<<Лид>>
Что такое мнемотехника
Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

Мнемоническое запоминание основано на визуализации: абстрактные понятия преобразуются в зрительные, слуховые или тактильные образы.
Для создания прочной связи в мозге образ должен быть ярким и объёмным. Ассоциации могут быть необычными или даже нелепыми — это только усилит запоминание, поскольку они индивидуальны для каждого человека.
<<Лидген для статьи>>
Зачем нужна мнемотехника для детей
До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.
Регулярные занятия мнемотехникой развивают:
- память и внимательность,
- речь и словарный запас,
- фантазию и творческие способности.
«Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам», — Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта «Удивительные люди».
Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.
Упражнения для начинающих
Упражнение 1
Создание визуальных образов для запоминания требует разных подходов к конкретным и абстрактным понятиям. Простые образы формируются легко: редиска сразу представляется как красно-белый овощ с зелёным хвостиком, а учитель — как знакомый преподаватель.
С абстрактными понятиями, такими как удача, сложнее. Здесь поможет метод свободных ассоциаций: нужно зафиксировать первый возникший образ. Обычно это традиционные символы удачи — подкова или колесо фортуны.
Метод историй
Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем абстрактные понятия. Чем более фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
Преимущества метода:
- не требует предварительной подготовки;
- тренирует креативность;
- это весело и интересно.
Упражнение 2
Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами.

Пример:
Почтальон верхом на тигре мчался по полю с кукурузой. Он подъехал к реке и увидел рой ос. Хорошо, что у почтальона была с собой сковорода. Он начал браво размахивать ей, и осы полетели на другой берег. Там на диване сидел крестоносец. Увидев ос, он достал огромную пачку мармелада и стал бросаться ими в ос. На помощь крестоносцу подоспел араб. В одной руке он держал кастрюля с борщом, а в другой руке он держал зубную щётку.
Почтальон хотел было плыть на другой берег, как вдруг нахлынул дождь. Осы тут же улетели и сели на тюльпаны. Почтальон развёл костёр, приготовил обед на сковороде и затушил костёр. От него остался один пепел. Почтальон ел и думал, что удача сегодня точно на его стороне.
<<Блок перелинковки>>
Метод «Цепочка»
Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью.
Преимущество метода:
- быстрота запоминания;
- можно использовать буквально на ходу.
Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.
Упражнение 3
Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Пример: рыжий лис в скафандре (ассоциация с космонавтом) с кольцом на лапке и яблоком на голове играет в шахматы с учителем в Африке и пьёт молоко.
Метод Цицерона
Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.
Пространственная визуализация — основа метода. Вам не требуется создавать воображаемое пространство с нуля — используйте уже знакомое помещение, например, свою квартиру или комнату.
Создание системы запоминания:
- Выбор опорных точек. Определите несколько хорошо знакомых объектов в помещении: телевизор, настольная лампа, холодильник, шкаф.
- Создание маршрута. Проложите воображаемый путь между выбранными объектами, двигаясь по часовой стрелке. Это поможет создать чёткую последовательность запоминания.
- Присоединение информации. Свяжите каждый опорный объект с информацией, которую необходимо запомнить. Можно создавать не только одиночные ассоциации, но и целые цепочки связей между образами.
Особенности применения:
- Объём запоминаемой информации зависит от размера выбранного пространства и уровня вашей тренированности.
- Многоразовое использование локаций возможно, однако следует помнить о необходимости «отдыха» для мест запоминания при частом использовании.
- Обновление образов позволяет многократно использовать одни и те же локации для запоминания новой информации.
Преимущества метода:
- возможность запоминать значительные объёмы информации;
- относительно быстрое освоение материала;
- долгосрочное сохранение информации при регулярном повторении.
Ограничения метода: трудоёмкость процесса, требующая времени на создание ассоциаций, регулярной практики для выработка навыка.
Упражнение 4
Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, Фоксфорд.
