<<Лид>>

ЮЛИЯ СТАРОВОЙТ,
коррекционный психолог. Знает, как вырастить из детей счастливых взрослых.
Прежде всего разведём два понятия, которые всё время путают. Есть самооценка, а есть самоценность. Они различаются по природе и механике. Чтобы понять, где и как родители могут повлиять на ситуацию, важно понимать разницу. Вначале расскажем о самоценности.
Что такое самоценность
Самоценность — это ощущение собственного права на счастье. Человек, у которого оно сформировано, понимает: со мной всё в порядке, я с рождения важен для этого мира и заслуживаю всего, что мне нужно. Я всегда могу распознать и удовлетворить свои потребности, не нарушая чужих свобод.
Каждый малыш рождается с чувством собственной ценности. Поэтому он активно привлекает к себе внимание, ярко выражает любой внутренний позыв. Младенцу не нужно никому доказывать право на жизнь. Он ещё не знает, как именно получить желаемое, но надеется узнать это от взрослого, найти в действиях старших подтверждение своей ценности. В психологии это называется «врождённые ожидания».
Ключевая роль родителя при формировании самоценности ребёнка состоит в том, чтобы откликаться на его призывы, включаться в происходящее с ним, удовлетворять его потребности. Физические — чтобы ребёнок был сыт, находился в тепле и сухости, у него ничего не болело и не причиняло неудобства. И эмоциональные — чтобы он чувствовал себя признанным и принятым, а окружающие были готовы разделить с ним любые чувства и состояния.
Ребёнок, чьи врождённые ожидания удовлетворены, сохраняет чувство собственной ценности на всю жизнь. Самоценность становится его опорой в вопросах заботы о себе и взаимодействия с окружающими.
Если окружение игнорировало потребности либо было чересчур строгим или опекающим, у ребёнка развивается тревога. На протяжении жизни он будет пытаться перекрыть или унять её разными способами. Он может заискивать у окружающих или вести себя вызывающе в попытках доказать, что имеет право на существование.
Стремясь заполнить пустоту внутри, люди с несформированной самоценностью часто становятся жертвами зависимостей: выступают в токсичные отношения, с головой уходят в работу или злоупотребляют психоактивными веществами. Вместо того, чтобы реализовать себя и жить счастливо, они вынуждены снова и снова доказывать себе, что важны для этого мира, и убеждаться в обратном.
Как помочь ребёнку сформировать самоценность
Прежде всего, родители сами должны утвердиться в мысли: ребёнок существует — и это классно.
Да, родительство — тяжёлый труд, который накладывает много ограничений. Но чтобы выполнять эту роль с пользой для себя и ребёнка, важно сосредоточиться на положительных моментах. Ответьте себе: что хорошего ребёнок принёс в мою жизнь? Вспомните, что вы чувствуете в моменты близости с ним?
Можно рассказывать ребёнку, как его ждала вся семья. Не нужно ничего выдумывать или приукрашивать: просто выберите важные моменты, чтобы закрепить это и в сознании ребёнка, и в своём: «Спасибо, что родился. Ты ценен».
Посмотрите, как ребёнок справляется с заботой о себе. Может ли он различить, чего ему хочется в данный момент? В состоянии ли он обеспечить себе комфорт — поесть, выпить воды, подвигаться, переодеться, когда это важно? Что из этого он уже делает? А где вы делаете за него то, с чем он уже может справиться сам? В чём ему действительно ещё нужна ваша помощь?
Говорите с ребёнком о том, как важно уметь заботиться о себе. Учите его делать свою жизнь комфортной и здоровой.
Принимайте особенности ребёнка. Старайтесь видеть в них возможности, а не ограничения. Помогайте малышу реализовать сильные стороны. Даже если какие-то черты его характера кажутся вам невыносимыми, не пытайтесь подавить их. Будьте ориентиром, но не требуйте, чтобы он делал всё, как вы.
<<Параграф c цитатой>>
Помогите ребёнку сформулировать свой личный «кодекс чести»: что для него принципиально важно, как ему нравится поступать и как нравится, чтобы с ним поступали. Вопреки привычному мнению, это не одно и то же.
Уважайте чувства ребёнка. Замечайте и называйте их. Ему будет проще ценить себя, если вы поможете сориентироваться в сложном мире внутренних сигналов.
Сосредоточьтесь не на успехах, а на ценности ваших отношений. Ребёнок постепенно научится справляться с любыми жизненными трудностями, если сможет опереться на вашу любовь и принятие. Даже если сейчас ему что-то не удалось, — это не должно влиять на ваше мнение о нём. Всегда будьте на его стороне.
Всё, что ребёнок узнал о себе от родителей, к подростковому возрасту становится базой для самоощущения. Голос родителя, поддерживающий или обесценивающий, теперь навсегда с ним, и реальный родитель уже не может влиять на отношение подростка к себе.
Лучшее, что вы можете сделать, — показывать на своём примере, что быть взрослым и счастливым — это возможно. Обычно у подростков есть веские причины в этом сомневаться, поэтому они и не хотят взрослеть.
Самоценность можно «починить» при помощи психотерапии и любой работы над собой, которую выберет ваш ребёнок. Главное — поддержите его в этом.
Что такое самооценка
Самооценка — это рациональная часть нашего самовосприятия. Способность оценивать свои проявления как успешные или неуспешные. У неё два главных параметра: адекватность и автономность.
Адекватная самооценка — это способность соотносить свои успехи и ошибки в одной системе координат. Как будто внутри у нас есть наблюдатель, который подсказывает:
- Сталкивался ли я с подобными задачами?
- Успешно ли я решал их раньше?
- Какие действия принесли результат?
- В чём мне нужно попросить помощи у другого?
- Чему нужно научиться?
Автономность самооценки — это способность сравнивать себя не с другими, а с самим собой в прошлом и видеть изменения. Размышлять о своих поступках с точки зрения собственной системы ценностей — хорошо я поступаю или нет? Человек с автономной самооценкой слышит мнение других о себе, воспринимает критику и похвалу, но решения принимает, только исходя из своего понимания действительности.
Как помочь ребёнку повысить самооценку
Самооценка формируется на протяжении всей жизни, но её критерии задаются людьми, которые окружают ребёнка в детстве.
Родитель во всех делах становится для ребёнка показателем успешности своих действий. Как я пойму, что хорошо почистил зубы? Как мне убедиться, что эта поделка достойна того, чтобы стоять на полке? Всё это ребёнок понимает по отношению старших.
<<Текст на фоне>>
Дети замечают больше, чем нам кажется. Показывайте ребёнку, как именно вы принимаете решения. Рассуждайте вслух. Делите действия на простые этапы. Объясняйте, как понять, что всё идёт правильно и когда можно переходить к следующему пункту.
Не торопите и не оценивайте. Помогите ребёнку самостоятельно оценить результат, отвечая на его вопросы. Учите исследовать возможности, узнавать сильные и слабые стороны. Помните, что любая ошибка — это не провал, а опыт, который поможет в следующий раз сделать лучше. Именно самооценка побуждает ребёнка продолжать попытки и искать разные варианты, а не биться в одну и ту же дверь.
Не бойтесь извиниться, если поторопились с выводами: «Я сомневался, что у тебя получится, но теперь вижу, что ты справился». Хвалите за смелость и старания в поиске новых решений.
Чтобы повысить самооценку и уверенность ребёнка, делегируйте ему задачи, с которыми он уже может справиться сам, и не слишком беспокойтесь о результате. Да, это сложно, но только так ребёнок научится оценивать свои действия адекватно и автономно. В будущем этот сценарий распространится и на профессиональную, и на личностную, и на социальную сферы.
Пусть внутренний голос, очень похожий на ваш, говорит ему: «Хорошо, давай попробуем иначе» или «Отлично, теперь следующий шаг», а не обесценивает: «Я так и знал, что ничего не получится, не стоило и начинать».
Поднять самооценку ребёнка можно в любом возрасте, если пройти указанные выше этапы. Иногда детям с несформированной самооценкой может помочь чуткий наставник в трудной для него сфере. Ведь родитель может передать только те квалификации, которые у него есть. Так что эту ответственность иногда очень важно разделять с другими взрослыми.
Дети рождаются для будущего. Не учите ребёнка быть удобным для нашего мира, а помогайте создать свой собственный.

Будьте для ребёнка «регулировщиком», а не «водителем», чтобы он под вашим аккуратным присмотром обучался вести себя сам.
В интернете очень много статей о том, как поднять детскую самооценку. К сожалению, большинство из них плохо соотносятся с реальностью. Мы не будем советовать родителям беспрестанно хвалить своё чадо, повесить в детской плакат «Ты — лучший!» или обучать ребёнка аффирмациям. Вместо этого мы узнали у психолога, что такое самооценка, как она устроена, почему не стоит путать её с самоценностью и как родители могут её повысить на самом деле.
Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?