<<Лид>>

Анастасия Митрофанова,
методист по софт-скилам и психологии в Фоксфорде
Родителям важно понимать, что поддержка — это не контроль, а помощь и терпение. Нужно создать комфортные условия, чтобы подросток мог учиться на своих ошибках и чувствовать, что семья — надёжный тыл в трудных ситуациях.
Этапы взросления подростка
Осознание ответственности и принятие решений
Переключение с «родители всегда знают лучше» на «я могу сам» не происходит за один день.
Обучение ответственности начинается с простого — бытовых задач. Предложите подростку выбрать, какие продукты купить к ужину, и самостоятельно его приготовить. Важно не превращать такие поручения в наказание: бытовые обязанности стоит обсуждать, чтобы ребёнок понял, зачем они нужны.
Уборка комнаты, забота о домашних животных, контроль за собственными вещами — всё это со стороны кажется мелочами, но закладывает прочный фундамент взрослой жизни. Если подросток знает, что порядок в комнате — его зона ответственности, он не ждёт напоминаний, а учится планировать и контролировать свой быт сам.
В учёбе подростки сталкиваются со сложным выбором каждый день. Родителям хочется всё контролировать, но если доверить подростку распределение учебной нагрузки, со временем он поймёт: успехи и промахи — его зона ответственности.
Анастасия Митрофанова советует родителям, как поддержать подростка на этом этапе:
- давайте пространство для самостоятельности: пусть подросток сам принимает решения в быту и учёбе, даже если вам кажется, что он делает неидеальный выбор;
- спокойно обсуждайте последствия поступков: вместо «Я же говорил!» попробуйте «Что ты думаешь о том, что получилось?» и «Как можно сделать по-другому в следующий раз?»;
- не спешите помогать, а давайте попробовать самому: ребёнку важно чувствовать, что доверие родителей крепче, чем страх перед ошибкой;
- признавайте усилия, даже если результат неидеален: поддержка и вера в силу проб и ошибок важнее итоговой оценки.
Родителям нужно помогать ребёнку осознавать происходящее, анализировать действия и их последствия, но не забывать об этике и морали.
Эмоциональная зрелость
Перепады настроения у подростков — это не просто капризы или желание привлечь к себе внимание. За этим стоит сочетание нескольких важных причин.
- Гормональные изменения. В возрасте 11–16 лет в организме начинаются активные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием. Гормоны напрямую влияют на эмоциональность, делают чувства более острыми и изменчивыми. Это объясняет, почему подросток может обижаться или быть раздражительным без видимой причины.
- Особенности развития мозга. Мозг подростка ещё не до конца сформирован, особенно те отделы, которые отвечают за контроль эмоций и принятие решений. Из-за этого подростки гораздо сильнее реагируют на стрессовые ситуации или мелкие раздражители. Они не всегда могут вовремя остановиться и успокоиться, поскольку навыков саморегуляции ещё нет.
- Чувствительность к угрозам. Подростки воспринимают мир эмоционально, остро реагируют на замечания и конфликты как на потенциальную угрозу.
- Дефицит нейротрансмиттеров дофамина. Дофамин — химическое вещество мозга, благодаря которому нейронные клетки взаимодействуют друг с другом, — отвечает за ощущение удовольствия и мотивацию и находится в дефиците у подростков. Это затрудняет контроль над настроением, вызывает перепады между приподнятым и подавленным состоянием.
- Психологические факторы. Сложные семейные ситуации: развод родителей, отсутствие доверия и поддержки — усиливают эмоциональные колебания и могут привести к более серьёзным расстройствам настроения, например циклотимии.
Чтобы справляться с этими причинами и лучше адаптироваться в социуме, важно развивать эмоциональный интеллект — умение понимать и контролировать свои и чужие эмоции. Делимся советами, как это делать:
- учите понимать эмоции: обсуждайте с ребёнком, что он чувствует. Можно вместе проговаривать эмоции, вести запись переживаний и причин их возникновения. Так вы начнёте распутывать сложные чувства;
- учите выражать чувства словами: вместо криков, истерик или отстранённости — говорите о своих чувствах спокойно и чётко. Родители могут выступать примером такого общения и поощрять открытые разговоры;
- развивайте навыки саморегуляции: останавливайтесь и успокаивайтесь до наступления эмоционального всплеска с помощью глубокого дыхания, перерывов или смены деятельности;
- формируйте навык эмпатии: учите подростка замечать и понимать чувства других людей через обсуждение ситуаций из жизни, книг или фильмов;
- создавайте безопасное пространство для выражения эмоций: подросток должен осознавать, что дома можно открыто делиться неприятными чувствами и говорить о них без страха быть осуждённым.
Социальная адаптация
Друзья становятся для подростка важной опорой, дают чувство принадлежности, помогают испытать разные роли, научиться быть собой. Подросток учится эмпатии, уважению границ и умению договариваться.
Иногда родителям кажется, что друзья уводят ребёнка из семьи. На самом деле, интерес к сверстникам — естественная и важная часть взросления.
Анастасия Митрофанова делится: «Через коммуникацию в разных компаниях подросток примеряет социальные роли, учится вести диалог, защищать свою точку зрения и чувствовать, где проходят границы личных интересов».
Один из главных навыков взрослой жизни — умение строить отношения, основанные на уважении и честности. Значение имеют не только успехи, но и умение справляться с конфликтами, признавать свои ошибки, поддерживать друг друга и своевременно говорить о своих эмоциях.
Анастасия Митрофанова советует обратить внимание на то, как складывается социальная жизнь ребёнка. Не бойтесь мягко разговаривать с ним на эту тему — спросите, хватает ли ему общения, как он себя чувствует среди друзей, хочет ли познакомиться с кем-то ещё, что его волнует. Уместно делиться своим опытом: например, рассказывать, как вы сами решали подобные вопросы в подростковом возрасте. Но важно соблюдать границы — если ребёнок не готов обсуждать детали, иногда достаточно просто выслушать, проявить сочувствие, дать понять, что вы на его стороне.
Не меньшее значение имеет и общение с другими взрослыми: учителями, тренерами, старшими друзьями семьи. Иногда у подростка появляются авторитеты вне семьи. Это нормально: интерес к взрослым из своего окружения помогает расширять горизонты, видеть примеры разных стратегий поведения, а в будущем проще привыкнуть к иерархическим отношениям — на обучении, стажировке или первой работе.
Финансовая грамотность и независимость
Первое, чему здесь важно научить подростка: деньги — не просто бумажки или цифры на карточке. Это инструмент достижения целей, свободы и ответственности.
Действуйте по правилу: доверяй, но проверяй. Давайте подростку карманные деньги не разово, а на определённый срок — обычно на месяц — и вместе обсуждайте, как их грамотно тратить, где можно сэкономить, а на чём не стоит. При этом никаких жёстких отчётов и неработающих угроз вроде «ещё раз купишь сладостей — останешься без всего».
Совет: заведите ребёнку отдельную банковскую карту с небольшим лимитом. Это отличный шаг в сторону самостоятельного планирования: можно учиться вести расходы в приложении и даже оформить первый накопительный счёт.
Разрешите подростку выбирать и оплачивать крупные для него траты, например часть одежды или школьный рюкзак. Да, иногда выбор оказывается не самым удачным, но объяснять разницу между «подороже — покрепче» и «подешевле — послужит один сезон» намного проще тогда, когда ребёнок сам ощутил потери.
Есть масса книг и курсов для родителей и подростков про финансы. Изучайте комиксы и краткие лекции на сайтах вроде «Дружи с финансами», пробуйте вести бюджет в тетради. Если подростку скучно читать про кредиты и экономику, предложите вместе пройти короткий онлайн-тест — потом обсудите спорные вопросы. Показывайте на своём примере: вместе выбирайте продукты по акции, сравнивайте тарифы, рассуждайте про покупки или поездки.
О чём ещё стоит говорить с подростком:
- доходы бывают разными: зарплата, подработка, подарки, иногда — даже «бизнес» по продаже самодельных браслетов;
- планирование бюджета: как определить, сколько нужно оставить на обязательные расходы;
- финансовая безопасность: почему нельзя передавать свои данные посторонним, зачем защищать карту и какие бывают финансовые мошенники;
- сбережения и мечты: всегда полезно завести копилку на важную цель — будь то новый гаджет или поездка — и радоваться даже самым маленьким шагам к ней.
<<Лидген для статьи>>
Как помочь подростку адаптироваться к взрослой жизни
Формирование полезных привычек
Не у всех сразу получается строить расписание. Важно не ругать за ошибки, а мягко помочь выделить приоритеты, завести ежедневник или напоминания в телефоне, разбивать большие задачи на маленькие. Делайте упор не на «должен», а на «будет меньше стресса и больше времени на любимое».
Быт — это не про «помоги маме». Это про взрослую независимость. Можно сделать что-то вместе с подростком: сходить в магазин со списком, спланировать ужин, продумать хранение вещей. Лучше всего привычки приживаются, когда их не навязывают, а показывают личным примером.
Развитие критического мышления и самостоятельности
Психолог Анастасия Митрофанова делится, как развить критическое мышление у подростка:
- стимулируйте любознательность: обсуждайте новости и события, спрашивайте, что думает подросток;
- учите проверять информацию: покажите, как отличить надёжный источник от сомнительного;
- дискуссии в семье: обсуждайте разные темы за столом, учитесь спорить аргументированно и слушать друг друга;
- сравнительный анализ: предложите посмотреть на одну проблему с разных сторон, обсудить плюсы и минусы разных мнений;
- практика: пусть подросток попробует исследовать тему, которую вы ему дадите, и сделает выводы, найдя информацию в нескольких источниках.
Вмешательство родителей — всегда вопрос баланса. Спросите себя: действительно ли ситуация опасна? Часто лучше просто быть рядом, поддерживать, но не давить. Важно:
- давать советы, но не навязывать решения: позвольте подростку сделать свой выбор, даже если придётся ошибиться;
- обсуждать последствия: вместе подумайте, к чему могут привести разные решения;
- уважать границы: подросток имеет право на личные решения и секреты;
- строить доверие: пусть ребёнок знает, что к вам можно прийти за советом.
Осваивать взрослую жизнь безопаснее и интереснее, когда рядом есть взрослый, который доверяет и поддерживает, даже если ваши взгляды иногда расходятся.
Поддержка родителей в сложные моменты
Родительская поддержка в моменты эмоциональных переживаний особенно важна, но как не скатиться в тотальный контроль и остаться другом? Рекомендации психолога Анастасии Митрофановой — о том, как быть рядом мягко и бережно:
- учитывайте, что подростки очень чувствительны: их чувство справедливости может казаться чрезмерным, а максимализм порой доводит до споров. Не превращайте эти черты в повод для осуждения — для них это этап развития, через который нужно пройти;
- будьте бережны в высказываниях: избегайте критики и обесценивания — вместо «ты всегда всё преувеличиваешь» или «перестань драматизировать» попробуйте сказать «я вижу, что это для тебя важно». Если ваша точка зрения отличается — не спорьте с позиции «ты не прав», а мягко поделитесь своим мнением;
- твёрдое, но спокойное «нет»: порой хочется всё разрешить, чтобы избежать ссор. Но разумные границы подросткам нужны не меньше, чем в детстве. Главное — не запрещать жёстко, а объяснять мотивы и не превращать «нет» в запрет ради запрета;
- включайтесь в жизнь ребёнка, но без надзора: давайте пространство для самостоятельности и показывайте, что доверяете;
- практикуйте активное слушание: кивайте и задавайте уточняющие вопросы. Даже если не согласны, слова «я тебя слышу» бесценны для подростка;
- будьте открыты и честны: когда родители не строят из себя всезнающих идеальных взрослых, подросткам проще открыться в ответ.
Страх перед взрослением — очень частая история. У кого-то за этим прячутся тревоги о будущем и ответственности, у кого-то — страх не справиться или разочаровать родителей. Здесь поможет техника работы с тревожными (дисфункциональными) мыслями из когнитивно-поведенческой терапии, которую советует использовать Анастасия Митрофанова.

1. Научите ребёнка в моменте определять свои чувства: для этого достаточно остановиться и спросить у себя: «Что я сейчас чувствую?»
2. Определите, что вызвало это ощущение. Обсудите, в какой ситуации появилось это чувство (что происходило, кто был рядом).
3. Поймайте тревожащие мысли. Нужно спрашивать себя: «О чём я сейчас думаю? Какая мысль пришла в голову?» Часто это мысли вроде: «Я не справлюсь», «У меня ничего не получится», «Я разочарую родителей».
4. Запишите и проговорите их. Так мысль становится менее значимой и теряет пугающую силу. Спокойно, без насмешки проговорите: «Ты переживаешь, что не справишься. Что именно кажется сложным?»
5. Помогите подростку посмотреть на ситуацию реалистично. Насколько часто подобное происходило на самом деле? Есть ли примеры, когда он уже что-то смог сделать сам?
6. Поищите альтернативные варианты. Обсудите менее пугающие сценарии: «А если что-то не получится, к кому ты сможешь обратиться? Как мы (я, друзья, учителя) можем тебя поддержать?»
7. Проверьте, как подросток чувствует себя с новой мыслью: спросите, стало ли ему немного легче и менее страшно.
8. Разработайте план действий. Составьте список, что можно попробовать сделать уже сейчас, чтобы убедиться, что задача ему по плечу.
9. Если страх возвращается — повторите вместе все пункты ещё раз. Даже взрослым нужна поддержка со сложными эмоциями, а подросткам тем более.
<<Блок перелинковки>>
Как подростку быстрее повзрослеть
Вместе с психологом Анастасией Митрофановой собрали рекомендации для подростков, как стать самостоятельнее и увереннее в себе.
Финансовая грамотность
- Учитесь составлять бюджет: записывайте доходы и расходы, чтобы понимать, на что тратите деньги и на чём можно сэкономить.
- Ставьте финансовые цели: мечтаете о новой камере или поездке — разделите цель на конкретные суммы и определите, за какое время сможете накопить на хотелки.
- Изучайте основы сбережений: откройте сберегательный счёт (или попросите родителей помочь), переводите туда часть карманных денег или заработка за подработки.
- Будьте осторожны с кредитами: узнайте о кредитах и долгах, чтобы не попасть в финансовые ловушки.
Образование и карьера
- Исследуйте различные профессии: узнавайте про них, общайтесь с людьми, работающими в этой области, и находите, что вам интересно.
- Развивайте свои навыки: занимайтесь хобби, изучайте языки или осваивайте программы, чтобы расширить свои возможности.
- Ищите стажировки и волонтёрские проекты: эти возможности помогут вам получить опыт и понять, что действительно нравится делать.
Здоровье и благополучие
- Не забивайте на здоровье: гуляйте, правильно питайтесь, пробуйте новые виды спорта.
- Используйте практики управления стрессом: научитесь методам релаксации, например медитации или йоге, чаще гуляйте на свежем воздухе.
- Развивайте эмоциональный интеллект: делитесь переживаниями и чувствами с близкими, отмечайте, что вы не одиноки, а люди вокруг готовы вас поддержать.
Самореализация
- Ставьте цели: даже самые простые, например научиться ездить на велосипеде по городу.
- Ищите вдохновение: читайте истории людей, которыми восхищаетесь, и старайтесь брать с них пример.
- Будьте открыты новому: делая то, что страшно, мы открываем новые грани мира (и себя в нём).
Социальные отношения
- Учитесь слушать и быть услышанным: интересуйтесь мнением других и не стесняйтесь заявлять о своём.
- Выбирайте здоровое общение: рядом должны быть люди, которые не унижают вас, а поддерживают и уважают ваши границы.
- Не бойтесь отпускать: если кто-то делает больно — вы вправе прекратить такие отношения. И это не эгоизм, а забота о себе.
Процесс взросления — это не про одно волшебное утро, когда вдруг просыпаешься взрослым и больше не ошибаешься.
Во взрослой жизни ошибаются все. Невозможно сразу понять, на кого лучше пойти учиться, с какими людьми вам комфортнее, куда лучше устроиться работать. Опытом становятся не только победы, но и промахи — благодаря им мы растём.
Позвольте себе делать смелые шаги, учитесь на ошибках и не сравнивайте свой прогресс с чужим. Каждый день — это шанс узнать себя и стать тем взрослым, которым хочется быть именно вам.