<<Лид>>
Что такое hard и soft skills
Глобально все навыки можно разделить на две категории — hard skills и soft skills.
Hard skills — это «жёсткие навыки», которые есть в любой профессии. Например, для врача — это знание органов тела, а для строителя — умение класть кирпичи. Hard skills измеримы, нужны в определённой профессии и оттачиваются в вузе или на курсах.
Soft skills — это «гибкие навыки» и «надпрофессиональные компетенции», которые отражают личные качества человека. Например, рефлексировать полезно и учителю, и банковскому работнику. Soft skills неизмеримы, полезны в разных профессиях и личных отношениях, оттачиваются в течение жизни.
Родители могут помочь своему ребёнку развивать гибкие навыки. Например, дома, в гостях у друзей, на дополнительных занятиях или даже в школе. Для этого важно организовать некоторые точки контроля и нативно внедрять работу над soft skills в повседневную жизнь. Мы собрали гибкие навыки, которые наиболее важны для ребёнка.
10 актуальных soft skills
1. Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность понимать эмоции и намерения свои и других людей, также управлять ими. Помогает выстраивать коммуникацию за счёт понимания, как себя чувствует собеседник.
Как развивать:
- Чаще проводить время с людьми, стараясь понять, что они чувствуют
Например, по мимике, жестам, словам, интонациям.
- Наблюдать за своими эмоциями — как, почему и зачем они возникли
Например, «Сейчас я злюсь, потому что мама не разрешила играть в Dota до ночи. Хотя на самом деле наверное, она права. Мне завтра рано вставать в школу».
- Контролировать проявления эмоций
Например, не выплёскивать агрессию на собеседника, а прерывать диалог, чтобы успокоиться.
Что почитать:
- Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»
- Тревис Бредберри и Джин Гривз. «Эмоциональный интеллект 2.0»
- Статью «Эмоциональный интеллект: как его развивать»
Что посмотреть:
- «Эмоциональный интеллект» от «Открытого образования»
- «Вдохновлённое лидерство через эмоциональный интеллект» от Coursera
2. Критическое мышление
Критическое мышление — это способность взвешенно потреблять и перерабатывать информацию. Помогает проводить фактчекинг, рационально мыслить и формулировать аргументы.
Как развивать:
- Определять ролевые модели поведения одноклассников
Например, проанализировать, кто и почему в классе лидер.
- Задавать открытые вопросы, то есть те, на которые невозможно ответить «да» или «нет»
Например, «Как ты думаешь, почему главного героя фильма “Чудо” буллят одноклассники?»
- Пользоваться методикой «5W + H»
Например:
Что произошло: драка между старшеклассниками.
Почему это произошло: не смогли определиться, кто лидер в коллективе.
Кто об этом сообщил: их одноклассница.
Где это случилось: за школой.
Когда это произошло: вчера вечером.
Как это произошло: начали выяснять, кто лидер, не смогли договориться, решили встретиться вечером за школой для выяснения.
Что почитать:
- Том Чатфилд. «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй своё мнение»
- Дайана Халперн. «Психология критического мышления»
Что посмотреть:
- «Критическое мышление» от 4Brain
- «Критическое мышление в информационный век» от Coursera
<<Лидген для статьи>>
3. Стратегическое мышление
Стратегическое мышление — это понимание, чего хочет человек и как этого достигнуть. Помогает просчитывать риски, определять ходы, приоритизировать задачи и делать выводы.
Как развивать:
- Расширять кругозор в области психологии и работы мозга
Например, читать книги или смотреть лекции по теме. Интересоваться, как работает мозг, какие отделы за что отвечают.
- Учиться расставлять приоритеты
Например, «Сейчас поступление в МГИМО — это главное. Значит, мне нужно сдать ЕГЭ на 80+ баллов. Тогда в субботу вместо прогулки с друзьями я повторю неправильные глаголы, а встречу предложу перенести на воскресенье».
- Анализировать ситуацию изнутри и со стороны
Например, «Я злюсь, потому что недостаточно хорошо написал пробник. Это моё внутреннее состояние. Одноклассники не понимают, почему у меня нет настроения, значит, нужно объясниться и договориться, что мы поболтаем завтра».
Что почитать:
- Кеничи Омае. «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски»
- Авинаш Диксит и Барри Нейлбафф. «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни»
4. Саморефлексия
Саморефлексия — это самоанализ поступков, поведения и мотивации. Помогает оценить и осознавать действия, принимать решения, что делать дальше, и отвечать себе на вопрос: «Почему так получилось?»
Как развивать:
- Ставить цели и анализировать пути их достижения
Например, «Я хочу купить новый телефон за 20 тысяч. Для этого я могу откладывать с карманных денег каждый месяц 2 тысячи. Через 10 месяцев я смогу купить телефон».
- Вести дневник поступков и поведения
Например, «Сегодня в моей помощи нуждалась мама на кухне, я помог, но не сразу. При этом ярко выражал своё недовольство»
- Записывать благодарности дня
Например, «Благодарен сегодняшнему дню за то, что была солнечная погода, интересно прошла алгебра, в журнале красуется пятёрка по физике и немного прогулялись с ребятами до моего дома».
Что почитать:
- Эдит Ева Эгер. «Выбор. О свободе и внутренней силе человека»
- Денни Пенман и Марк Уильямс. «Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире»
5. Принятие решений
Принятие решений — это способность выбирать лучшее из возможного. Помогает выгодным путём достигать целей, при этом эффективно используя ресурсы — время, финансы, силы, эмоции.
Как развивать:
- Учиться видеть разные пути
Например, выбирать одну вакансию из множества.
- Расставлять приоритеты
Например, «Мне нужно подготовиться к контрольной по физике, поэтому завтра я не пойду с друзьями в кино, а перечитаю пару глав из учебника».
- Обращаться к учителю или родителям не только с проблемой, но и с возможными решениями
Например, «Я не вымыл полы в своей комнате, но готов помыть за всеми посуду после ужина или вымыть полы завтра».
Что почитать:
- Чип Хиз и Дэн Хиз. «Ловушки мышления. Как принимать решения, о которых вы не пожалеете»
- Адам Фернер. «Принятие решений. Освободись от стереотипов и управляй своей жизнью»
Что посмотреть:
- «Теория принятия решений» от ПостНауки
- «Эффективное решение проблем и принятие решений» от Coursera
6. Решение проблем
Решение проблем — это навык справляться с трудностями. Помогает не жаловаться, а принимать решения. Похоже на управление проектом, где необходимо получать результат через преодоление трудностей.
Как развивать:
- Обозначить проблемы и придумать к ним по 5–15 решений
Например, «Я не готов к пробнику по истории».
Решения:
— не пойти вечером гулять, а прочитать пару параграфов;
— поговорить с мамой о репетиторе;
— найти на ютьюбе ролики с понятным объяснением;
— выписать, где конкретно у меня пробелы в знаниях;
— написать пробник пробника.
- Одно из решений по каждой проблеме воплотить в жизнь, обозначив срок
Например, «Сегодня вечером выписываю все темы, в которых “плаваю”».
Что почитать:
- Морган Джонс. «Решение проблем по методикам спецслужб»
- Даниэль Канеман. «Думай медленно… решай быстро»
Что посмотреть:
- «Творческое решение проблем» от Coursera
7. Нетворкинг
Нетворкинг — это расширение базы знакомств для решения профессиональных и личных задач. Помогает налаживать контакты, вести переписку или переговоры, презентовать свои возможности.
Как развивать:
- Обращаться к одноклассникам, родителям или учителю с конкретной целью
Например, «Мама, ты не могла бы мне помочь составить химическое уравнение?» вместо «Поможешь с химией?».
- Записаться в клуб дебатов
Или организовать самостоятельно. Например, предложить учителю обществознания в таком формате разобрать формы правления государством.
- Устраивать деловые игры со сверстниками
Например, «Взаперти». Нужно представить, что класс заперт. В течение 30 минут необходимо выбрать 10 предметов, которые помогут выбраться, и расположить их в порядке значимости.
Что почитать:
- Марк Роудз. «Как разговаривать с кем угодно»
- Джим Кэмп. «Сначала скажите “нет”. Секреты профессиональных переговорщиков»
-
Что посмотреть:
«Психология коммуникации» от «Открытого образования»
8. Управление знаниями
Управление знаниями — это способность узнавать новую информацию для применения в профессиональных или личных ситуациях. Помогает проводить фактчекинги, составлять планы обучения и развивать кругозор.
Как развивать:
- Составить график обучения
Например, после расписания уроков дописать самостоятельные занятия. В среду — час алгебры, в четверг — русского языка.
- Выбрать знания или области для детального изучения
Например, если есть план поступать на иняз, значит, нужно детальнее углубиться в английский.
- Определить контрольные точки
Например, в конце месяца итоговый тест по пройденному материалу.
Что почитать:
- Дэвид Колб и Кей Петерсон. «Век живи — век учись»
- Джош Кауфман. «Сам себе MBA. Самообразование на 100%»
Что посмотреть:
9. Работа в режиме неопределённости
Работа в режиме неопределённости — это умение быстро реагировать на изменения и быть гибким. Оно помогает найти своё место в VUCA-мире, где:
- V (volatility) — нестабильность,
- U (uncertainty) — неопределённость,
- C (complexity) — сложность,
- A (ambiguity) — неоднозначность.
Как развивать:
- Тренировать управление собой во время стресса
Например, запомнить технику дыхания по треугольнику: четыре счёта — вдох, два — задержка дыхания, шесть — выдох.
- Выходить из новых ситуаций нестандартными путями
Например, если завтра тест по английскому, то сегодня можно повторить словарные слова во время пробежки.
- Прогнозировать план действий на два шага вперёд
Например, если есть договорённость в выходные пойти в кино с друзьями, значит, в пятницу нужно сделать все уроки, а в субботу утром — убраться в комнате.
Что почитать:
- Эрик Дьюк. «Принцип ставок. Как принимать решения в условиях неопределённости»
- Карл Оноре. «Без суеты. Как перестать спешить и начать жить»
- Нин Джеймс. «Внимание самому важному. От стресса и хаоса к осмысленности и концентрации»
10. Проактивность
Проактивность — это умение нести ответственность за себя и свою жизнь, а не искать причины в окружающих людях и событиях. Антоним реактивности — ухода от ответственности. Помогает объективно оценивать обстоятельства и себя.
Как развивать:
- Создавать планы выполнения задач
Например, написать сочинение по жизни и творчеству Пушкина. Для этого нужно:
— перечитать биографию автора,
— вспомнить интересные для себя произведения,
— составить таймлайн с основными датами из жизни,
— продумать структуру.
- Определять, какие задачи могут подождать и почему
Например, чтение «Преступления и наказания» можно отложить, потому что изучать его начнут через два месяца.
Что почитать:
- Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»
- Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей»
- Джон Миллер. «5 принципов проактивного мышления»