Новые меры поддержки учителей представили в Госдуме
Депутаты Государственной думы разработали рекомендации правительству в сфере образования. Помимо других инициатив, документ содержит планы законодательных поправок, направленных на поддержку педагогов.
Материальная поддержка
Рекомендуется установить единые оклады для учителей, чтобы устранить разницу в доходах работников образования в разных регионах. Причём изменения касаются не только базовой системы оплаты труда, но и дополнительных выплат (грантов, именных стипендий) с учётом экономических особенностей каждого субъекта РФ. Также предлагается ввести денежные поощрения для учителей, чьи ученики достигли больших успехов.
«Нужно существенно, на деле, повысить реальный уровень оплаты их [педагогов] труда. Замечу, уровень, определённый президентом как двукратная величина средней зарплаты в регионе, причём в расчёте на одну ставку, далеко не везде обеспечивается. Кого мы обманываем накруткой ставок в статистике? Педагог должен учить и ещё сам учиться, а не сводить концы с концами», — подчеркнул глава Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
Среди других новых мер поддержки — льготная ипотека для педагогов и иные инициативы, касающиеся жилья.
«В законе об образовании заложено право педагогических работников, нуждающихся в жилье, получить его во внеочередном порядке по договору социального найма. Несмотря на обращение Совета Госдумы к Председателю Правительства, конкретный механизм реализации этого права отсутствует. Так не может продолжаться. Подготовлен законопроект, обязывающий Правительство определить способы приоритетного обеспечения педагогов жильём», — рассказал Кабышев.
Сокращение отчётности
Политики уже долгое время говорят о необходимости снизить бюрократическую нагрузку на учителей. В прошлом году Минпросвещения приняло соответствующие меры, однако их оказалось недостаточно.
«Существующий объём отчётности воспринимается педагогами как признак недоверия к ним, даёт поводы для придирок, не имеющих отношения к сути образования. Нужно принципиально менять ситуацию. Давайте наконец оставим педагогов в покое и дадим им заниматься своим делом», — предложил Сергей Кабышев.
Говоря о перегрузке отчётностью, следует иметь в виду не только документы для надзорных органов образования. Зампред Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко обратил внимание, что больше всего времени теперь отнимает работа в Сети:
«Учителя практически в круглосуточном режиме должны, хотят или не хотят, реагировать на всевозможные запросы, чаты. Этот вопрос тоже требует дополнительного вмешательства государства — что делать с электронной отчётностью. Это касается не только соцсетей, но и требований, например, в „Сферуме“ что-то выкладывать».
Защита авторитета
Помимо прочего, было предложено «разработать механизмы защиты педагогов от физического и психологического воздействия, в том числе в интернете». Подробностей об этих мерах в Госдуме пока не сообщили.
Неоднократно поднимался вопрос о роли искусственного интеллекта и дистанционного формата в обучении. Результатом дискуссии стало решение отвести этим технологиям второстепенное значение и «закрепить ключевую роль учителя в образовательном процессе».
«Говоря о приоритетной роли педагога, нельзя обойти вниманием цифровизацию образования. Подлинное образование происходит в межличностном общении, оно не может быть бездушным и бездуховным. Педагог учит думать, воспитывает своим примером. Профессиональный опыт, знания, авторитет не заменить самыми совершенными артефактами. Поэтому цифровые и дистанционные форматы обучения могут быть только вспомогательными», — пояснил Сергей Кабышев.

