Петя перешёл в 9-й класс. Он любит рисовать и мечтает стать дизайнером. В его тетрадях вместо формул появляются эскизы и вымышленные персонажи. Ему нравится придумывать логотипы, шрифты и оформлять страницы для друзей. Иногда он даже берёт небольшие заказы на фрилансе — рисует обложки и визитки.
В какой-то момент Петя понял: он не хочет тратить ещё два года в школе, разбираясь в формулах и уравнениях. А чтобы поступить в вуз на дизайн, нужно сдавать ЕГЭ по литературе — сложный экзамен, который требует долгой подготовки. Петя не видит связи между разбором стихотворений и тем, что он собирается делать. Он хочет учиться профессии уже сейчас и начать самостоятельную жизнь.
Разберём несколько вариантов, как Петя мог бы поговорить с родителями.
«Я хочу уйти в колледж, и мне всё равно, что вы скажете»
Поздний вечер. На кухне горит тёплый свет. Мама с папой только пришли с работы, они ужинают, обсуждают новости. Петя мнётся у двери. Сердце колотится. Думает: «Скажу сейчас. Хуже уже не будет».
— Мам, пап, я хочу уйти из школы после девятого. В колледж. И мне всё равно, что вы скажете.
Они замолкают. Мама кладёт вилку на тарелку и медленно поворачивает голову:
— Что значит «всё равно»? — она удивлённо поднимает брови. — Мы тебя одного никуда не отпустим! Ты хоть понимаешь, что это значит — одному жить? Ты даже макароны  варить не умеешь.
Папа нахмурился.
— Надо было хотя бы с нами посоветоваться, — наконец говорит он.
Петя понимает, что разговор окончен. Родители решили, что Петя просто устал от школы, и не восприняли его слова всерьёз. Позже мама приходит к нему в комнату и говорит, стараясь звучать спокойно:
— Подумай о будущем. Колледж — это не выход.
Петя понял, что теперь уговорить родителей будет куда сложнее. Они закрылись и перестали слушать.
Прежде чем заявлять о своём решении, нужно подготовиться: узнать о колледжах, специальностях, сроках поступления, перспективах. Родители услышали не аргументы, а вызов. Если начать разговор с позиции «я решил», родители могут посчитать это бунтом, а не осознанным выбором.
«Я хочу уйти в колледж, потому что не вижу смысла сдавать ЕГЭ и идти в вуз»
На следующий вечер Петя снова завёл разговор о колледже:
— Я хочу уйти в колледж, потому что не хочу сдавать ЕГЭ. В этом нет смысла. Дизайнеру нужно портфолио, и оно у меня есть. Оценки не важны. Зачем мне тратить время и силы?
Мама снова нахмурилась:
— Мы с папой тоже учились, сдавали экзамены, и ничего — справились. А ты просто не хочешь трудиться.
Папа пожал плечами:
— Колледж — это хорошо, если знать зачем. А у тебя нет никакого плана.
Пете нечего было ответить. Он не знал, какие колледжи ему подходят, где учат на дизайнера, как устроиться после выпуска. Он просто хотел «по-другому». Родители услышали о нежелании сдавать экзамены, а не о профессиональном развитии.
Важно аргументированно рассказать о вашем желании — конкретной цели, программе, направлении. Родители боятся неопределённости, и чем меньше у них информации, тем больше они тревожатся.
«Я хочу уйти в колледж, потому что туда идёт мой лучший друг»
В этом году из класса уходит Ваня, Петин лучший друг. Они сидели вместе за одной партой с начальной школы.
Теперь Ваня поступает в колледж на программиста, и Петя тоже начинает думать: может, и ему пора? Петя чувствует, что больше в школе его ничего не держит, а путь Вани кажется более логичным. Тем более вместе не так страшно.
Он говорит родителям:
— Мам, пап, я хочу в колледж.
Мама сразу заподозрила неладное:
— А, случайно, не потому, что туда Ваня идёт?
— Ну… да, но там классное направление, — отвечает Петя, чувствуя, как щёки горят. Ваня идёт на программирование, а я на дизайн. Мы не будем прям вместе учиться, просто в одном здании.
Папа вздыхает:
— Петя, решения о будущем не принимают из-за друзей.
Родители решают, что сын подпал под влияние друга. А Петя ведь и правда хотел пойти в колледж, но не смог объяснить почему. Ваня стал для него примером, но не причиной.
После разговора Петя почувствовал себя неуслышанным, ему было обидно. Он хотел поддержки, а получил недоверие.
Иногда идеи появляются у нас благодаря примеру других людей, и это нормально. Мы смотрим на чужой опыт и понимаем: это то, что я и хотел! Главное, чтобы решение действительно было вашим, а не навязанным.
Если чувствуете, что родители воспринимают ваше желание как «подражание», расскажите им, что вам понравилось в колледже: какие предметы, проекты, перспективы.
Тогда они поймут, что речь не про «убежать за другом», а про «найти своё направление».
«Я хочу уйти в колледж, потому что это подходит мне больше»
Петя садится за ноутбук, открывает сайты и начинает искать информацию. Где учат на дизайнера? Есть ли общежитие? Как устроена программа? Какие выпускники потом работают в студиях?
Он собрал информацию о колледжах с направлениями «графический дизайн» и «дизайн мультимедиа», нашёл отзывы студентов, посмотрел, какие есть практики и курсы. Даже распечатал таблицу — где учат, сколько стоит, какие перспективы.
Выходной день. Вечер. Родители в хорошем расположении духа пьют чай на кухне, Петя подходит.
— Мам, пап, можно с вами поговорить? Я понимаю, что вам может быть тревожно, но я всё узнал, — он протягивает распечатки. — Вот колледжи, куда можно поступить после девятого. Здесь учат графическому дизайну, есть практика, а после можно поступить в вуз по этой же специальности.
Мама берёт листок и внимательно смотрит.
— Это тот, где есть общежитие? — уточняет она.
— Да. И там преподают дизайнеры, которые работают в студиях.
Папа кивает:
— А ты уверен, что сможешь жить отдельно? Ты уверен, что хочешь пойти туда не потому, что устал от школы?
— Если честно, немного страшно. Но я готов. И хочу, чтобы вы помогли мне всё взвесить.
Мама улыбается:
— Давай подумаем вместе.
Они сидят до позднего вечера, рассматривают сайты, читают отзывы. В конце мама говорит:
— Нам нужно время подумать. Но ты молодец, что всё узнал. Можем съездить на день открытых дверей. Посмотрим своими глазами.
Что помогло:
- 
Петя не нападал, а предлагал обсудить. Не спорил, а объяснял. 
- 
У него были факты и конкретные аргументы, а не только эмоции. 
- 
Он услышал родителей и дал им время, не требовал ответа «здесь и сейчас». 
Заключение
Если вы хотите, чтобы вас услышали, важно не просто заявить о своём решении, а показать, что вы к нему готовы.
Родители не против вашей мечты, они боятся неопределённости так же, как и вы.
Если покажете, что ваш выбор осознанный, что вы изучили варианты и готовы нести ответственность, они услышат вас иначе.
Подготовьтесь к разговору:
- 
соберите информацию о колледжах, программах, сроках и перспективах; 
- 
сформулируйте, почему вам это важно; 
- 
попросите родителей не «разрешить», а помочь разобраться. 
Если вы так же, как и Петя, мечтаете стать дизайнером — получите консультацию в IT-колледже Фоксфорда. После обучения вы сможете работать графическим дизайнером, веб-дизайнером, иллюстратором, полиграфическим дизайнером, дизайнером-верстальщиком и дизайнером коммуникаций.
 
  
  
  
  
 
 
 

