<<Лид>>
Направления
В этом году тематических направлений не будет: вместо 5 тем по направлениям в экзаменационном листе будет 6 тем — две по каждому из трёх разделов. Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банк тем итогового сочинения. В 2024/25 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2024 г.
На сайте ФИПИ опубликован список разделов:
- Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- Семья, общество, Отечество в жизни человека
- Природа и культура в жизни человека
Комментарии к разделам помогают понять, в каком направлении будут подобраны темы и заранее подготовиться к финальным.
Требования к сочинению
Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:
- Объём не менее 250 слов
Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.
- Самостоятельность
Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.
<<Блок перелинковки>>
Критерии оценивания
Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.
Соответствие теме
Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.
Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.
Типичные ошибки
- Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
- Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
- Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.
Аргументация. Привлечение литературного материала
Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.
Незачёт ставится в случаях, если:
- сочинение не соответствует теме,
- в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме,
- в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания.
Во всех остальных случаях выставляется зачёт.
Типичные ошибки
- Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.
- Отсутствие примеров — автор сочинения упоминает название и автора, но не приводит конкретный пример из произведения.
Композиция и логика рассуждения
Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.
Незачёт ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Типичные ошибки
- Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
- Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.
Качество письменной речи
Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.
Незачёт ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Типичные ошибки
- Неправильно употреблённые слова, например, не в том значении.
- Обильное использование канцеляризмов, речевых штампов.
- Неуместное использование эмоционально окрашенных слов или синтаксических конструкций. Например, слова «ужасный», «замечательный», множество вопросительных или восклицательных знаков, многоточий.
- Немотивированное использование просторечных или устаревших слов.
- Использование слов-паразитов.
- Смешение лексики разных исторических эпох.
- Плеоназмы: употребление лишних слов.
- Тавтология: повторение или двойное употребление близких по смыслу слов, однокоренных слов.
- Необоснованный пропуск слова.
- Неправильный порядок слов, который приводит к неверному пониманию предложения.
Грамотность
Незачёт ставится, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
<<Лидген для статьи>>
Советы по подготовке
Читайте
Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.
Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.
Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.
Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами, например, рассказы Чехова.
Ведите читательский дневник
Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:
- имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
- имена всех или основных персонажей, если их очень много;
- краткую характеристику героев с цитатами;
- тему произведения;
- собственные впечатления от произведения;
- основные мысли.
Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.
Смотрите фильмы
Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета. Но помните о фактологии и всегда сравнивайте экранизацию с оригиналом.
Анализируйте чужие сочинения
Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.
Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.
<<Блок перелинковки>>
Составляйте план
Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание.
В плане пропишите:
- Тезис — главную мысль вашего сочинения. Его нужно написать во вступлении.
- Аргумент 1 — какое произведение, какую мысль подтверждает.
- Аргумент 2 — то же самое.
- Вывод — кратко поясните, какие заключения можно сделать. Не забудьте «закольцевать» тезис — обратиться к нему.
Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? —> Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.
Какова роль любви в жизни человека? —> В жизни человека любовь играет главную/важную роль. ИЛИ В жизни человека любовь не играет никакой роли.
Пишите сочинения для тренировки
Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.
Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения предыдущего года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.
Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.
Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.
Отдавайте готовые сочинения на проверку
Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.
Как сочинение поможет поступить в вуз
Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.
Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.
Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.
Кратко отвечаем на главные вопросы
Зачем писать итоговое сочинение?
Итоговое сочинение — допуск к основным экзаменам. В некоторых вузах — возможность получить до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения
Что будет, если получить незачёт?
Каждому 11-класснику даётся две попытки пересдачи.
Чем можно пользоваться во время написания сочинения?
Только орфографическим словарём и своими знаниями
Сколько аргументов нужно?
По основным критериям достаточно опоры на один текст. Однако критерии вуза, оценивающего сочинение как индивидуальное достижение, могут быть другими
Какую литературу можно использовать?
Художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы
В каком жанре нужно писать сочинение?
Сочинение-рассуждение
Где будет проводиться?
В вашей школе
Что будет, если я опоздаю?
Вас допустят к написанию сочинения, но время работы не продлят
Черновики проверяют?
Нет
Сколько времени даётся на написание?
3 часа 55 минут
Если я закончил раньше, можно уйти?
Да
Что будет, если я нарушу установленный порядок?
Допустят к пересдаче (только по решению педагогического совета)