<<Лид>>
Саша была правильной школьницей. Форма — выглажена, учебники — в обложках, дневник — заполнен аккуратно. Саша знала школьные правила и никогда их не нарушала.
В школьном коридоре повесили новый список правил: «Не приносить телефон, не красить волосы, не носить украшения, не разговаривать на переменах громко, не сидеть на подоконниках».
Саша ходила по школе и наблюдала: Петя сидит на подоконнике, Маша ходит с синей прядью, Вова в наушниках слушает музыку. И им ничего — живут себе, радуются. А Саша соблюдает новые правила.
И вот на уроке обществознания учительница Анна Сергеевна говорит: «Сегодня мы изучаем права ребёнка и Конвенцию о правах ребёнка». И рассказывает, что каждый ребёнок имеет право на самовыражение, если это не нарушает права других.
Саша задумалась: «А разве синяя прядь Маши кому-то мешает? А сидение на подоконнике — это чьи права нарушает?» Она подняла руку и спросила об этом Анну Сергеевну.
Учительница улыбнулась и сказала:
— Хороший вопрос, Саша. А что, если вы исследуете эту тему подробнее? Сравните школьные правила с правами ребёнка и представите результаты директору?
Саша взялась за работу. Составила таблицу: в одной колонке — школьные правила, в другой — права из Конвенции. И начала анализировать. Пригласила одноклассников помочь, даже тех, кто нарушал правила. Вместе думали, спорили, искали баланс между порядком и свободой.
Саша пришла к директору школы с результатами исследования и сказала:
— В нашей школе 27 правил, из них 15 ограничивают права учеников на самовыражение, но не защищают ничьи права. Мы подготовили проект новых правил, где есть баланс между порядком и свободой. Можно их обсудить на общешкольном собрании?
Директор удивился такой смелости, но согласился. И вот Саша стоит перед всей школой, рассказывает о новых правилах: «Телефоны можно использовать на переменах, но не на уроках. Волосы можно красить, но в естественные цвета. На подоконниках можно сидеть, если они широкие и безопасные».
После выступления к Саше подошла завуч и сказала:
— Саша, раньше ты всегда была такой тихой и правильной. Что изменилось?
— Я поняла, что можно соблюдать правила и при этом менять их, если они несправедливы, — ответила Саша.
Потому что пробовать новое и отстаивать свои права — это классно.

Анастасия Митрофанова,
методист по психологии в Фоксфорде
У каждого из нас есть свои причины бояться выйти из зоны комфорта. Этот страх имеет психологическую природу. Вы можете думать:
- «Что случится со мной, если я не добьюсь желаемого?»
- «Стану ли я неудачником в глазах друзей?»
- «А если добьюсь желаемого, не проснётся ли во мне перфекционист, который скажет, что можно было сделать лучше?»
Эти мысли останавливают нас. Важно учиться замечать их и не давать им управлять собой. Если пришло время выйти за рамки, если там лежит ваша точка роста, заручитесь поддержкой друзей и родителей и вперёд — покорять вершины!