Олимпиад в России очень много. Некоторые из них проходят только онлайн, другие начинаются в интернете, где проходят отборочные этапы, а заканчиваются очно на специально выбранной для этого площадке — чаще всего в вузе-организаторе. Всероссийская олимпиада школьников — традиционно очная, принять участие в первом этапе можно в своей школе. В этом году из-за пандемии коронавируса отборочный этап Всероса был переведён в онлайн-формат.
Организаторами олимпиад могут быть любые учреждения, имеющие отношение к образованию и науке. Чаще всего это вузы, органы государственной власти или крупные компании, например, «Росатом».
Что значит уровень олимпиады
Олимпиады бывают разного уровня в зависимости от количества участников, времени проведения и территориального охвата.
Если олимпиада I уровня, это значит, что в ней участвуют не менее 3000 школьников из 20 и более регионов России на протяжении двух лет. Олимпиада II уровня — это 1,5 тысячи участников из 10 и более регионов. III уровень — 1,5 тысячи участников из 3 и более регионов.
Уровень олимпиады определяется для каждого конкретного профиля. Одна и та же олимпиада может быть I уровня по профилю «Русский язык» и III уровня — по профилю «Экономика». Так что ориентироваться при выборе нужно не только на название олимпиады и её присутствие в перечне, но и на профиль.
Диплом олимпиады I уровня с большей вероятностью даёт льготы при поступлении, но при этом в каждом вузе и даже на каждом направлении подготовки свои правила. Так, при поступлении на исторический факультет МГУ можно получить 100 баллов за ДВИ по истории, будучи призёром перечневых олимпиад по предмету I уровня или победителем/призёром олимпиады «Покори Воробьёвы горы!», хотя она II уровня. На «Мировую экономику» в НИУ ВШЭ можно попасть без вступительных испытаний, предъявив диплом победителя олимпиады «Высшая проба» по профилю «Финансовая грамотность» (II уровень). В МГУ на факультете фундаментальной физико-химической инженерии дают 100 баллов за ДВИ по математике и 100 баллов за ЕГЭ по физике победителям и призёрам олимпиады «Ломоносов» по профилю «Инженерные науки» (III уровень).
Что такое перечневые олимпиады
Это олимпиады из перечня Министерства науки и высшего образования, которые дают право на льготное поступление в вузы. В этот перечень входят лучшие олимпиады, чьи задания соответствуют установленным требованиям по сложности и оригинальности. Перечень ежегодно обновляется. Так, в октябре 2020 года вышел обновленный документ, куда вошли 83 олимпиады.
Как проходит Всероссийская олимпиада школьников
Всерос — самая престижная из российских олимпиад и самая масштабная по охвату. Ежегодно в ней принимают участие около 6 миллионов школьников по всей стране. С дипломом победителя или призёра заключительного этапа Всероса можно поступить без экзаменов практически в любой вуз на любое направление, соответствующее профилю.
Всероссийская олимпиада школьников проходит по 24 предметам в четыре этапа:
- Школьный: сентябрь — ноябрь; участники этого этапа, набравшие определённое количество баллов, получают право участвовать в следующем этапе.
- Муниципальный: конец октября — середина декабря. Чтобы пройти дальше, вновь надо набрать нужное количество баллов.
- Региональный: январь — февраль. Проходной балл для попадания на последний этап определяется после проверки всех работ.
- Заключительный этап: март — апрель. Проходит в нескольких десятках городов России, куда приезжают все участники, набравшие достаточно баллов на предыдущем этапе. Также в заключительном этапе принимают участие призёры прошлогодней олимпиады, если они хотят улучшить свой результат.
По большинству предметов олимпиада проводится для 5–11 классов, по искусству (МХК), физике, химии, экономике — для 7–11 классов, по русскому языку и математике — для 4–11 классов.
Льготы для победителей и призёров олимпиад
Льгота | Кто может претендовать |
---|---|
Поступление без вступительных испытаний | Победители заключительного этапа Всероса и других перечневых олимпиад I уровня |
100 баллов на ЕГЭ | Победители и призёры олимпиад по соответствующему предмету |
100 баллов за дополнительное вступительное испытание | Победители и призёры олимпиад по соответствующему предмету |
Вузы и колледжи могут устанавливать собственные льготы победителям олимпиад, например, добавлять баллы за диплом победителя промежуточных этапов.
Вот здесь мы собрали для вас информацию за прошлые годы о вузах, где есть льготы для победителей и призёров олимпиад по разным предметам.
Актуальную информацию о льготах лучше уточнить напрямую в выбранном вузе.
Что дают олимпиады, кроме льгот
Мотивация узнавать больше
Для решения олимпиадных задач школьной программы недостаточно, а это значит что нужно постоянно пополнять копилку знаний, заниматься предметами углублённо, читать книги и статьи по теме, разбираться в нюансах, видеть взаимосвязи. Участие в олимпиадном движении делает человека настоящим эрудитом. В будущем эти знания пригодятся, даже если победить в олимпиаде не получилось.
«Подготовка к олимпиаде — это не 2–3 часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книгу Юрия Вяземского. Не потому что думают только о победе — такое времяпрепровождение для них и есть отдых», — Светлана Черненко, абсолютный победитель ВсОШ по МХК.
«Я рассматривал олимпиады лишь как способ поступить в университет и улучшить своё социальное положение. После того как в 10-м классе я не прошёл на заключительный этап ВсОШ, я серьёзно переосмыслил своё отношение к олимпиадам. Я понял, что изучать экономику или любой другой предмет нужно только по любви. Олимпиада — это праздник, который дарит бурю эмоций и выброс эндорфинов, поэтому важно получать удовольствие от всего процесса и не зацикливаться на результатах», — Никита Захаров, двукратный призёр регионального этапа ВсОШ по экономике.
Умение творчески мыслить
Олимпиадные задания отличаются от обычных экзаменов и контрольных, задания в них всегда оригинальные и нестандартные. Здесь требуются не только знания, но и умение творчески мыслить, находить неочевидные способы решения. Постоянная работа над олимпиадными заданиями сделает вас более креативным, а это качество востребовано в любой профессии.
«Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы. Например, вы послушали лекцию преподавателя, и в конце он спрашивает: “Есть ли вопросы?”. Если у вас их нет — это плохо, но не безнадёжно», — Светлана Черненко, абсолютный победитель ВсОШ по МХК.
Умение логично рассуждать
Логическое мышление нужно не только для решения олимпиад по математике, физике или химии. Отвечая на вопросы гуманитарных олимпиад, связно и логично мыслить не менее важно.
«По моим наблюдениям, успехов на олимпиадах по экономике добиваются те, кто силён в алгебре и математическом анализе, а также обладают геометрическим мышлением, умеют строить доказательства. Не нужно быть гением математики, но твёрдо знать школьную программу и интересоваться этим предметом необходимо», — Никита Захаров, двукратный призёр регионального этапа ВсОШ по экономике.
Умение организовать своё время
Подготовка к олимпиадам требует времени и усилий, её приходится совмещать с учёбой и всей остальной жизнью. Систематически занимаясь по составленному плану, олимпиадник учится управлять своим временем, становится более организованным и продуктивным. Умение ставить цели, распределять нагрузку и двигаться к результату поэтапно пригодится в любой сфере: во время учёбы в вузе, на работе, для решения актуальных жизненных задач.
«Во время подготовки к олимпиадам мой учебный день выглядел примерно так:
- занятия в школе;
- на переменах или в окнах между уроками — изучение словарей в библиотеке или просмотр лекций известных лингвистов Зализняка или Плунгяна;
- после уроков — факультатив со школьным учителем или онлайн-уроки в «Фоксфорде» по русскому языку», — Елизавета Фаненштыль, призёр Всероса по русскому языку.
В свободное время я тоже постоянно занималась: обклеила всю комнату портретами философов, записывала важные факты на доске и в телефонных заметках. Даты записывала в виде напоминалок в будильнике, иллюстрации ставила на заставку телефона», — Софья Есауленко, призёр олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» по обществознанию.
Круг общения
Участники олимпиадного движения — это единомышленники, которым всегда есть о чём поговорить, обменяться знаниями, учебными лайфхаками и впечатлениями. Участники олимпиад общаются в сети, ездят в олимпиадные лагеря, ходят в олимпиадные кружки и школы и поддерживают друг друга.
«Для меня здоровая конкуренция внутри коллектива оказалась важным фактором успеха. Я учился в олимпиадной школе и постоянно стремился превзойти своих товарищей — и благодаря этому добился отличных результатов», — Матвей Пензин, призёр олимпиады «Ломоносов» по обществознанию.
«В августе 2019 года я решила, что поеду в школу «Физтех». У меня было три аргумента в пользу поездки:
- материал не пересекался с онлайн-курсами;
- я могла погрузиться в физику, ненадолго забыв про другие предметы;
- и ещё я не сомневалась, что «Фоксфорд» вовремя довезёт нас к началу олимпиад.
В феврале 2020 года состоялась очная школа «Фоксфорд», где мы 10 дней занимались жёсткой олимпиадной подготовкой. Это был удивительный опыт. Я ощутила атмосферу здоровой конкуренции и встретила будущих однокурсников», — Мария Чибисова, студентка физфака МГУ.
Если вы только хотите присоединиться к олимпиадному движению, но пока боитесь — попробуйте свои силы в нашей онлайн-олимпиаде. Помните, к олимпиадам в полной мере применим принцип «Главное не победа, а участие». Даже если вы не получите диплом, дающий право на льготное поступление в вуз, с вами останутся все полезные знания и навыки. Олимпиадная подготовка — это способ подняться на новый уровень, стать увереннее, осознаннее и найти друзей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: