Родителям
Промокод скопирован

Найди то, не знаю что

Поможем выбрать занятия: от профориентации до подготовки к экзаменам.

Курсы, репетиторы, бесплатные уроки — подберём лучший вариант за 6 минут

Инструкция по выживанию
6.11.2024

Возрастные кризисы у детей: причины, этапы и характеристика

Детские кризисы пугают родителей, но на самом деле это нормальные и неизбежные этапы взросления. Рассказываем, что такое возрастной кризис, каковы его причины и этапы, а также делимся полезными советами для родителей, как поддержать своих детей в эти непростые, но важные периоды.
Алина Кротовская
Автор «Силы Лиса»
Редакция «Силы Лиса»
15
минут
чтения

<<Лид>>

Что такое возрастной кризис 

В отечественной психологии понятие «возрастной кризис» было введено Л.С. Выготским. Он определил его как целостное изменение личности ребёнка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. 

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском

языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой — «возможность». Многие бояться кризисов и не считают их нормой, но это совсем не так. 

Возрастной кризис — это неизбежная часть жизни каждого человека, которая помогает развиваться и расти. Возрастные кризисы имеют свои особенности: 

  • они возникают на протяжении всей жизни: от момента рождения и до старости;

  • кризисы не длятся вечно: нужно запастись терпением, ведь всё проходит, и кризис тоже;

  • это естественное явление: сталкиваться с кризисами нормально и полезно, ведь они способствуют личностному росту. 

Ольга Викторова, клинический психолог, специалист по детской и семейной психологии, пишет, что кризис — очень уязвимый период, особенно у детей, поэтому родители должны знать, в каком возрасте они встречаются и как на них правильно реагировать. Итак, психологи выделяют 6 основных кризисных этапов:

  • период новорождённости;

  • 3-летний возраст;

  • 7-летний возраст;

  • переходный возраст;

  • средний возраст;

  • старение.

Каждый человек переживает эти кризисы по-своему в зависимости от личных качеств и психологического состояния. У детей кризисы чаще всего проявляются в изменениях в поведении и отношениях с окружающими, тогда как у взрослых — в переосмыслении достижений, жизни и ценностей. 

Причины возрастных кризисов 

По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы случаются, когда у ребёнка или взрослого происходят важные внешние и внутренние изменения, заставляющие его пересмотреть, как он ведёт себя в обществе и как он сам себя воспринимает. Эти кризисы — результат перехода от одной стадии развития к другой, и в это время человек сталкивается с новыми вызовами и обязанностями, которые требуют от него адаптации к изменившейся среде.

Это естественная часть процесса развития и роста человека, ведь кризисы связаны с важными жизненными этапами, например переходом в юношество или зрелость. Каждый этап приносит с собой новые вызовы и переоценку ценностей, а это вызывает конфликт между предыдущей информацией, обстоятельствами и убеждениями. 

<<Блок перелинковки>>

Этапы возрастных кризисов 

Л.С. Выготский выделил три основные стадии, которые проходит человек в период кризиса:

  • предкритическую,

  • критическую,

  • посткритическую. 

На предкритической стадии человек начинает осознавать противоречия между своими внутренними потребностями и окружающей действительностью. Это проявляется в ощущении дискомфорта или несоответствия между тем, что он хочет, и тем, что реально происходит в его жизни. Например, подросток чувствует, что его желания и стремления не совпадают с ожиданиями родителей или требованиями школы. 

На критической стадии эти противоречия становятся более явными и достигают своего максимума. Человек активно ищет способы справиться с внутренними конфликтами, задумывается, как изменить ситуацию или своё восприятие. В этот период проживаются сильные эмоции — тревога или неопределённость. 

На посткритической стадии внутренние противоречия разрешаются и формируют новые, более гармоничные отношения с окружающим миром. Человек находит решения своих проблем, адаптируется к новым условиям, и его эмоциональное состояние улучшается. На этом этапе важна поддержка друзей, родителей или психологов — они помогают справиться со сложными чувствами и понять себя.

Каждый человек сам проходит свой кризис — никто не сможет сделать это за него. Но этот процесс можно облегчить, если создать специальные условия для его переживания. Важно, чтобы рядом были люди, готовые выслушать, поддержать и помочь, а ещё должно быть место, где можно безопасно исследовать свои эмоции и мысли. 

Кризис 7 лет 

Раньше для семилетнего ребёнка ведущим видом деятельности была игра, теперь на первый план выходит обучение, а этим обычно занимаются взрослые. Одновременно со сменой деятельности меняется и окружение ребёнка, и оно значительно влияет на формирование его самооценки в будущем. А ещё в это же время развиваются навыки оценки себя и своих действий. 

Люди вокруг него всё чаще говорят, что он стал взрослым, и сам ребёнок ожидает такого же отношения к себе. Ему хочется больше свободы, а социум начинает диктовать свои правила, которым нужно соответствовать. И если у него не получается соответствовать требованиям общества, это приводит к появлению внутреннего конфликта. 

Характерные особенности кризиса 7 лет: 

  • сопротивление и бунт: ребёнок становится непослушным, упрямым и может нарушать правила — для него это попытка проявить самостоятельность;

  • идентификация и роль: дети в этом возрасте начинают осознавать свою уникальность и интересуются общественными ролями, стремясь найти своё место; 

  • эмоциональные изменения: настроение ребёнка быстро меняется и он чаще злится, плачет или тревожится; 

  • социальные отношения: ему очень хочется найти новых друзей, но могут возникнуть проблемы с адаптацией в коллективе или конфликты с другими детьми; 

  • стремление к независимости: ребёнку хочется принимать собственные решения и контролировать свою жизнью — это выражается в стремлении делать всё самостоятельно и быть независимым от родителей. 

Кризис 13 лет 

Кризис подросткового возраста сравним с кризисом трёх лет, так как он тоже связан с серьёзными изменениями в организме и переходом на новую стадию развития между детством и взрослостью. 

Характерные проявления кризиса 13 лет:

  • ребёнок чувствует себя эмоционально нестабильным из-за гормональных изменений в организме — эмоции и настроение резко меняются и их трудно контролировать; 

  • подростки не хотят выглядеть как дети и стараются всем показывать свою взрослость. Они активно стремятся отделиться от родителей, демонстрируя свою независимость и стараясь держать личную жизнь в тайне, но, с другой стороны, очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит;

  • отношения со сверстниками очень важны, а значимые взрослые отходят на второй план — это нормально. Ещё подросткам становится интересен противоположный пол;

  • подростки начинают уделять много внимания своему внешнему виду, часто меняя имидж. Иногда это приводит к проблемам в общении и ухудшению успеваемости в школе. Но подросткам это важно и нужно — так они ищут свою идентичность и показывают, что они уже взрослые.

Кроме изменений в поведении ребёнка, ещё есть изменения в самочувствии:

  • повышение артериального давления и тахикардия;

  • головокружения и обмороки;

  • нарушения сна;

  • повышенная возбудимость;

  • иногда болезненность в суставах, связанная с быстрым ростом;

  • изменение пропорций тела;

  • повышенное потоотделение;

  • мутация голоса у мальчиков;

  • появление вторичных половых признаков;

  • кожные высыпания. 

<<Лидген для статьи>>

Кризис 17 лет

Появление этого кризиса связано с необходимостью в самоопределении. Подростки сталкиваться с множеством выборов: с кем дружить, чем заниматься, какую профессию выбрать и куда поступать. Молодые люди думают о том, как эти решения  повлияют на их жизнь, из-за этого они находятся в сильном напряжении и испытывают стресс. 

Родственники и друзья ждут от подростка успешной сдачи экзаменов, и эти ожидания тяжёлым грузом лежат на плечах выпускников. При поступлении в учебное заведение или устройстве на работу появляются новые условия жизни, к которым нужно привыкнуть. Подросток берёт на себя больше ответственности, начинает работать в новом коллективе, делает выбор и иногда параллельно учится жить отдельно от родителей. Этот процесс адаптации может быть очень стрессовым.

Всё это приводит к появлению кризиса 17 лет. Его яркие признаки: 

  • появление страхов: беспокойство о своём будущем, страх ошибки в выборе пути и боязнь не оправдать ожидания окружающих — то, что испытывают в этот период подростки;

  • нарушения в психическом состоянии: головокружения, учащённое сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез. Подросток становится раздражительным, плаксивым, испытывает трудности с концентрацией внимания, тревогу, он самокритичен, не уверен в собственных силах и возможностях; 

  • юношеский максимализм: состояние, когда подросток воспринимает мир в чёрно-белых тонах — или всё плохо, или всё хорошо. Это нормальное явление, которое связано с эгоизмом, недостатком жизненного опыта и тем, что мышление ещё не перестроилось под новые жизненные условия. 

В период кризиса меняется окружение подростка, качество общения, способы взаимодействия. Он учится по-новому вести себя в конфликтах и спорах, пробует аргументировать свою точку зрения и работать в команде. На юношей и девушек начинают смотреть как на взрослых, обращаются на вы, больше уважают и позволяют проявить себя. 

У многих молодых людей возникает противоречие: они нуждаются в общении и расширении круга друзей, но в то же время им хочется от всех изолироваться, чтобы заниматься самореализацией. Подростку нужно найти способ сбалансировать эти потребности, чтобы не потерять связь с друзьями и одновременно реализовывать свои возможности.

Как помочь ребёнку преодолеть кризис

Что делать родителям, если у ребёнка кризис 7 лет

Важно понять, что ребёнок растёт и меняется. Он начинает осваивать новые роли — друга, ученика, художника. Мамы и папы тоже должны принять новую роль: если раньше они только заботились о ребёнке, то сейчас им нужно поддерживать его и помогать. 

Чрезмерные опека и контроль не дадут ребёнку развиваться, устанавливать границы, учиться самостоятельности, отвечать за свои действия и понимать их последствия. Если родители не будут делегировать ребёнку дела, с которыми ему по силам справиться, то они столкнуться с выгоранием. 

«Некоторые родители со вздохом говорят: „У нас школа“. А я спрашиваю: „У кого — у вас?“ Школа — у ребёнка. Или: „Надо уроки сделать“. Но важно это разделять: есть уроки ребёнка, а есть ваши — вы их 20–30 лет назад уже сделали», — пишет психолог Вера Сафронова. 

Родители, которые отделяют свои дела от дел ребёнка, уделяют внимание работе, хобби и личной жизни, получают больше сил, чтобы справляться с трудностями. Теперь взрослые становятся помощниками, готовыми поддержать ребёнка в его изменениях.

Ещё один способ поддержать ребёнка в этот непростой период — привлечь к этому других людей, например соседей или тренера, чтобы ребёнок услышал мнение о себе со стороны. Похвала за донесённые до двери бабушки сумки или забитый гол повысят самооценку семилетнего ребёнка и станут поводом для гордости. 

Позвольте ребёнку выражать эмоции и желания. Начните вместе развивать эмоциональный интеллект: учите управлять эмоциями, распознавать их и сопереживать окружающим. Обсуждайте чувства во время разговоров, читайте книги об эмоциях и играйте в игры, развивающие навыки саморефлексии и эмпатии.

Установите ясные правила и границы, чтобы ребёнок осознавал, что его действия имеют последствия. Позвольте ему выполнять некоторые задачи самостоятельно, даже если это будет занимать больше времени или если он часто ошибается. Не забывайте, что именно ошибки помогают расти.  

Что делать родителям, если у ребёнка кризис 13 лет

Никита Погодин, автор статей в Фоксфорде, вместе с психологом Юлией Старовойт выделили основные рекомендации, как действовать родителям в период кризиса 13 лет:

  • Позвольте подростку быть неорганизованным и хаотичным — это самая важная рекомендация родителям. После прохождения этого этапа ребёнок научится создавать из хаоса собственный порядок. Это касается всех сфер его жизни. 

  • Обозначьте границы. Именно свои, не границы ребёнка. Подумайте, какие правила действуют для всех на территории дома, какого общения вы хотите по отношению к себе и что вы готовы доверить из обязанностей ребёнку. 

  • Помните, что подросток ещё недостаточно гибкий и ему нужна ясность в отношениях. Для этого близкие должны чётко выполнять обещания и договорённости. В этом возрасте дети видят мир в чёрно-белых тонах, а людей воспринимают в крайностях.  Родителям важно бережно помогать подростку расширять понимание внутреннего мира человека и показывать, какой он разнообразный. 

  • Подростку сложно разобраться в своих чувствах и мыслях из-за гормональных изменений. Он сомневается в том, что другие примут его чувства и правильно на них отреагируют, и не всегда знает, какую реакцию хочет получить от взрослых. Поэтому полезно обсуждать эмоции — и свои, и ребёнка. Например, когда он злится, можно сказать: «Похоже, ты сейчас сердишься. Я это понимаю. Давай мы вернёмся к этому разговору позже, когда ты остынешь?» В психологии для этого есть специальный термин — отзеркаливание эмоций. Это повторение слов, жестов собеседника, озвучивание его чувств/эмоций. Так ребёнок будет чувствовать, что его понимают и слышат, а его мысли и чувства важны, интересны и приняты.

  • В подростковом возрасте появляются новые кумиры. Посмотрите, кто вдохновляет ребёнка: тренер, учитель или персонаж из фильма/игры. Поговорите с подростком о том, какие положительные качества ему в них нравятся, чем они похожи и над чем поработать, чтобы приблизиться к своему идеалу. 

  • Не указывайте ребёнку, с кем ему можно общаться, а с кем нет. Старайтесь принять его окружение. Подросток считает себя частью компании друзей. В его глазах плохое отношение к его окружению приравнивается к плохому отношению к нему. Ещё он идентифицирует себя со своими интересами, вкусами и внешним видом. Хорошая новость для родителей — всё это пройдёт, поэтому запаситесь терпением и просто примите это. 

  • Сохраняйте родительскую роль: не пытайтесь быть друзьями с детьми и вести себя на равных, поскольку вы всё равно старше и опытнее. Родители — это взрослые люди, у которых можно заручиться поддержкой, советом и помощью.

  • Ошибки — это нормальная часть подросткового периода, которая даёт возможность вырасти и стать увереннее. Каждый родитель был молодым и менял что-то во внешности, имел разные привычки и в чём-то ошибался. Когда ваш ребёнок сталкивается с подобными вещами, будьте рядом и решайте вопрос вместе. Важно помнить, что это общая проблема семьи, а не только одного человека.

«Если любишь — отпусти». Подростковый кризис — это сложный этап, когда нужно учиться отпускать ребёнка, потому что он взрослеет. Отпускать не значит переставать любить. Если у вас получится пройти этот трудный процесс вместе здоровым образом, то вы оба станете отдельными целостными личностями. Поэтому уделяйте время своим увлечениям и общению с друзьями, показывайте ребёнку, что взрослая жизнь, может, и непростая, но в ней есть много интересного.

Что делать родителям, если у ребёнка кризис 17 лет

Маша Терк, исследовательница фонда «Шалаш», делится советами, как родителям помочь ребёнку пережить кризис подросткового возраста и самим справиться с этим. Фонд «Шалаш» помогает учителям и родителям понять трудное поведение детей, найти инструменты, позволяющие противостоять травле и агрессии. 

Родителям нужно наблюдать за поведением ребёнка — поощрять его независимость и готовность самостоятельно справляться с проблемами. Не стоит ругать ребёнка, если он пока не готов взять ситуацию в свои руки: лучше поддержать его и предложить свою помощь, если она будет нужна.

Если ребёнок много времени посвящает учёбе и подготовке к экзаменам, то помогите организовать время, если он согласен принять помощь: напоминайте о приёмах пищи, расскажите о важности отдыха для эффективного обучения. У подростка должен быть как минимум один выходной в неделю для расслабления и общения с друзьями.

«Если подросток сильно переживает, что не сможет сдать экзамены или поступить, поговорите о том, что это можно исправить — пересдать экзамен, подождать до следующего года, подать документы в несколько вузов. Скажите, что неудача на экзамене не делает его плохим или неуспешным и вы всё равно будете рядом, чтобы поддержать и помочь», — пишет Маша Терк. 

Не пытайтесь стать для старшеклассника другом: он найдёт приятелей среди своих ровесников. Роль родителей заключается в том, чтобы стать наставниками, но без давления, строгих требований и упрёков. Подростки ожидают от родителей, что те будут рядом на случай трудностей, но не будут вмешиваться в их дела без просьбы о помощи. Если дети чувствуют поддержку и уважение со стороны взрослых, они тоже начинают относиться к ним с уважением. 

Иногда подростки кажутся слишком эмоциональными или агрессивными, плачут и испытывают сильную грусть — это нормально, ведь это часть кризиса 17 лет. Такое состояние со временем пройдёт, и подростки адаптируются к изменениям в жизни. Если кризис заканчивается благополучно, уже взрослые дети более адекватно воспринимают окружающий мир, успешно взаимодействуют с другими людьми и качественно справляются со своей профессиональной деятельностью.

Не бойтесь слова «кризис» — это не болезнь и не нарушение развития. Кризис — это естественная часть взросления и процесс, с которым сталкиваются все люди. Но если вы, как взрослый человек и любящий родитель, чувствуете, что не можете помочь своему ребёнку справиться с трудностями или вас беспокоит его состояние, не откладывайте обращение за помощью к специалистам.

Начните учиться в Домашней школе бесплатно

Познакомьтесь с преподавателями и платформой — и убедитесь, что учёба может быть увлекательной. Демодоступ активен 7 дней

ошибка номера, введите правильный номер
Переводим на другую страницу
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

media-check-list-friends

Дружба — не всегда просто

Скачайте гайд, который поможет поддержать ребёнка и научить его общаться

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз