<<Лид>>
Этот текст посвящён проблемам поколения Z. Зумеры — люди, родившиеся на рубеже XX и XXI веков, выросшие в комфорте и цифровизации. Время зумеров уже пришло: по данным исследования Всемирного экономического форума, к 2025 году около трети рабочей силы (27%) будут составлять именно они.
Зумер этот текст пишет, зумер, возможно, будет этот текст читать. Трудно анализировать поколение в настоящем, особенно если оно уже начало сменяться другим — детьми поколения Альфа, родившимися после 2015 года.
Особенности современных подростков
Как мы видим, зеты — это люди, рождённые на рубеже нулевых и десятых годов XXI века. Ядро поколения составляют те, кто родился примерно в середине временного отрезка: в 2008–2016 годах. Именно эти дети наделены наиболее яркими чертами поколения: пониманием творчества как высшей ценности; целеустремлённостью, осознанной индивидуальностью (отсутствием стадного чувства), врождённым чувством ценности баланса работы и отдыха.
Они не боятся быть яркими, быть собой: именно так они привлекают соулмейтов — близких по духу людей. Их можно назвать по-настоящему вдумчивыми людьми, смотрящими вглубь различных процессов и явлений. Людей, родившихся на границе поколений, неофициально называют пограничниками — они несут в себе ценности сразу двух поколений и в разных формах совмещают обе эпохи.
О сильных сторонах зумеров мы уже говорили, а этот текст — о проблемах.
Проблемы современных подростков
Большинство проблем поколения Z — обратная сторона их уникальных плюсов.
Клиповое мышление
Это тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое.
Подростковый период большинства зумеров совпал с развитием популярности контент-платформ и форматов Тикток, reels, Snapchat и других, на которых на данный момент выкладывают по большей части короткие видео. «Клиповое» — от слова «клип», короткое видео от 3 до 20 секунд.
По данным маркетингового агентства Arice, зумеры проводят в смартфоне от 5 до 8 часов в день. Это треть жизни — та же часть, что мы тратим на сон. Потребление контента не длиннее 8 секунд приводит к значительному снижению концентрации. Людям трудно сосредоточиться вообще на чём-либо: прочесть книгу — усилие, посмотреть фильм — усилие, вложиться в живое качественное общение с другом или родственником — усилие, выбрать определённое увлечение или путь профессионального развития — усилие. Представители поколения Z очень часто бросают начатое. Заканчивать дело стало чем-то необычным, и с этой задачей зумеры также часто не справляются. От перманентного информационного излишка у Z пропала потребность в паузах, в чём-то постоянном и продолжительном.
Клиповое мышление — основная проблема, из-за которой появляются практически все следующие.
<<Лидген для статьи>>
Нереалистичные амбиции и синдром достигаторства
Каждые 10 лет в мире появляются новые тренды. И вот сейчас уже не первый год главный тренд интернета — успех. И не просто успех, а лёгкий». Сеть транслирует следующие постулаты: «лёгкий успех», «работа в удовольствие», «развитие каждый день», «продуктивность каждую минуту», «зарплаты и гонорары начинаются с шестизначных чисел даже у 16-летних ребят» и так далее. Показывать красивую жизнь и представляться обществу в лучшем виде всегда было популярным.
Но теперь благодаря социальным сетям распространять миф о красивой богатой жизни стало гораздо проще. Молодые люди, не имеющие достаточного опыта, даже житейского, начинают искренне верить, что жизнь такая: в 17 лет ты программист со своей онлайн-школой, обычную школу бросил, чтобы следовать мечте, а сейчас на карту пришёл транш с аренды апартаментов в Дубай. Вся эта картинка трансформируется в комплексы и нестабильную самооценку, где молодой человек мечется между «мне весь мир по колено» и «я ничего не могу», а также в нереалистичное представление о мире, рынке труда, зарплатной сетке и так далее.
Отсутствие мотивации и нестабильная самооценка
Как бы странно это ни выглядело, но вслед за достигаторством идёт низкая мотивация и неготовность включаться в качественную долгосрочную работу. Молодому поколению трудно соответствовать иллюзорной картинке ошеломительного успеха. Потому что, во-первых,ему невозможно соответствовать, а во-вторых, этого образа в настоящем не существует.
Психологически очень трудно начать работать над огромной целью. Вместо того чтобы разобраться в истинных причинах желания «быть как все» и при этом «быть лучше всех» и объективно подойти к вопросу о собственном развитии, молодой человек выберет испугаться и перестать что-либо делать вообще.
Также есть отдельная причина комплексов: внешность. Из-за социальных сетей, где есть миллионы фильтров и масок, где свою внешность принято изменять и транслировать только улучшенную версию, людям становится сложно смотреть на себя в зеркало. И с каждым годом тренды все больше ведут нас к недосягаемым формам и чертам.
Неорганизованность
Есть ряд исследований, где топ-менеджеры анализируют работу зумеров. Одна из новых проблем рабочей коммуникации: зумеры уходят с рабочего места в середине дня, никого не предупредив.
Также руководители отмечают: Z очень креативны, они сильно обгоняют коллег в продюсировании, рекламе, SMM, PR, но проигрывают в вопросах понимания рабочей иерархии, соответствия графика и выполнения задач, для которых нужны хард скилы.
Эгоцентризм
Трудно найти золотую середину между любовью к себе и эгоизмом. Это, кажется, основная задача поколения Z. В отличие от других поколений, зумеры нацелены на любовь к себе, выстраивание отношений с самими с собой. Только после того как зумер займётся поиском себя и определит свои приоритеты, он начнёт активно выстраивать отношения с миром и людьми.
Но зумеры пока не научились выстраивать границы между собой и миром, что нередко приводит к обычному эгоизму и отсутствию стрессоустойчивости. А уже эта проблема приводит к оставлению дела на полпути, инфантильности, нереалистичному видению мира, несоблюдению дедлайнов, невыполнению задач, неумению выстраивать личные отношения, в том числе романтические.
Обострённое чувство справедливости
Каждое новое поколение считает своей обязанностью показать, в чём было неправо предыдущее. Но у зумеров это будто отдельная миссия. Общество двигается вперёд: ценностные, моральные устои и традиции меняются, если не отменяются вовсе. Эта тенденция характерна для всего общества, но пока зумеры — это именно те люди, которые родились и живут в условиях, когда мир ещё не понял своей новой философии и ценностей.
Каждому человеку нужна свобода. Свобода — ключевая ценность зумера. Но чтобы понять, что это такое, как жить в свободе, думать и выражаться свободно, нужен опыт и хорошее образование. Даже не столько академическое образование, сколько тенденция обращаться к литературе, истории, изобразительному искусству и опыту старшего поколения. У зумеров чаще принято отменять что-либо, чем разбираться в этом. Эта черта как минимум мешает адаптироваться, а как максимум лишает поколение мудрости и связи с прошлым.
Проблемы с гигиеной
По данным опроса издания Newsweek, только 47% молодых американцев считают, что нижнее бельё нужно менять каждый день. В России исследования о гигиене зумеров пока не проводились. 36% респондентов рассказали, что носят одно и то же бельё больше суток, а 14% опрошенных делают так на постоянной основе. Из этого следует, что каждый второй представитель поколения Z в Америке не соблюдает базовых правил личной гигиены.
Психолог Ольга Берг поделилась с РБК Life: «…У зумеров фокус внимания обычно находится вовне, в цифровой реальности. Они могут часами игнорировать позывы тела. Известны случаи, когда погружение в „цифру“ было настолько длительным, что подростки целый день не ходили в туалет…»
Проблемы с грамотностью
Грамотность у зумеров тоже страдает. По вине Т9 и определённого цифрового этикета, где, например, ставить точки считается дурным тоном, молодое поколение всё дальше уходит от орфографической, лексической и пунктуационной грамотности. Помимо преобладающего неформального тона в онлайн-пространстве, в котором возможно перейти только на сленг и сокращения, есть ещё и тот факт, что люди постепенно перестают писать от руки. От этого страдает и мелкая моторика, и память, и возможность строить собственные мысли.
Решение подростковых проблем
Интернет, который дал нам возможность находить ответы, коммуницировать, зарабатывать и скидывать фото, в то же время забрал у нас (у зумеров в особенности) возможность искать, общаться, работать и видеть друг друга.
Отдыхайте от гаджетов и тренируйте концентрацию
- Устраиваете себе детокс: 24 часа или хотя бы 12, когда вы оставляете телефон выключенным.
- Смотрите больше фильмов — 2-часовое интеллектуальное и эмоциональное напряжение возвращает нас к изначальной «позитивной нагрузке».
- Проводите время в близкими людьми без гаджетов. Если у вас нет друзей в реальной жизни, попробуйте развиртуализироваться с друзьями по переписке.
- Придумайте хобби, во время которого вам не нужен телефон. Это может быть лепка из глины или плавание.
- Если вы родитель зумера и хотите помочь ему, обсудите этот момент и вместе организуйте интересный досуг без интернета.
Больше читайте и пишите
- Пишите от руки. Что угодно: можно начать вести бумажный дневник, можно записывать шутки или житейские ситуации в тетрадь.
- Читайте книги по чуть-чуть, например по главе в три дня. Если книги совсем не заходят, выбирайте лёгкие жанры или фанфики.
Смотрите на себя и мир реалистично
- В вопросах оценки себя ориентируйтесь на реальную жизнь, а не на ту, что транслируется онлайн. В этом как раз поможет девиртуализация и общение с людьми вживую.
- Оцените свою самоценность вне мира виртуальности.
- Вот несколько советов, как определить свои настоящие ценности:
- Обратите внимание на то, за что вы чувствуете гордость в своей жизни. Что делает вас счастливым и наполняет смыслом?
- Подумайте о том, что для вас неприемлемо и категорически недопустимо, даже если это кажется незначительным. Эти вещи могут многое сказать о ваших ценностях.
- Вспомните ваши детские мечты и фантазии. Что было для вас важным в то время? Возможно, это всё ещё отражает ваши истинные ценности. Обсудите этот вопрос с хорошо знающими вас людьми. Их мнение может пролить свет на аспекты вашей личности, которых вы сами не замечаете.
Резюме
Руководители и даже сотрудники топовых компаний, такие как Google, Apple, Yahoo, eBay, Uber и Hewlett-Packard, запрещают своим детям расти со смартфонами. Необходим тренд на жизнь вне онлайн-пространства. Эффект даст время без гаджетов и более внимательное отношение к тому, что создавалось до XXI века: мировой литературе, истории, географии, произведениям искусства, кино.