Россия вышла из международных исследований подготовки школьников
Россия отказалась от участия в ежегодном исследовании качества математического и естественно-научного образования TIMSS, которое проводилось в нашей стране с 1995 года. Об этом 17 марта сообщил исполнительный директор Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Дирк Хастедт (Dirk Hastedt).
В Рособрнадзоре эту информацию подтвердили и добавили, что выход России из исследования связан с «многосторонними санкциями в отношении РФ». По словам представителя ведомства, Рособрнадзор и Минпросвещения «провели работу по импортозамещению» и разработали собственный способ оценки знаний учащихся.
«В течение трёх последних лет российские специалисты досконально изучили этот инструмент измерения и могут обеспечить возможность продолжать мониторинг системы образования с помощью полностью аналогичного инструмента» — цитируют «Ведомости».
TIMSS проходит каждые четыре года среди учащихся 4-х и 8-х классов из 67 стран. Участникам предлагается решить ряд заданий, при помощи которых оценивается уровень подготовки школьников по математике и естественным наукам, а также их способности применять знания на практике. Благодаря тому, что исследования проводятся в двух возрастных группах с четырёхлетним интервалом, специалисты IEA могут следить за изменениями в динамике.
В 2019 году в исследовании участвовали около 8 тысяч российских школьников из 49 регионов. Тогда наша страна заняла 6-е место в мире по качеству математического образования. С 2007 года РФ традиционно входила в десятку лидеров.
Согласно информации с сайта Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Россия готовилась к проведению TIMSS-2023: в 2021–2022 годах были проведены все необходимые предварительные мероприятия. Однако Рособрнадзор сообщил, что финансирование международных исследований перенаправили «на поддержку национального формата оценки качества образования».
В 2022 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приостановила членство России в трёх международных программах оценки качества образования: PISA, которая оценивает учебные достижения 15-летних школьников в математике, естественных науках и читательской грамотности, TALIS — исследовании уровня подготовки учителей и PIAAC — оценке компетенций взрослого населения.
Директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин выразил сожаление, что в будущем невозможно будет сопоставить результаты российских школьников и учащихся других стран. При этом он заявил, что накопленный опыт позволяет нашим учёным самостоятельно проводить подобные исследования. Он уверен, что найдётся некий альтернативный вариант, поскольку «понимать, что происходит с образованием в начальной и средней школе, государству необходимо».