<<Лид>>
Содержание:
Задания
В ОГЭ по обществознанию 24 задания.
16 заданий — с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В некоторых их них нужно выбрать только один вариант ответа (задания 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18) и вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие. В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 — в виде слова (словосочетания).
8 заданий — с развёрнутым ответом, связанные с анализом фотографии, диаграммы, какой-нибудь финансовой ситуации, предложенного текста на определённую тему. В заданиях 1, 5, 6, 12, 21–24 нужно самостоятельно сформулировать и изложить свои мысли, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или из курса обществознания.
Разделы курса
На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:
— «Человек и общество» (задания 2–4)
— «Сфера духовной культуры» (задания 2–4)
— «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности)
— «Социальная сфера» (задания 10–11)
— «Сфера политики и социального управления» (задания 13–14)
— «Право» (задания 16–18)
В заданиях 1, 5, 6, 12, 15, 21–24 различное содержание в разных вариантах.
Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации-2024. Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.
Время
Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности — до 10 минут.
В задании 21 нужно прочитать текст и составить план. В заданиях 29 и 24 — найти в тексте определённую информацию и привести примеры, используя текст и знания курса обществознания.
1 балл → задания 2–4, 7–11, 13, 14, 16–20.
2 балла → задания 1, 6, 15, 21, 22, 24. Задание 15 оценивается 2 баллами, если ошибок нет, и 1 баллом, если допущена одна ошибка. В остальных заданиях баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.
З балла → за выполнение каждого из заданий 5 и 23. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла — в зависимости от полноты ответа.
4 балла → за полное и правильное выполнение задания 12. При неполном выполнении, в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа, — 3, 2 или 1 балл.
Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 37 первичных баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале:
14–23 → «3»
24–31 → «4»
32–37 → «5»
<<Лидген для статьи>>
1. Внимательно читайте все слова в условии
В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет значение для правильного решения.
Задание 2 (пример). Отличительной тенденцией развития современного общества является:
1. Механизация
2. Индустриализация
3. Модернизация
4. Глобализация
Решение. В данном случае ключевое слово — «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.
Ответ: 4.
2. Выучите все термины и определения
Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.
Задание 3 (пример). Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?
1. Личность
2. Темперамент
3. Индивид
4. Талант
Решение. Вспоминаем определение: «личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ к заданию — личность.
Ответ: 1.
3. Читайте первоисточники
Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.
Задание 13 (пример). Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:
1. Председатель Совета безопасности
2. Министр обороны
3. Начальник Генерального штаба
4. Президент РФ
Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».
Ответ: 4.
<<Блок перелинковки>>
4. Будьте внимательны
Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.
Задание 19 (пример). Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:
1. Наступает только за совершённое преступление
2. Применяется компетентными органами государства
3. Строго регламентируется нормами права
4. Влечёт судимость гражданина
Ответ. Заполненная таблица с ответом должна выглядеть так:
Ответ в бланк записываем в виде последовательности цифр, без пробелов и других знаков: 2314.
5. Не используйте дополнительную информацию, если это не указано в условии
Если каких-то данных в задании нет — значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.
Задание 12 (пример). В ходе социологического опроса, проведённого среди людей разных возрастов, им предложили ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, больше влияет на развитие способностей человека?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные вами: а) сходство; б) различие.
Вам предстоит сформулировать:
- вывод о сходстве мнений среди групп опрошенных;
- вывод о различии в мнениях опрошенных;
- предположение, объясняющее выявленные сходства;
- предположение, объясняющее выявленные различия.
Чем отличаются выводы от предположений?
Выводы — это то, что непосредственно вытекает из анализа представленной информации.
Предположения — это уже ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Важно: для выделения сходства и различия вам необходимо определить, какие группы опрошенных сравниваются. Сравнивать нужно группы опрошенных между собой (мужчины и женщины, 25-летние и 50-летние, люди со средним образованием и с высшим образованием и пр.). Не нужно сравнивать ответы внутри одной группы (например, «столько процентов мужчин выбрали этот вариант ответа, а столько мужчин ответили вот так»).
Если в вашем ответе будут присутствовать только предположения (без выводов по гистограмме), такой ответ будет оценён в 0 баллов!
Ответ:
Сходство: одинаковое количество 25-летних и 50-летних считают, что больше всего на развитие способностей влияют врождённые задатки.
Объяснение: сходство позиций можно объяснить тем, что среди населения всегда бытует мнение, что талантливый человек таким рождается.
Различие: 50-летние в большей степени, чем 25-летние, считают, что успех зависит от социального окружения.
Объяснение: различие позиций может быть связано с тем, что люди с большим опытом, чем у молодого поколения, может быть, знают больше реальных примеров, когда успех зависит от социального окружения.
(Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.)
На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить четыре задания. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.
Задание 21 (пример). Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
- В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
- План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
- Идеи не всегда совпадают с абзацами.
- План должен быть кратким и лаконичным, без длинных предложений.
- Можно использовать вопросительные предложения.
- План должен способствовать возникновению целостного представления о тексте.
- Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план — это ваша шпаргалка для выступления. Если, посмотрев на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
- Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.
Задание 22 (пример). Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.
- Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
- Перепишите определения, сокращая их своими словами.
- Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.
Задание 23 (пример). Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.
- Найдите в тексте нужные определения.
- Определите, какое из них ближе всего автору.
- Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или из собственного опыта.
- В 2–3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.
Задание 24 (пример). Автор отмечает черты современной жизни, отличающие её от предыдущих эпох. Используя текст и обществоведческие знания, поясните две черты и приведите по одному примеру к каждой из них.
- Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
- Выберете две из них.
- Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
- К каждой черте приведите пример не из текста.
- Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.