Логотип Фоксфорд

Как ходить в музеи правильно

Даже в самом обычном музее можно интересно провести время, если идти туда с конкретной целью. Музей не только место окультуривания, среди экспонатов можно отдыхать душой, общаться и изучать темы из школьной программы. Рассказываем, как ставить реальные цели похода в музей и прокачивать эрудицию с удовольствием.

15 августа 2022
В этой статье

    Цель — отдохнуть

    Посещение музея для школьника — это возможность сменить обстановку и получить новые впечатления, что важно для умственного отдыха. Не обязательно стараться изучить каждую табличку или подробно расширять кругозор — достаточно просто прогуляться по залам, понаблюдать за посетителями и представить, как экспонаты могли бы выглядеть в своей комнате: например, заменить ковер на картину на стене.

    Позволить себе не углубляться в детали — отличный подход для школьника, у которого много учёбы и мало сил на дополнительное погружение. Стоит дать музею шанс и посмотреть, удастся ли найти хотя бы один экспонат или произведение искусства, которое привлечёт внимание.

    Для отдыха в музее не обязательно обходить все залы или проводить там целый день. Если сразу попадаешь на интересные экспонаты или быстро насыщаешься атмосферой старины — не стоит себя заставлять оставаться дольше. В следующий раз, возможно, захочется задержаться подольше или исследовать новые уголки музея.

    Трудно понять и полюбить музей, пока не придёшь туда. Впечатлиться с первой попытки шансы тоже невелики — нужен опыт. Пойти в музей без «высокой» цели — значит заранее хорошо провести время и не разочароваться. Для начала хороших отношений с музеями этого достаточно.

    Хочу мотивировать ребёнка учиться

    Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

    Цель — расширить кругозор

    Подготовьтесь к посещению музея заранее: погрузитесь в тему до визита. Можно ознакомиться с информацией о конкретном музее или его экспонатах или прочитать книгу. Например, «История искусств» Эрнста Гомбриха — эта книга объемная, но написана доступным и увлекательным языком. Гомбрих объяснит и расскажет вам многое, при этом не требуя специальных знаний — только искреннего интереса к теме.

    Лучше всего выбрать определённую тему или эпоху, например «Быт русского крестьянства начала XX века» или «Русская поздняя икона».  Затем отправляйтесь в соответствующий зал местного краеведческого или художественного музея и изучайте экспонаты, слушайте аудиогид или гуглите информацию.

    Чтобы новые факты не забылись, можно устроить опрос на своей странице в социальных сетях и предложить друзьям высказать предположения. Например, школьник узнал, что крестьяне Тамбовской области совсем не ели белого хлеба и захотел поделиться информацией со сверстниками.

    Что это даёт

    Если ограничиться конкретной темой, то ясно, на что обращать внимание. Обойти весь музей бывает тяжело физически и эмоционально, а посмотреть одну экспозицию — посильная задача для школьника. В результате ученик достигнет конкретной цели посещения и углубит знания по определённой теме. Возможно, после такого похода в музей у школьника появится идея исследовательской или творческой работы.

    Цель — познакомиться с новым предметом или профессией

    Когда речь заходит о профориентации, про музеи незаслуженно забывают. Будущим студентам стоит посетить медицинский, железнодорожный или музей авиационной промышленности. В рабочих интерьерах начальника вокзала или нейрохирурга школьник может почувствовать, насколько его привлекает дух профессии. Чтобы двигать вперёд науку и технику, полезно узнать её прошлое и разобраться в настоящем. Возможно, именно в музее школьник поймет, что профессия технолога пищевого производства ему не по душе, а сфера IT — то, что нужно.

    Красноярский музей железной дороги. Источник: https://www.rzd.ru/

    Что это даёт

    Музей спорта или геологии знакомит посетителей с деталями, которые могут сыграть важную роль при выборе профессии или принести балл на предметной олимпиаде. Музеи профессий и наук помогают лучше разобраться в выборе будущей специальности и повысить уровень эрудиции.

    Цель — изучить дополнительный материал по предмету

    Будущие выпускники и участники олимпиад посещают музеи, чтобы углубить знания и развить исследовательские навыки. Если следить за анонсами музеев и галерей, можно попасть на выставку уникальных экспонатов революции 1917 года или атрибутов быта восточных славян. Дома-музеи деятелей литературы и искусства дают представление об обстоятельствах жизни и творчества известных людей.

    Посещению музея в рамках подготовки к экзаменам и олимпиадам обычно предшествует глубокая вдумчивая работа с другими источниками. После прочтения учебников, монографий и просмотра документальных фильмов увиденное в музее можно соединить в систему знаний по теме.

    Если собраться группой единомышленников, можно заказать экскурсию по интересующей теме и за минимальное время получить максимум информации.

    Что это даёт

    Подготовленный визит в музей — задача повышенного уровня для тех, кто претендует на высокие баллы ЕГЭ и призовые места в олимпиадах. Одно дело запомнить факты о вооружении революционеров, другое — увидеть винтовку Мосина и «берданку» своими глазами. В музее не только узнают новое, но и лучше усваивают известное, ведь от повторения воспоминания укрепляются, а если повторять в разной обстановке, то эффективность ещё выше.

    Цель — оценить музей

    Действительно, хватит получать отметки, пора оценить что-нибудь и заодно придумать, что именно. Для начала нужно составить критерии, что обязательно должно быть в хорошем музее. За основу можно взять имеющийся опыт, неважно, удачный или нет. Во время прогулки по музею важно прислушиваться к своим ощущениям и отмечать значимые моменты. Свою подробную оценку можно опубликовать в формате сториз или оставить текстовый отзыв на страничке музея или в онлайн-справочнике геоинформационной системы, Яндекс.Карты. Если школьник ведёт блог, обзор музеев может стать его постоянной рубрикой.

    Что это даёт

    Опубликованный содержательный отзыв о работе музея поможет учреждению стать лучше, а другим посетителям знать, к чему быть готовыми. Школьник научится обращать внимание не только на экспонаты, но и на обстановку музея и лучше понимать свои образовательные и культурные потребности.

    Что запомнить

    1. Музей — пространство умного отдыха. Можно прийти всего на несколько минут: сменить обстановку, увидеть любопытный экспонат, понаблюдать за людьми, посидеть в тишине и блеске выставочного зала.
    2. Для успешного посещения лучше ставить конкретные цели и ограничиваться одной экспозицией. Запомнить факты и новые термины по одной теме проще, чем усвоить материал целого экскурсионного дня.
    3. Будущим профессионалам и исследователям полезно посетить музей, соответствующий будущей сфере деятельности.
    4. Чтобы обобщить материал изученной темы полезно отправиться на самостоятельную прогулку по музею или заказать экскурсию с профессиональным гидом. После погружения в творчество Н. В. Гоголя стоит посетить «Дом Гоголя», а после изучения событий 1812 года — Музей Отечественной войны.
    5. Блогерам стоит прийти в музей, чтобы оценить его удобство и привлекательность для посетителей. Подробная оценка экспозиции, интерьера и сервиса поможет собрать лайки, вдохновить сверстников на культурный поход и дать обратную связь руководству музея.

    Поделитесь статьёй

    Начните учиться в Домашней школе бесплатно

    Познакомьтесь с преподавателями и платформой и убедитесь, что учёба может быть увлекательной