<<Лид>>

Мария Спиридонова,
нейробиолог, дефектолог, кандидат биологических наук,
руководитель «Центра коррекционных и развивающих технологий»
Чтение формирует нейронные связи
Нейробиологи давно выделяют несколько видов интеллекта и даже фиксируют различия с помощью электроэнцефалограммы: человеку надевают датчики и предлагают выполнить задания разного типа. Программа показывает, какие зоны мозга в первую очередь реагируют на определённый вид задач. Так по карте мозга определяют ведущие типы интеллекта обследуемого.
Вы можете с трудом понимать математику, но быть очень эмпатичным, если у вас развит эмоциональный интеллект. В быту умный — это не тот, кто умеет написать уравнение окислительно-восстановительной реакции, а тот, кто знает, что кому сказать. Людей с одним видом интеллекта не бывает, каждый тип интеллекта развит в какой-то степени.
Напрямую чтение и интеллект не связаны. Но если рассматривать мозг как нейросистему, то польза от чтения заметна. Когда я учусь танцевать сальсу или плести корзины, в моём мозге образуются новые нейронные связи.
То же самое происходит при чтении. Освоение нового даёт прирост к интеллектуальной сфере на клеточном уровне, но читать ради количества прочитанного не имеет смысла. Лучше всего осмыслять, обсуждать прочитанное и пытаться применить на собственном опыте — тогда в мозге сформируется наибольшее количество связей.
Некоторым людям трудно воспринимать печатный текст. У них диагностируют синдром скотопической чувствительности или дислексию. Если процесс чтения для вас мука, стоит слушать аудиокниги, а при чтении текста выбирать короткие новеллы, а не романы.
Люди, которые не любят читать, всё равно читают. Например, посты в соцсетях.
В спектре моих интересов смешные короткие рассказы на злобу дня и всё, что связано с дефектологией и нейробиологией, а также статьи про вирусы. Я читаю материалы в интернете и бумажные книги. При этом если после нескольких страниц книга не зацепила, я её читать не буду.
Чтение пробуждает и развивает воображение
Специалист в области литературы, сотрудник Мичиганского университета Натали Филлипс инициировала эксперимент с использованием МРТ. Испытуемым предлагали прочесть отрывок художественного произведения в камере аппарата магнитно-резонансной томографии. Выяснилось, что чтение для удовольствия стимулирует разные отделы мозга. У испытуемых усиливалось кровоснабжение областей, которые не задействуются при просмотре видео или во время компьютерных игр.
<<Лидген для статьи>>
Чтение стимулирует мозговую активность
Психофизиологи отмечают, что неожиданные окончания фраз или несуществующие слова при чтении повышают активность различных зон мозга. Такими примерами чаще изобилуют стихи:
- у Владимира Маяковского — «молоткастый, серпастый советский паспорт»;
- у Анны Ахматовой — «Всё в Москве пропитано стихами, рифмами проколото насквозь».
Именно поэтому поэзия имеет более сильный и продолжительный эффект, чем проза.

Иван Карпенко,
преподаватель Фоксфорда, кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ, редактор журнала «Лиterraтура»
Можно вообще не читать. Я знал людей, которые практически ничего не читали, не смотрели и не слушали, тем не менее, в общении они могли показать себя интересными собеседниками (но не в плане разговоров о культуре) и тонкими психологами — знатоками человеческих душ.
Но есть один нюанс. С такими людьми лучше не обсуждать литературу, кино и музыку — они демонстрируют настолько странные вкусы, что дальнейшее общение может стать невозможным. И это неудивительно — вкус, умение разбираться в чём-либо, например, в искусстве, развивается именно в процессе потребления этого искусства.
Ну и ещё один небольшой момент: если вы сами сильно увлекаетесь чем-нибудь, например, астрофизикой и жаждете об этом говорить, то, естественно, вам будет более приятен тот собеседник, с которым вы сможете это обсудить.
Чтение и прочее культурное потребление, конечно, развивает, формирует интеллект и вкус — в этом смысле да, если понимать разумность как совокупность знаний. Однако, как сказал Гераклит, «многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея», намекая на то, что лучшие эрудиты того времени были дураками.
В общем, чтение даёт базу и стимул к развитию.
Чтение повышает продуктивность
Из-за привычки к коротким сообщениям, бесконечным уведомлениям и постоянным переключениям между задачами даже простое дело может растянуться на часы. О какой эффективности тут говорить?
Чтение помогает тренировать концентрацию. Погружаясь в текст, мы учимся удерживать внимание на одном объекте в течение долгого времени. Этот навык фокусировки переносится и на другие задачи — будь то работа, учёба или решение повседневных вопросов.
Чем больше мы читаем, тем лучше мозг адаптируется к глубокой концентрации. В результате мы меньше отвлекаемся, быстрее справляемся с делами и в целом работаем продуктивнее.
Чтение помогает мыслить критически
Чтение развивает способность анализировать, выстраивать логические связи и делать осмысленные выводы. Как объясняет нейробиолог Марианна Вулф в книге «Пруст и кальмар. Нейробиология чтения», когда мы читаем, мозг активирует те же зоны, что и при реальном опыте. Это значит, что книги не просто дают знания — они тренируют мышление.
Люди, которые много читают, лучше понимают причинно-следственные связи и меньше поддаются манипуляциям. Их мозг привык перерабатывать информацию, а не просто поглощать её. А вот те, кто предпочитает визуальный контент, чаще реагируют на эмоциональные образы, а значит, их проще ввести в заблуждение яркой картинкой или эффектной подачей. Чтение же учит смотреть глубже и мыслить независимо.
Чтение учит эмпатии
Современные технологии изменили наше общение: вместо разговоров лицом к лицу мы всё чаще пишем сообщения и ставим лайки. Клиповое мышление, привыкшее к постоянным переключениям, делает нас поверхностными — нам сложнее глубоко переживать эмоции и по-настоящему понимать других. Но чтение, особенно художественной литературы, может это исправить.
Как отмечает Кит Оутли, профессор когнитивной психологии Университета Торонто, книги учат нас эмпатии. Погружаясь в истории разных героев, мы проживаем их опыт, учимся видеть мир их глазами и лучше понимать мотивы людей в реальной жизни. В отличие от коротких цифровых впечатлений, чтение даёт возможность глубже прочувствовать эмоции и восстановить утраченную связь с окружающими.
Чтение замедляет старение памяти
Когда мы читаем, наш мозг активно работает: удерживает в памяти сюжетные линии, анализирует информацию и устанавливает связи между событиями. Это как зарядка для ума, которая поддерживает когнитивные функции в отличной форме.
Фактически, чтение действует как естественный тренажёр для мозга — оно помогает сохранять ясность мысли и защищает от возрастного снижения умственных способностей. Так что книги — это не просто источник знаний, но и эффективный способ поддержать здоровье мозга.
<<Блок перелинковки>>
Как сделать чтение эффективным
- Важно не количество прочитанного, а качество осмысления материала.
- Если обсуждать, обдумывать и применять на практике прочитанную информацию, в мозгу формируются новые связи.
- Чем активнее умственная деятельность, тем ниже вероятность возрастных нарушений работы мозга.
- Если воспринимать текст зрительно тяжело, слушайте аудиокниги.
- В отличие от просмотра видеоконтента, чтение активизирует воображение.
- Чтение стихов вызывает повышенную активность разных областей мозга из-за необычной структуры фраз и вымышленных слов.
- Чтение — это инструмент саморазвития. Если у вас есть цель, чтение поможет её достичь.