<<Лид>>
Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации. — Алексей Леонтьев, советский психолог, философ и педагог
Термин «функциональная грамотность» появился во второй половине XX века. Тогда под ним понимали минимальный набор навыков, позволяющих человеку существовать в социуме: чтение, письмо и счёт. Но с тех пор мир сильно изменился, и «минимальные системные требования» к людям заметно выросли.
В нашу эпоху, которую некоторые философы и социологи уже называют постинформационной, уметь просто потреблять информацию мало. Необходимо критически оценивать её и фильтровать необъятный поток данных, который ежедневно обрушивается на нас со всех сторон. Недостаточно знать наизусть таблицу умножения: важно понимать математическую логику и использовать её в быту. Но и это далеко не всё.
Школа морально устарела — вот одна из причин, по которой родители всё чаще выбирают семейное обучение. Многие программы ставят цель «научить детей учиться», но в отрыве от других компетенций это умение ничего не стоит. Настоящая задача образования — научить детей уметь. Способность пользоваться знаниями и есть функциональная грамотность.
Теперь расскажем, из чего она складывается и как школа должна помочь ученикам развивать её.
Читательская грамотность
Современных детей не нужно мотивировать учиться читать. Без данного умения невозможно полноценно пользоваться интернетом — это понятно каждому малышу. Но не все понимают, что читать — это гораздо больше, чем просто мысленно превращать символы текста в образы.
Читать — значит понимать и чувствовать текст: его смысл, логику построения и эмоциональный посыл. Уметь рассуждать о прочитанном: пересказывать текст своими словами и делать выводы. Считывать смысл между строк: отличать главное от второстепенного, замечать отсылки, понимать иносказания и иронию. Живо представлять себе мир художественного произведения, выходящий за рамки написанного: его прошлое, будущее и альтернативные варианты развития событий.
Чтобы школьники не просто учились читать, а становились читателями, им должно быть понятно, как литература способна ответить на их собственные вопросы. Показать связь между жизнью и книгой — важнейшая задача педагога. Ранее мы рассказывали об учителе, мастерски справлявшимся с этим. Делимся вдохновляющим примером.
<<Лидген для статьи>>
Математическая грамотность
Часто школьники, а порой и их родители, задаются вопросом: для чего современному человеку десять лет учить математику, если у каждого есть калькулятор в мобильном?
Вопрос совсем не глупый. Можно ответить, что счёт в уме тренирует оперативную память и позволяет держать мозг в тонусе. Но существуют и другие способы сохранять остроту ума.
Есть гораздо более важное объяснение: учиться считать нужно хотя бы для того, чтобы уметь пользоваться калькулятором. Если человек не знаком с логикой математических вычислений, он никогда не поймёт, почему бытовой калькулятор не способен решить простой пример «2 + 2 × 2», и не сможет объяснить, почему правильный ответ — «6», а не «8».
Чтобы необходимость изучения математики в школе не ставилась под сомнение, нужно прекратить считать абстрактные цифры. В быту полно вещей, ежедневно требующих от нас умения считать, например:
- составить пропорцию ингредиентов для приготовления блюда по рецепту;
- посчитать сдачу в магазине;
- проверить, нет ли ошибок в счёте на оплату коммунальных услуг;
- рассчитать вес ручной клади, чтобы не платить за багаж в аэропорту.
Ученикам должно быть очевидно, что главное в математике не арифметические операции, а логика вычислений: что и с чем нужно складывать, что из чего вычитать, что на что умножать и делить. И вот на эти вопросы калькулятор ответа не даст.
Творческое мышление
Умение творчески мыслить нужно не только художникам, поэтам и прочим «гуманитариям». Оно необходимо каждому, чтобы видеть привычное в ином свете. Превратить рутину в увлекательное занятие, найти эффективное решение сложной проблемы, создать нечто принципиально новое — для всего этого требуется определённая смелость и работа интеллекта в паре с воображением, то есть творческое мышление. Поэтому слово «креативность» часто можно встретить в вакансиях технической отрасли — инженеров, программистов, проектировщиков.
Творческому мышлению не нужно учить: каждый ребёнок рождается с абсолютно свежим взглядом на мир, его сознание ещё не зашорено стереотипами и принятыми в обществе условностями. Поэтому задача школы — по крайней мере не убить это уникальное восприятие жизни. Поощрять ребёнка высказывать собственное мнение.
На практике этому помогает проектное обучение, ТРИЗ, сочинения на нетривиальные темы и любые задания, не подразумевающие единственно верного ответа. Больше советов по развитию творческого мышления здесь.
Критическое мышление
Современные подростки часто смотрят на жизнь с изрядной долей скепсиса. Тенденцию ставить под сомнение любые установки, ценности и идеалы можно считать признаком «трудного возраста», но на самом деле за этим стоит эволюционный механизм приспособления. Ведь нынешние дети растут в мире, где на любой вопрос в Сети есть бесконечное множество взаимоисключающих ответов, где компьютерную графику невозможно отличить от реальности и даже нельзя быть уверенным, что твой собеседник не только тот, за кого себя выдаёт, но и вообще существует на самом деле.
Поэтому уже в школе необходимо учить детей отличать правду от подделки, то есть мыслить критически.
Развить критическое мышление помогут гуманитарные дисциплины: история, литература, обществознание. На примере исторических событий, социальных явлений и художественных произведений можно продемонстрировать школьникам, какими разными могут быть взгляды на одно и то же событие в зависимости от контекста и позиции наблюдателя. Вместе порассуждать о том, что такое абсолютная истина и всегда ли можно её найти.
А ещё стоит учить детей разоблачать фейки прямо на уроке. Например, открыть любой популярный паблик с цитатами и предложить школьникам установить, действительно ли данное стихотворение принадлежит Бродскому и кто на самом деле автор цитаты — Джейсон Стэтхем или Лао-цзы? Конечно, можно просто загуглить ответ. Но поисковая выдача основана на популярных запросах пользователей, а значит, тоже может ошибаться.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Подробно об этом мы писали ранее.
Почему этот навык категорически важен для современного человека? Например, потому что реклама и СМИ — а в наше время это почти синонимы — всеми способами пытаются вызвать у нас эмоциональный отклик, чтобы спровоцировать что-то купить, отвлечь от одного и переключить внимание на другое, сформировать позитивный или негативный образ чего бы то ни было. Человек с развитым эмоциональным интеллектом способен противостоять этому и отделять факты от навязываемых чувств.
Обучать ребёнка работать с эмоциями важно с самого раннего возраста. Это поможет малышу справляться с истериками и лучше понимать других людей, а в будущем — не стать жертвой маркетинга и информационных войн, спасти себя от приступов тревоги и эмоционального выгорания.
В «Домашней школе Фоксфорда» проводятся занятия по развитию эмоционального интеллекта для младших школьников. Но вводить такой курс в качестве самостоятельной школьной дисциплины необязательно. Большинство классических произведений из школьной программы очень психологичны, и чувствам героев в них уделяется огромное внимание. Книга может стать отличным учебником чувств, если педагог сможет уйти от шаблонов и раскрыть перед ребятами книгу как живую историю: дать им погрузиться в атмосферу, прожить перипетии сюжета вместе с героями и сделать собственные выводы. Можно задать классу такие вопросы:
- Какие чувства у тебя вызывает текст? Подумай, с помощью каких средств это реализовано?
- Какие эмоции вызвал у тебя поступок героя? Чем он руководствовался, когда совершил его? Как ты думаешь, что он чувствовал в этот момент?
Гибкость ума
Многое из того, что было актуально ещё десятилетие назад, сегодня безнадёжно устарело, и речь не только о модных трендах и смартфонах. Каждый день меняется мир и общественные установки, а за ними — сам образ жизни и её ритм.
Чтобы не оказаться за бортом прогресса, оставаться востребованным специалистом и просто «ловить волну», современному человеку необходимо быть открытым ко всему новому: не бояться менять подход к делу и саму сферу деятельности и быть готовым к тому, что завтра всё снова изменится.
Нынешним школьникам просто некогда заниматься оторванной от жизни теорией и выучивать наизусть то, что никогда не пригодится — вместо этого им важно научиться мыслить широко и неординарно, привлекать к решению проблем весь арсенал знаний, отметать побочное, но не терять чуткости оставаться человечными. Если всему этому начнут учить в школе — можно будет перестать волноваться за наше будущее.