<<Лид>>
Нормы домашних заданий
Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день:
- 1 класс —1 час;
- 2-3 классы — не более 1,5 часов;
- 4-5 классы — 2 часа;
- 6-8 классы — 2,5 часа;
- 9-11 — не более 3,5 часов.
Эти правила содержатся в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года.
Но школьные реалии таковы, , что дети тратят на домашку гораздо больше времени, чем изначально предполагалось. Перечисленные нормы на практике соблюдаются редко, разве что в первом классе дети часто остаются без заданий на дом.
Основные причины перегрузок из-за домашних заданий:
- На дом задают всё, что не успели пройти в классе. Так происходит, если часть урока ушла на то, чтобы успокоить учеников в классе или выяснить организационные моменты.
- Школьная программа требует от ребёнка слишком много. Иногда уроков в учебнике больше, чем в школьном расписании и, чтобы пройти всё по плану, учителя просто вынуждены нагружать ребят заданиями.
Причина многочасовых «посиделок» с уроками — большое количество изучаемых дисциплин и стремление каждого педагога дать по своему предмету максимум.
Нужны ли домашние задания
Мнения общественности и экспертов, быть или не быть домашней работе в жизни современного школьника, расходятся. Далее мы рассмотрим основные плюсы и минусы домашних заданий.
Консерваторы считают, что без домашних заданий образование невозможно
Часть педагогического сообщества придерживается мнения, что школа без домашних заданий — это утопия. По их мнению, самостоятельная работа необходима для того, чтобы закрепить пройденный материал, научиться применять знания на практике и подготовиться к новым темам.
В пример приводят ситуацию во Франции, когда экспериментально совсем отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты. Тем не менее, домашние задания во Франции стараются сохранять в минимальном объёме, подчёркивая важность отдыха.
Либералы полагают, что без заданий на дом ребёнку будет лучше
В то же время всё больше специалистов, родителей и самих школьников говорят о том, что домашние задания часто превращаются в источник стресса. По сути, ребёнок после шести-семи уроков в школе приходит домой и продолжает учебный день — только без преподавателя, зато с усталостью и напряжением.
Многие дети воспринимают домашнюю работу как бессмысленную обязанность, а выполнение заданий нередко сопровождается конфликтами в семье. Некоторые психологи и педагоги считают, что обучение должно происходить в классе, а вне школы ребёнок имеет право на отдых, творчество, общение и хобби.
По крайней мере, задания на дом не должны быть обязательными, проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы на ребёнка сваливали ту задачу, которая лежит на совместной деятельности преподавателей и учеников во время уроков. В идеале — добровольные домашние задания для поддержки интереса учеников.
<<Блок перелинковки>>
Компромиссная позиция по вопросу домашних заданий
Очевидно, что универсального решения нет: кому-то домашние задания действительно помогают, а кому-то они только мешают. Поэтому всё чаще звучит идея индивидуального подхода.
Речь идёт не только о корректировке объёма, но и о возможности выбора формы работы: один ребёнок с интересом решит тест, другой предпочтёт творческое задание, третий — обсудит тему в мини-проекте. Родители, учителя, школьные психологи и другие специалисты могут вместе определить, нужны ли конкретному ребёнку домашние задания, и если да, то в каком объёме и формате. Такой подход может стать компромиссом между сторонниками жёсткой учебной дисциплины и теми, кто выступает за свободу от «домашки».
Как снизить нагрузку уже сейчас
Для многих учеников 5–9 классов учебный день не заканчивается звонком с последнего урока. После школы начинаются кружки, репетиторы и домашние задания, в итоге учебная нагрузка может растягиваться на 10–12 часов в день. Это даже больше рабочего дня взрослого человека.
Если ребёнок устаёт, чувствует постоянную перегрузку или теряет интерес к учебе, самое время пересмотреть расписание. Один из первых шагов — оценить, какие кружки и факультативы действительно полезны, а от каких можно отказаться без вреда. Иногда сокращение даже одного-двух дополнительных занятий помогает высвободить время и снизить напряжение.
Другой вариант — поиск школы с уклоном в интересующую область. Например, если ребёнку нравится математика или наоборот гуманитарные науки, можно рассмотреть профильные учреждения, где часть предметов изучается углублённо, а остальные уходит на второй план. Это не только снижает нагрузку, но и делает учебу более осмысленной.
Также можно подумать о смене формата обучения. Закон позволяет получать среднее образование дома — в форме семейного или заочного обучения. Это даёт больше гибкости: можно регулировать расписание, устраивать учебу в комфортном темпе и выбирать курсы без домашних заданий или обозначить желаемый уровень нагрузки.