<<Лид>>
Конфликты между современными школьниками и их родителями часто случаются из-за того, что взрослые сравнивают себя в прошлом со своими детьми: «Я в твои годы целыми днями книжки читал, а ты из смартфона не вылезаешь», «Нас учительница по географии вообще указкой по рукам била — и ничего, а вы на всё жалуетесь». За последние десятилетия жизнь человека очень сильно изменилась, поэтому детство наших родителей так отличается от будней современных школьников.
Единая образовательная программа для всех
Советский Союз был огромной страной, состоящей из республик с разной культурой, обычаями и языками. Перед людьми, которые разрабатывали программу, стояла чёткая задача — создать унифицированные школы, где ученики будут осваивать один учебный план. Это должно было сплотить людей.
Поэтому дни школьников из разных уголков Союза были похожи друг на друга — все шли по одной и той же программе, носили одинаковую форму, соблюдали строгие правила. Школы даже строили по одинаковым архитектурным проектам.
Дисциплина и образ «правильного» ученика
От детей в Советском Союзе не ждали оригинальных и творческих идей. «Идеальный» ученик прилежно учил все школьные предметы, не списывал и не давал списывать другим, помогал отстающим и активно участвовал во внеклассной деятельности.
Личные интересы уступали общественным, а самым одобряемым качеством было трудолюбие.
Почему в школах не поощряли творчество
Для того чтобы выделиться среди других отличников, можно было собрать больше всех металлолома, дальше или выше всех прыгнуть на спартакиаде (массовом спортивном мероприятии. — Прим. ред.) или стать председателем совета дружины.
Проявление себя через творчество не поддерживалось. Для того чтобы «вырасти в глазах общества», дети и подростки выступали на сцене с заученными стихами и песнями, рисовали плакаты, прославляющие советский строй. Можно было только обыгрывать разрешённые идеи и нормы, придумывать что-то своё — нельзя.
Представители творческих профессий также не должны были выходить за установленные рамки. Например, картины, написанные в жанре соцреализма, в основном представляют собой не рефлексию на разные темы, а хвалебные иллюстрации жизни советского человека. Те, кто позволял себе слишком радикально размышлять о жизни и строении общества, подвергались репрессиям.
Школьная форма и внешний вид
Если посмотреть старые фотоальбомы советских лет, дети там выглядят похоже. Критике подвергалась любая попытка выделиться внешне. За неопрятную школьную форму или отсутствие красного галстука сначала ругали взрослые, а потом выносила выговор и организация детей-пионеров.
Советская модель взросления через школу
Жизнь советского школьника была устроена так, чтобы быстро и эффективно подготовить его к взрослой жизни. Сбор пионерского отряда напоминал взрослые партсобрания, а за плохое поведение могли исключить из пионерской организации, как и взрослых — из партии.
Всё было продумано заранее: мальчики должны играть в машинки, мечтать стать космонавтами, спортсменами, инженерами; девочкам было позволено меньше мелких шалостей, а играли они в куклы и в «дочки-матери».
<<Лидген для статьи>>
Что изменилось после распада Советского Союза
Советский Союз официально распался в 1991 году. Идеологическая подоплёка модели образования, которая была придумана советскими теоретиками, оказалась неактуальной для многих государств на постсоветской территории. Но система школ начала меняться только через несколько десятилетий.
Сейчас можно увидеть наметившийся сдвиг в школьном образовании в России. Появляется всё больше специализированных школ и классов с уникальной учебной программой, например, некоторые учебные заведения внедряют систему Петерсон, методику «обучения без дисциплины» Жохова, вальдорфскую методику и многие другие.
Техникумы и училища становятся престижными учебными заведениями для тех, кто в средней школе уже определился с будущей профессией. Учителя идут к тому, чтобы начать обращать внимание на творческое развитие учеников. Учебные учреждения становятся более подвижными и стараются соответствовать запросам современности.
Происходит это медленно. Одна из причин заключается в том, что многие учителя выросли в Советском Союзе и им сложно адаптироваться к современным требованиям образования.
Почему сейчас можно учиться по разным программам
В СССР существовала единая программа обучения, которая не считалась с интересами и способностями школьников. Частных школ или профильных классов не существовало.
С 2023 года внедрили единые образовательные программы, разработанные Минпросвещения. В них входят учебный план, рабочие программы по предметам и план воспитательной работы. Однако школы могут выбирать вариативную часть программы. Например, создать классы с углублённым изучением отдельных предметов.
Как школы учат самовыражению и индивидуальности
Поддержка в самовыражении ученика в современных школах проявляется разными способами.
- Творческие задания. Например, сочинения по русскому языку, развивающие анализ и критическое мышление.
- Изменение ролей ученика и учителя. Учитель часто выполняет роль помощника и советника, направляя ученика, а не навязывая ему своё мнение.
- Самостоятельность обучающегося. Современные школьники могут самостоятельно определить учебные цели и задачи, выбрать направление, которое им интересно, участвовать в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, проявлять свои сильные стороны.
Учёба и работа: как школьники зарабатывают
Сейчас у школьников есть доступ к огромному количеству информации, и некоторые в раннем возрасте понимают, какая область профессиональной деятельности их интересует. Они хотят самостоятельно выстраивать свой учебный план, делая упор на дисциплины, которые им интересны и важны для получения необходимых навыков.
Некоторые современные школьники так горят своими идеями, что строят бизнес и совмещают его ведение с обучением.
Почему современные школьники выбирают soft skills
Другие их ровесники, наоборот, очень осмотрительны в выборе будущей профессии и мечутся между разными сферами, боясь ошибиться. Они переходят из математического класса в гуманитарный, потом одновременно увлекаются информатикой и музыкой, изучают и корейский, и финский языки.
Современный школьник отличается крайней любознательностью, развитыми навыками критического мышления и умением самостоятельно искать информацию.
<<Блок перелинковки>>
Главное различие системы образования СССР и России
Изменились методы обучения: развились технологии, в уроки был включён интерактив и проектная деятельность. Появились частные вузы и школы, с которыми активно взаимодействует государство.
У учеников и родителей теперь есть возможность адаптировать учёбу под свои цели и желания: например, учиться удалённо, чтобы путешествовать, развиваться в спорте или творческих специальностях.
В целом главное отличие современного образования от образования в СССР — упор на индивидуальность ученика. В современных школах программа ориентирована не на формирование единых идеалов и взглядов, а на развитие конкурентоспособности.