Как устроен ЕГЭ по литературе
Экзамен состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя два комплекта заданий, относящихся к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического или лирического произведения. Каждый комплект состоит из теста (задания 1–3; 6–8) и двух заданий (4–5 и 9–10 соответственно), требующих развёрнутого ответа.
- Задания 4 и 9 состоят из двух вопросов, необходимо ответить на один из них.
- Задания 1–4 формулируются к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического произведения, указанного в кодификаторе.
- Задание 5 нацеливает на сравнение произведения, фрагмент которого приведён в КИМ, с указанным в том же задании произведением. Список произведений для сопоставления отмечен в кодификаторе курсивом (например: Д. И. Фонвизин. «Недоросль») и полужирным шрифтом (например: Н. А. Островский. «Гроза»).
- Задания 6–10 формулируются к любому стихотворению отечественного или зарубежного поэта второй половины XIX–XXI веков. При ответе на вопрос 10 можно привлекать лирику зарубежных авторов, если это оговаривается в формулировке задания.
Вторая часть состоит из пяти тем — задания 11.1–11.5, — на одну из которых нужно написать сочинение.
Три темы формулируются по творчеству или отдельному произведению авторов, указанных в кодификаторе, одна носит обзорный характер и предполагает самостоятельный выбор произведений авторов, указанных в теме, последняя тема ориентирована на связь литературы с другими видами искусства.
Тема 11.1 может быть сформулирована по конкретным произведениям («Слово о полку Игореве», «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Ревизор» или «Мёртвые души» Н. В. Гоголя), а также по поэзии XVIII в. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин) и первой половины XIX в. (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов).
Темы 11.2, 11.3 и 11.5 формулируются по произведениям второй половины ХIХ в. — XXI в. Тема 11.4 формулируется по произведениям разных литературных эпох.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более двух часов отвести на выполнение заданий первой части, а остальное время — на выполнение задания второй части.
<<Лидген для статьи>>
Основные типы заданий экзамена
Вопросы теста проверяют знание теории литературы и художественного произведения, фрагмент которого предложен для анализа, умение использовать литературоведческие понятия и термины в речи.
Задания 4, 9 проверяют умение анализировать в единстве формы и содержания фрагмент произведения или стихотворение.
Задания 5, 10 проверяют умение сопоставлять произведения в заданном направлении анализа.
Задание 11 проверяет умение писать сочинение на литературную тему.
Советы по написанию сочинения
1. Внимательно прочитайте тему сочинения, подчеркните ключевые слова, обратите внимание на ограничения: эпоху, род, жанр, количество произведений.
2. Набросайте на черновике тезисы к выбранной теме. Их должно быть не меньше двух: это поможет вам раскрыть тему глубоко и многосторонне и убережёт от повторов мысли, которые являются логическими ошибками.
3. К каждому тезису приведите эпизод, художественные детали или характеристики героев. Подумайте, какие термины (два и более) вы могли бы использовать для анализа примеров из произведения.
4. Напишите вступление к сочинению, используя ключевые слова темы. Обязательно укажите автора и название произведения.
5. Перечитайте вступление, мысленно проговорите слово «значит» и напишите заключение.
6. Пересчитайте слова в сочинении — их должно быть не меньше 200. Проверьте написание слов и расстановку знаков препинания. Сомневаетесь — меняйте конструкцию предложения или подбирайте синонимы. Невозможно проверить то, что вы не написали!
<<Блок перелинковки>>
Баллы и критерии оценки заданий ЕГЭ по литературе
Максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе — 48.
За правильный ответ в тесте вы получаете 1 балл. Всего за тест можно получить 6 баллов.
За задание 4 (9) можно получить до 4 баллов. Для этого необходимо точно ответить на выбранный вами вопрос, аргументировать свои мысли, обратившись к анализу фрагмента произведения или стихотворения, и не сделать ни одной логической, речевой или грамматической ошибки.
За задание 5 (10) можно получить до 8 баллов. Для этого необходимо убедительно сопоставить с исходным текстом в заданном направлении указанное в задании 5 или выбранное самостоятельно в задании 10 произведение, указав название и автора и аргументировав свои мысли анализом примеров из сравниваемых произведений. Логических, речевых и грамматических ошибок быть не должно.
За задание 11 можно получить до 18 баллов. Для этого тема должна быть раскрыта глубоко и многосторонне, примеры из произведений проанализированы с использованием не менее двух терминов; сочинение написано логично и желательно без речевых, орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: на максимальный балл допускается не более одной ошибки каждого вида.
Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.
Распространённые ошибки и как с ними справиться
Подмена вопроса при ответе
— Используйте ключевые слова вопроса в начале и конце ответа: это поможет размышлять в заданном направлении.
— Обращайте внимание на вопросительное слово: не стоит искать причины явления, если спрашивают «какой» или «как».
Фактические ошибки
— Если не помните инициалов автора, не пишите их, достаточно указать фамилию.
— Готовясь к экзамену, запоминайте написание терминов и имён героев: Болконский, Мери, Бэла.
— Избегайте объёмного цитирования: приводите детали, которые точно помните.
Пересказ вместо анализа произведения
— Приводите пример из произведения, который точно иллюстрирует ваши тезисы, и обращайте внимание не только на то, что сказал автор, то есть на содержание, но и на то, как он это сказал, то есть на форму произведения.
— При ответе на вопрос 5 (10) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении.
Логические ошибки
— Перед написанием ответа или сочинения сформулируйте тезисы на черновике. Проверьте, не говорите ли вы об одном и том же.
— Приводите примеры из произведения точно под тезис — не пишите ничего лишнего.
— В сочинении проверьте наличие основных частей — вступления, основной части, заключения — и логичных переходов между ними.