Логотип Фоксфорд

Мнемотехника для начинающих: советы и упражнения

Секреты запоминания учебного материала для детей и взрослых. Рассказали, как готовиться к контрольным и экзаменам без утомительной зубрёжки и многочасовых повторений.
8 сентября 2025
В этой статье

    Что такое мнемотехника

    Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

    Пример мнемотехники

    Мнемоническое запоминание основано на визуализации: абстрактные понятия преобразуются в зрительные, слуховые или тактильные образы.

    Для создания прочной связи в мозге образ должен быть ярким и объёмным. Ассоциации могут быть необычными или даже нелепыми — это только усилит запоминание, поскольку они индивидуальны для каждого человека.

    Не успеваете с домашкой?

    Узнайте, как быстрее запоминать материал и не перегружаться. Скачайте памятку с техниками, которые сделают учёбу проще

     

    Зачем нужна мнемотехника для детей

    До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.

    Регулярные занятия мнемотехникой развивают:

    • память и внимательность,
    • речь и словарный запас,
    • фантазию и творческие способности.
    «Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам», — Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта «Удивительные люди».

    Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.

    Упражнения для начинающих

    Упражнение 1

    Создание визуальных образов для запоминания требует разных подходов к конкретным и абстрактным понятиям. Простые образы формируются легко: редиска сразу представляется как красно-белый овощ с зелёным хвостиком, а учитель — как знакомый преподаватель.

    С абстрактными понятиями, такими как удача, сложнее. Здесь поможет метод свободных ассоциаций: нужно зафиксировать первый возникший образ. Обычно это традиционные символы удачи — подкова или колесо фортуны.

    Метод историй

    Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем абстрактные понятия. Чем более фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

    Преимущества метода:

    • не требует предварительной подготовки;
    • тренирует креативность;
    • это весело и интересно.

    Упражнение 2

    Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами.

    Иллюстрация для выполнения упражнения

    Пример:

    Почтальон верхом на тигре мчался по полю с кукурузой. Он подъехал к реке и увидел рой ос. Хорошо, что у почтальона была с собой сковорода. Он начал браво размахивать ей, и осы полетели на другой берег. Там на диване сидел крестоносец. Увидев ос, он достал огромную пачку мармелада и стал бросаться ими в ос. На помощь крестоносцу подоспел араб. В одной руке он держал кастрюля с борщом, а в другой руке он держал зубную щётку.

    Почтальон хотел было плыть на другой берег, как вдруг нахлынул дождь. Осы тут же улетели и сели на тюльпаны. Почтальон развёл костёр, приготовил обед на сковороде и затушил костёр. От него остался один пепел. Почтальон ел и думал, что удача сегодня точно на его стороне.

    Метод «Цепочка»

    Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью.

    Преимущество метода:

    • быстрота запоминания;
    • можно использовать буквально на ходу.

    Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.  

     

    Упражнение 3

    Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

    Иллюстрация к заданию

    Пример: рыжий лис в скафандре (ассоциация с космонавтом) с кольцом на лапке и яблоком на голове играет в шахматы с учителем в Африке и пьёт молоко.

    Метод Цицерона

    Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

    Пространственная визуализация — основа метода. Вам не требуется создавать воображаемое пространство с нуля — используйте уже знакомое помещение, например, свою квартиру или комнату.

    Создание системы запоминания:

    1. Выбор опорных точек. Определите несколько хорошо знакомых объектов в помещении: телевизор, настольная лампа, холодильник, шкаф.
    2. Создание маршрута. Проложите воображаемый путь между выбранными объектами, двигаясь по часовой стрелке. Это поможет создать чёткую последовательность запоминания.
    3. Присоединение информации. Свяжите каждый опорный объект с информацией, которую необходимо запомнить. Можно создавать не только одиночные ассоциации, но и целые цепочки связей между образами.

    Особенности применения:

    • Объём запоминаемой информации зависит от размера выбранного пространства и уровня вашей тренированности.
    • Многоразовое использование локаций возможно, однако следует помнить о необходимости «отдыха» для мест запоминания при частом использовании.
    • Обновление образов позволяет многократно использовать одни и те же локации для запоминания новой информации.

    Преимущества метода:

    • возможность запоминать значительные объёмы информации;
    • относительно быстрое освоение материала;
    • долгосрочное сохранение информации при регулярном повторении.

    Ограничения метода: трудоёмкость процесса, требующая времени на создание ассоциаций, регулярной практики для выработка навыка.

     

    Упражнение 4

    Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, Фоксфорд.

    Пример упражнения

    Бонус. Что почитать, чтобы развить память и внимание

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной