Логотип Фоксфорд

Плюсы и минусы домашних заданий

Тема отмены домашних заданий уже не первый год вызывает споры, обсуждают её и родители, и учителя, и психологи. Одни уверены: без домашней работы детям станет легче жить. Другие, напротив, считают: без дополнительных занятий после уроков знаний не получить. Разобрались, кто прав и можно ли найти золотую середину. Нужны ли вообще домашние задания и какую роль они играют в жизни школьника.

9 сентября 2025
В этой статье

    Нормы домашних заданий

    Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день:

    • 1-й класс — 1 час;
    • 2–3-и классы — не более 1,5 часа;
    • 4–5-е классы — 2 часа;
    • 6–8-е классы — 2,5 часа;
    • 9–11-е — не более 3,5 часа.

    Эти правила содержатся в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года.

    Но школьные реалии таковы, что дети тратят на домашку гораздо больше времени, чем изначально предполагалось. Перечисленные нормы на практике соблюдаются редко, разве что в первом классе дети часто остаются без заданий на дом.

    Основные причины перегрузок из-за домашних заданий:

    • На дом задают всё, что не успели пройти в классе. Так происходит, если часть урока ушла на то, чтобы успокоить учеников в классе или выяснить организационные моменты.
    • Школьная программа требует от ребёнка слишком многого. Иногда тем в учебнике больше, чем уроков в школьном расписании, и, чтобы пройти всё по плану, учителя просто вынуждены нагружать ребят заданиями.

    Причина многочасовых «посиделок» с уроками — большое количество изучаемых дисциплин и стремление каждого педагога дать по своему предмету максимум.

    Нужны ли домашние задания

    Мнения общественности и экспертов, быть или не быть домашней работе в жизни современного школьника, расходятся. Далее мы рассмотрим основные плюсы и минусы домашних заданий.

    Консерваторы считают, что без домашних заданий образование невозможно

    Часть педагогического сообщества придерживается мнения, что школа без домашних заданий — это утопия. По их мнению, самостоятельная работа необходима для того, чтобы закрепить пройденный материал, научиться применять знания на практике и подготовиться к новым темам.

    В пример приводят ситуацию во Франции, когда экспериментально совсем отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты. Тем не менее домашние задания во Франции стараются сохранять в минимальном объёме, подчёркивая важность отдыха.

    Либералы полагают, что без заданий на дом ребёнку будет лучше

    В то же время всё больше специалистов, родителей и самих школьников говорят о том, что домашние задания часто превращаются в источник стресса. По сути, ребёнок после шести-семи уроков в школе приходит домой и продолжает учебный день — только без преподавателя, зато с усталостью и напряжением.

    Многие дети воспринимают домашнюю работу как бессмысленную обязанность, а выполнение заданий нередко сопровождается конфликтами в семье. Некоторые психологи и педагоги считают, что обучение должно происходить в классе, а вне школы ребёнок имеет право на отдых, творчество, общение и хобби.

    По крайней мере, задания на дом не должны быть обязательными, проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы на ребёнка сваливали ту задачу, которая должна решаться в совместной деятельности преподавателей и учеников во время уроков. В идеале — добровольные домашние задания для поддержки интереса учеников.

    Компромиссная позиция по вопросу домашних заданий

    Очевидно, что универсального решения нет: кому-то домашние задания действительно помогают, а кому-то они только мешают. Поэтому всё чаще звучит идея индивидуального подхода.

    Речь идёт не только о корректировке объёма, но и о возможности выбора формы работы: один ребёнок с интересом решит тест, другой предпочтёт творческое задание, третий — обсудит тему в мини-проекте. Родители, учителя, школьные психологи и другие специалисты могут вместе определить, нужны ли конкретному ребёнку домашние задания, и если да, то в каком объёме и формате. Такой подход может стать компромиссом между сторонниками жёсткой учебной дисциплины и теми, кто выступает за свободу от домашки.

    Как снизить нагрузку уже сейчас

    Для многих учеников 5–9-х классов учебный день не заканчивается звонком с последнего урока. После школы начинаются кружки, репетиторы и домашние задания, в итоге учебная нагрузка может растягиваться на 10–12 часов в день. Это даже больше рабочего дня взрослого человека.

    Если ребёнок устаёт, чувствует постоянную перегрузку или теряет интерес к учёбе, самое время пересмотреть расписание. Один из первых шагов — оценить, какие кружки и факультативы действительно полезны, а от каких можно отказаться без вреда. Иногда сокращение даже одного-двух дополнительных занятий помогает высвободить время и снизить напряжение.

    Другой вариант — поиск школы с уклоном в интересующую область. Например, если ребёнку нравится математика или, наоборот, гуманитарные науки, можно рассмотреть профильные учреждения, где часть предметов изучается углублённо, а остальные уходят на второй план. Это не только снижает нагрузку, но и делает учёбу более осмысленной.

    Также можно подумать о смене формата обучения. Закон позволяет получать среднее образование дома — в форме семейного или заочного обучения. Это даёт больше гибкости: можно регулировать расписание, устраивать учёбу в комфортном темпе и выбирать курсы без домашних заданий или обозначить желаемый уровень нагрузки.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной