старше 18 лет из разных регионов России.


