ОГЭ по биологии: как подготовиться к экзамену

Содержание экзамена, требованиях к заданиям и разбор задач

ОГЭ по биологии: как подготовиться к экзамену
Редакция
Редакция
Фоксфорд.Медиа

Рассказываем о требованиях к заданиям и подробно разбираем задачи.


Как устроен экзамен

Задания

В ОГЭ-2022 по биологии две части и 29 заданий.

Часть 1: 24 задания с кратким ответом. В бланк достаточно вписать одну или несколько цифр с правильным вариантом ответа, нужное слово или словосочетание, верно определить последовательность или установить соответствие.

В заданиях 1–17 нужно выбрать один из четырёх вариантов ответа либо вписать слово (словосочетание), в задании 18 — два из пяти вариантов, в заданиях 19 и 20 — три из шести вариантов.

Задание 21: установить соответствие, подобрав к каждому элементу из первого столбца верную цифру из второго.

Задание 22: установить правильную последовательность элементов.

Задание 23: подставить верные термины в текст.

Задание 24: выбрать из предложенного списка правильные характеристики объекта и установить, соответствует ли получившийся набор характеристик предложенному в задании описанию.

Часть 2: пять заданий с развёрнутым ответом. В них требуется подробно описать ход решения.

Задание 25: проанализировать изображение (рисунок) и ответить на два вопроса.

Задание 26: изучить краткое описание биологического эксперимента или исследования и ответить на вопрос.

Задание 27: прочесть текст и ответить на три вопроса к нему.

Задание 28: поработать с данными статистики, представленными в виде таблицы, и ответить на два вопроса.

В задании 29 от вас потребуется проанализировать данные о калорийности продуктов и нормах питания из нескольких источников (таблиц, схем, диаграмм), изучить текст задания, сделать необходимые расчёты и ответить на три вопроса, обосновав необходимость рационального и здорового питания.

Разделы курса

Экзаменационная работа по биологии охватывает пять основных блоков:

1. Биология как наука.

2. Признаки живых организмов.

3. Система, многообразие и эволюция живой природы.

4. Организм человека и его здоровье.

5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Требования

Чтобы успешно сдать экзамен, вам нужно знать:

  • основные методы биологических исследований: описание, наблюдение, измерение и эксперимент;
  • строение, признаки, функции клеток, тканей, органов и живых организмов;
  • принятую в биологии классификацию растений и животных, а также основные признаки царств, типов и классов;
  • современные научные взгляды на эволюцию живой природы;
  • строение и функции органов и систем человеческого организма;
  • принципы системной организации живой природы, законы действия экологических факторов, виды взаимосвязей организмов;
  • основные экологические проблемы и пути их решения.

Пройдите бесплатный пробник ОГЭ

 Определите свой уровень знаний, чтобы максимально эффективно подготовиться к экзамену

Время

ОГЭ по биологии длится три часа (180 минут).

Материалы и оборудование

Разрешается брать с собой на экзамен линейку и непрограммируемый калькулятор.

Как оценивается работа

Всего на экзамене можно получить 45 первичных баллов.

1 балл: задания 1–17.

2 балла: задания 18–23, 25, 26.

3 балла: задания 24, 27–29.

Вы получите 1 балл за задание 18, если укажете только один из двух правильных вариантов ответа.

Вы получите 1 балл за задания 19 и 20, если укажете только два из трёх правильных вариантов ответа. Если выбран только один верный ответ или ни одного, баллы не начисляются.

Если в заданиях 18–20 вы укажете в ответе больше вариантов, чем в правильном, то за каждую лишнюю цифру снимут 1 балл.

Вы получите 1 балл за задания 21 и 23, если совершите не более одной ошибки.

За ответ на задание 22 выставляется 1 балл, если не более чем на любых

двух позициях ответа записан не тот символ. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов.

За полный верный ответ на задание 24 ставится 3 балла, но за каждую ошибку снимается один балл.

В заданиях 25–29 количество баллов зависит от полноты и правильности ответов.

Подробнее о требованиях к сдаче экзамена и распределении заданий по тематическим блокам можно прочитать в спецификации ОГЭ за 2021 год, так как изменений в экзамене 2022 года не будет. Скачать документы можно на сайте.

Хочу сдать ОГЭ на высший балл

Скачивайте чек-лист с планом, мы расскажем, как подготовиться!

Получить чек-лист Готово

Разбор некоторых примеров заданий

Задания 19 и 20

Задание 21

Задание 22

Задание 23

Задание 24

Задание 27

Задание 28

Задание 29

Задания 19 и 20

Пример

Какие из приведённых свойств характерны для растений из семейства Розоцветные? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Могут быть древесными

2. Пятичленный цветок

3. Прилистники всегда отсутствуют

4. Плод — ягода

5. Параллельное жилкование

6. Большое число тычинок в цветке

Решение

Чтобы выполнить задание, нужно знать характерные признаки семейств, в данном случае семейства розоцветных. При подготовке к экзамену сделайте краткое описание каждого семейства по следующему алгоритму.

👉 Умейте выделять общие признаки разных групп организмов.

Ответ: 1, 2, 6.

Пример

Какие признаки являются общими для птиц и пресмыкающихся? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Кожа сухая, лишённая желёз

2. Постоянная температура тела

3. Четырёхкамерное сердце

4. Откладка яиц

5. Имеется клоака

6. Отсутствуют зубы

Решение

Соотнесите каждый признак с характеристикой каждой группы организмов. Исключите признаки, которые не подходят к одной из групп или к обеим сразу.

👉 Умейте выделять общие признаки разных групп организмов.

Ответ: 1, 4, 5.

Пример

Какие из перечисленных признаков красноухой черепахи позволяют отнести её к хордовым животным? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Сердце состоит из двух предсердий и одного желудочка

2. Центральная нервная система закладывается в виде трубки

3. Развиты лёгкие, дышит атмосферным кислородом

4. У эмбриона имеется хорда

5. В глотке эмбриона есть жаберные щели

6. Размножается путём откладывания яиц во влажный песок

Решение

Ищите ключевые слова, которые помогут определить признаки принадлежности черепахи к хордовым: хорда, нервная система трубчатого типа, жаберные щели в глотке хотя бы на ранней стадии развития.

Ответ: 2, 4, 5.

Задание 21

В этой линии заданий часто предлагается установить соответствие между видами (или другими группами — классами, семействами, отрядами) и их признаками.

👉 Имейте в виду, что далеко не всегда будет соблюдаться пропорциональное соотношение в распределении ответов: например, три единички и три двойки. Однако если вам кажется, что пять или все шесть ячеек в таблице должен занимать только один вариант ответа, то, скорее всего, в ваших рассуждениях есть ошибка.

Пример

Установите соответствие между перечисленными насекомыми и типами их развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго.

Насекомое

А. Стрекоза коромысло

Б. Пустынная саранча

В. Рыжий муравей

Г. Постельный клоп

Д. Виноградная тля

Е. Майский жук

Тип развития

1. Полное превращение

2. Неполное превращение

Ответ:

А Б В Г Д Е
2 2 1 2 2 1

Задание 22

В заданиях линии 22 часто требуется установить верную последовательность таксономических групп — царство, тип, класс, отряд, семейство, род и вид. Встречаются также задания на знание стадий жизненного цикла тех или иных организмов, порядок расположения органов в теле человека и последовательность проведения стадий эксперимента.

👉 Обратите внимание, с чего начинать. В заданиях иногда есть уточнение, с какого элемента нужно выстраивать последовательность. Если вы не учтёте это требование и напишете верную последовательность, но наоборот, вы получите 0 баллов.

Пример

Установите последовательность названий таксонов, начиная с самого крупного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Птицы

2. Врановые

3. Ворона серая

4. Позвоночные

5. Ворона

6. Воробьинообразные

Решение

Наибольшая таксономическая единица в данном случае — подтип (Позвоночные). За ним следуют класс (Птицы), отряд (Воробьинообразные), семейство (Врановые), род (Ворона) и вид (ворона серая).

Ответ: 4, 1, 6, 2, 5, 3.

Задание 23

В этом задании необходимо вставить в текст подходящие по смыслу слова из предложенного перечня.

Пример

Решение

Текст с верно вставленными словами выглядит так:

«Сокращения сердца обеспечиваются мышечным слоем, называемым миокардом. Сердечный цикл состоит из нескольких последовательных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы. Водитель сердечного ритма расположен в правом предсердии».

Ответ:

А Б В Г
5 6 1 2

Задание 24

Для того чтобы выполнить это задание, нужны не столько знания, сколько внимательность и умение извлекать информацию из разных источников — текстов, схем, таблиц. Вам даны изображение биологического объекта, животного или растения,и изображения тех или иных морфологических признаков моделей. Глядя на картинки, нужно выбрать из представленного перечня признаки, относящиеся к указанному в задании объекту.

Пример

Решение (частичное)

Смотрим на фотографию. Определяем отряд, сравнивая строение крыльев златоглазки с представленным перечнем.

Очевидно, что перед нами представитель отряда сетчатокрылых.

По такому же алгоритму определяем тип складывания крыльев, форму антенн, тип ротового аппарата, форму передних лапок и вносим в ответ нужные пункты.

Задание 27

В этом задании вам даётся текст и несколько вопросов к нему.

Пример

Используя содержание текста, ответьте на следующие вопросы.

1. Можно ли утверждать, что ареал обитания пухляка — вся лесная зона Северного полушария? Ответ аргументируйте.

2. Сколько приблизительно яиц может произвести пара пухляков за всю жизнь, если известно, что половозрелыми птицы становятся на втором году жизни?

3. Какие количественные морфологические признаки пухляка указаны в тексте?

Решение

1. Нельзя утверждать, так как пухляк обитает только в Евразии и не встречается в Северной Америке. Коварство вопроса в том, что в тексте содержится упоминание о лесной зоне как типичном местообитании буроголовой гаички.

2. Если информации в самом тексте нет, определите, какие именно данные нужны для получения ответа.

Чтобы определить, сколько яиц приносит пара пухляков за жизнь, нужно знать, сколько они живут, когда начинают приносить потомство, сколько яиц в кладке и сколько выводков бывает в год. Все эти данные есть в тексте и вопросе: пухляк становится половозрелым на втором году жизни, живёт до 9 лет, в кладке обычно 6–8 яиц, двух выводков в сезоне не бывает.

Сделайте необходимые расчёты: 6 × 8 = 48, 8 × 8 = 64.

Ответ: 48–64 яйца производит пара пухляков за всю жизнь.

Типичная ошибка: не учитывается важная информация, в данном случае возраст, с которого птицы могут приносить потомство.

3. Морфологические признаки характеризуют особенности внешнего и внутреннего строения. Количественные признаки имеют численное выражение. В данном случае это длина и масса тела, а также размах крыльев. Окраска тоже морфологический признак, но он качественный (описывается словами), и поэтому не является компонентом верного ответа.

Задание 28

В этом задании дана таблица со статистическими данными. Её необходимо проанализировать и дать ответ на вопросы, опираясь на знания курса биологии.

Пример

Пользуясь таблицей «Объём кровотока» и знаниями курса биологии, ответьте на следующие вопросы:

1. В каком органе кровоток при физической нагрузке уменьшается и почему?

2. Почему кровоток в коже при физической нагрузке увеличивается?

Объём кровотока, мл/мин

Орган В покое При физической нагрузке
Головной мозг 500 500
Мышцы 500 2000
Тонкий кишечник 200 90
Кожа 500 1000

Решение

1. Из таблицы видно, что при физической нагрузке кровоток уменьшается в тонком кишечнике. Чтобы ответить почему, используем знания биологии. В данном случае причина — необходимость обеспечить больший приток крови к мышцам и коже.

2. Кожа обеспечивает терморегуляцию, защищая от перегревания путём выделения и испарения пота. Для образования пота необходим обильный кровоток через кожу.

Задание 29

В этом задании приводятся статистические данные в виде двух-трёх таблиц, схем, диаграмм, на основании которых вам необходимо рассчитать энергозатраты и составить меню или проанализировать готовый рацион питания.

Пример

Миша решил посетить скалодром. Чтобы сэкономить на проезде в автобусе, он надел ролики и за полчаса быстрого катания добрался до скалодрома, где провёл два часа на скалолазных трассах, после чего вернулся домой на роликах более длинным путём, потратив 40 минут.

Миша решил пообедать и заказал в столовой суп с фрикадельками, порцию гречневой каши с тушёной говядиной, два куска хлеба, апельсиновый сок и пирожное «Лакомка».

Энергозатраты при разных видах физической активности

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Езда на велосипеде 4,5 ккал/мин
Скалолазание (скалодром), охота с луком 5,5 ккал/мин
Роликовые коньки (быстро), игра в теннис, игра в баскетбол 7,5 ккал/мин
Быстрый бег и быстрый бег на лыжах 9,5 ккал/мин
Очень быстрый бег 20,5 ккал/мин
Блюда и напитки Энергетическая ценность, ккал Белки, г Жиры, г Углеводы, г
Геркулес (готовое блюдо) 303 12,8 6 65,4
Гречневая каша 153 5,8 1,7 29,1
Манная каша 119 3 5,2 15,4
Овсяная каша 115 4,5 5 13,6
Макаронные изделия 356 10,9 0,6 74
Пшённая каша 131 4,6 1,3 25,9
Варёный рис 123 2,5 0,7 36,1
Картофель варёный 74 1,7 0,2 15,8
Суп с фрикадельками 333 10,7 3,3 51,6
Лапша с мясом 326 10 1,1 69
Говядина тушёная 220 16,8 17 0
Шпроты в масле 362 17,5 32,3 0
Колбаса сырокопчёная 473 24,8 41,5 0
Сыр 370 26,8 27,4 0
Мороженое с сиропом 377 9 4,6 72,8
Пирожное «Картошка» 352 11 13,3 67,1
Пирожное «Лакомка» 545 7,5 16 68
Хлеб 235 8 0,9 50
Апельсиновый сок 60 0,7 0,1 13,2
Чай без сахара 0 0 0 0
  1. Каковы суммарные энергозатраты Миши на тренировке по скалолазанию и прогулке на роликах (в оба конца)?
  2. Покрывает ли энергетическая ценность обеда Миши эти энергозатраты?
  3. Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.

Решение

1. Пользуясь первой таблицей, подсчитываем энергозатраты.

Скалодром — 5,5 ккал/мин, 2 часа, то есть 120 минут.

Катание на роликах — 7,5 ккал/мин, 30 минут туда и 40 минут обратно, итого 70 минут.

(5,5 × 120) + (7,5 × 70) = 660 + 525 = 1 185 ккал.

2. Пользуясь второй таблицей, подсчитываем энергетическую ценность обеда.

Суп с фрикадельками — 145 ккал.

Гречневая каша — 153 ккал.

Тушёная говядина — 220 ккал.

Два куска хлеба — 2 × 65 ккал.

Апельсиновый сок — 60 ккал.

Пирожное «Лакомка» — 545 ккал.

Итог: 1 253 ккал.

Сравниваем энергозатраты и энергетическую ценность обеда, делаем вывод: энергетическая ценность обеда Миши покрывает его энергозатраты на тренировку и дорогу в оба конца.

3. Вспоминаем функции углеводов в организме человека. Указываем одну из них на выбор: запасающая; строительная (структурная); энергетическая; регуляторная; рецепторная.

Изображение на обложке: Fabio Issao / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: