<<Лид>>
Традиционная школа не предусматривает индивидуальный подход
Первый минус традиционной школы — она слишком массова, чтобы принимать во внимание индивидуальность каждого ребёнка. Одинаковые требования предъявляются ко всем: и к тем, кто силён в науке, и к тем, кто проявляет недюжие способности в спорте, и к тем, кто невероятно красиво рисует.
С одной стороны, это неплохо. Но с другой, мы получаем довольно усреднённый вариант учебной программы, рассчитанный на середнячков-троечников.
Умным и способным детям скучно по многу раз проходить и закреплять одно и то же, постепенно они теряют интерес к учёбе. В этом кроется основной недостаток современной школы.
Если у ребёнка склонности к определённому предмету, в школе не так много возможностей для их развития. Вместо углублённой программы по конкретному предмету придётся заниматься им наравне с другими дисциплинами, даже если школьник точно знает, что ему интересно и с чем он хочет связать жизнь.
Традиционная школа претендует на всю детскую жизнь
Следующий значительный минус школы — она занимает слишком много времени. Ребёнок не может сказать: «Окей, сегодня я проведу за учёбой три часа, а завтра посвящу ей пять». Нет, уроки занимают 4-7 часов в зависимости от класса и ещё 2-3 часа на домашние задания. Добавьте к этому время на дорогу от дома до школы и обратно. Простая арифметика показывает, что почти весь детский день уходит исключительно на школу.
Неудивительно, что при таком распорядке в секциях, переполненных первоклассниками, через год-другой не остаётся подросших ребят. Просто не хватает времени на дополнительные занятия и спорт.
Про время, когда ребёнок может просто полежать или посидеть, не делая абсолютно ничего (помните, большинство из нас, сегодняшних родителей, делали так каждый день, когда сами учились в школе?), можно попросту забыть.
Школа воспитывает покорность и не ценит инициативу
Четыре клеточки вниз, три клеточки слева. Мой сын повторял, как мантру, этот принцип в первом классе. Отсчитывать непослушные клеточки было тяжело, он не всегда справлялся. В итоге получал тройки: при правильном решении, но неверном оформлении учительница категорически отказывалась ставить оценку выше.
Другой пример кажется ещё более нелепым, но любой родитель вспомнит похожую ситуацию. Во втором классе, когда мой сын уже учился на семейном образовании, у него была сложная аттестация по окружающему миру.
— Кто из животных рождается с закрытыми глазами? — спрашивает учительница.
— Лисица, — говорит сын.
— Нет!
— И лисица, и волк сначала слепые! — спорит сын.
— Нет, думай ещё.
— Как нет, вот смотрите, «Гугл» солидарен, — вмешиваюсь я.
— Я хочу, чтобы он сказал про котят. В учебнике написано именно про них.
И смешно, и грустно. Решение задач иным, непривычным способом нередко считается ошибкой. А учителя почти не признают ошибок, если на них указывают дети, поскольку в их стереотипной логике тот, кто младше, априори не может быть умнее.
Школа не заботится о здоровье детей
По факту в современных школах не используются здоровьесберегающие технологии. Пять-шесть уроков по 45 минут ежедневно точно не способствуют ни хорошему кровообращению, ни правильной осанке.
О психологическом здоровье в традиционной школе тоже не сильно заботятся. Создаются специальные службы, но по факту мало что меняется. Психологический климат оставляет желать лучшего: дети ругаются между собой, то и дело выбирая новый объект для буллинга, учителя не всегда выбирают выражения.
При подготовке этого текста я задала вопрос о причинах перехода на семейное образование в одном чате родителей-хоумскулеров. Ответы о недостатках традиционной школы были разные. Но один неизменно повторялся и звучал примерно так: «Учителя кричат. Это факт. Про уважение нет смысла им напоминать: настроишь против себя и против ребёнка». Такое единогласие во мнениях несколько пугает.
Школа не способствует социализации
Вопреки всем опасениям насчёт недостатка социализации на семейном образовании, я уверена: проблемы с социализацией, которая, к слову, обозначает отнюдь не общение, а процесс передачи ценностей, грозят именно детям в традиционной школе. Там мы имеем коллектив из 30 человек, которые не выбирали общество друг друга, и в этом коллективе ребёнок должен существовать в течение 11 лет.
Что касается процесса передачи ценностей, то есть основания сомневаться, что чужие люди, которыми являются учителя, сделают это лучше, чем родители. Найти такой педагогический коллектив, каждый член которого разделяет ваше мировоззрение, кажется неразрешимой задачей.
Традиционная школа не даёт свободы
Среди моих знакомых очень много тех, кто забрал детей из школы на семейное образование из-за недостатка свободы. Одним семьям хотелось как можно больше путешествовать. В других растут танцоры и спортсмены, которых то и дело надо было отправлять на сборы и соревнования. Школа не готова к этому даже при наличии индивидуальных учебных планов.
На семейном образовании возможностей для свободы гораздо больше. Да, приходится подстраиваться под график аттестаций, но всё же сдавать зачёты нужно не чаще раза в четверть, а в большинстве школ можно договориться на полугодовые или годовые аттестации.
Традиционная школа несовременна
Большой минус обучения в школе состоит в том, что массовое образование медленно подстраивается под современные запросы. Да, в больших городах уже есть и современные лицеи, и школы, обучающие по программам международного бакалавриата, но всё это скорее исключение из правил. В остальном же образовательные программы и педагогические методики мало отличаются от тех, что были 10, 20 и даже 30 лет назад!
А мы тем временем готовим детей к жизни в совершенно ином мире, где им придётся общаться с роботами, осваивать всё новые и новые технологии и создавать то, о чём мы даже не имеем представления. Очевидно, что традиционная школа не готова к таким вызовам.
Резюме
У традиционной школы много недостатков: она со скрипом подстраивается под современную жизнь и под индивидуальные запросы учеников и их родителей.
В последние годы система образования в России изо всех сил старается меняться, исправляя многочисленные минусы школы. Но пока только семейное образование является максимально гибким вариантом получения среднего образования. Оно позволяет учиться в индивидуальном темпе, учитывая все особенности конкретного ребёнка.