Промокод скопирован

Найди то, не знаю что

Поможем выбрать занятия: от профориентации до подготовки к экзаменам.

Курсы, репетиторы, бесплатные уроки — подберём лучший вариант за 6 минут

Почему подросток не умеет общаться с противоположным полом

15
минут
чтения

Родителям

<<Лид>>

Анастасия Митрофанова,
методист по софт-скилам в Фоксфорде, психолог

 

По мнению исследователей, особенности отношений с противоположным полом и их значение в развитии личностной и межличностной сфер подростков можно рассмотреть через три аспекта: 

  • когнитивный, 
  • аффективный,
  • поведенческий.

Соответственно, сложности могут наблюдаться в одном или нескольких из них. Рассмотрим, что это означает в контексте романтических отношений.

Понимание проблемы

Когнитивный аспект отвечает за то, понимаем ли мы закономерности отношений, сформированы ли у нас ожидания от них (знаем ли мы, чего хотим от отношений и конкретно от этого человека). По мнению Анастасии Митрофановой, чаще всего этот аспект характерен для более зрелых отношений, а в подростковом возрасте есть только частичное понимание личных целей и смысла отношений. Так что в этом аспекте подростки чаще всего могут испытывать трудности: не понимать, чего хочется или в чём причина сложностей в отношениях с партнёром.

Аффективный, или эмоциональный, аспект отвечает за то, насколько адекватна наша эмоциональная реакция на происходящее, насколько мы чувствуем удовлетворённость от отношений. Также — насколько мы можем устанавливать и поддерживать эмоциональные связи с другими людьми. Это включает способность развивать доверие, близость и интимность в отношениях, а также выражать и принимать эмоциональную поддержку. 

Профессор, доктор психологических наук Валентина Казанская пишет: 

«Эмоциональные состояния подростков характеризуются рядом особенностей: лёгкость возникновения эмоциональной напряжённости и психологического стресса, постоянная смена настроения, частое появление аффективного состояния, они сильнее поддаются воздействию страстей, подросток цепляется за свои эмоции, что приводит к запиранию себя в бесконечный круг переживаний».

Поведенческий аспект, с одной стороны, самый очевидный в плане проявленности вовне (эмоции и установки мы увидеть не можем, а поведение — да). С другой стороны, поведение тесно связано с первыми двумя аспектами отношений, опирается на них и служит их маркером. Проблемы, которые здесь могут появиться: несдержанность, грубость, потребительское отношение к партнёру, излишняя требовательность, зависимое поведение. Это может быть следствием отсутствия опыта в отношениях.

<<Лидген для статьи>>

Какие могут быть причины нежелания общаться

Неуверенность в себе. Люди с низкой самооценкой или неуверенностью в себе могут избегать построения отношений из-за страха быть отвергнутыми или не удовлетворить ожидания партнёра.

Самодостаточность. В наше время отношения больше не нужны для выживания. Современный мир стал более комфортным для одиночек, и поэтому сейчас построение отношений — это опция, а не необходимость. Подросткам всё реже прививают установку о необходимости во что бы то ни стало жениться или выйти замуж.

Отсутствие потребности в романтических отношениях. Некоторые люди просто не испытывают сильной потребности или желания строить романтические отношения из-за своего уникального внутреннего мира, ценностей или убеждений. Они могут быть удовлетворены другими областями жизни и не видеть необходимости в том, чтобы искать партнёра для отношений.

Недостаток времени и энергии. Некоторые люди считают, что построение отношений требует слишком много времени и энергии и они не готовы столько вложить. Силы и время уходят на учёбу и обеспечение для себя лучшего будущего. Этот пункт выражается в общемировой тенденции к более позднему началу семейной жизни.

Особенности первых романтических подростковых отношений

Особенности первых романтических отношений в подростковом возрасте связаны с физиологическими, эмоциональными и социальными изменениями, происходящими в этот период жизни. Довольно часто подростки вступают в первые романтические отношения в старшем школьном возрасте, при этом старшие школьники являются самыми тревожными детьми в выборке с 5 до 18 лет. Итак, перечислим основные особенности проблем подросткового возраста, влияющие на отношения: 

 

Склонность к экспериментам. Подростки впервые начинают исследовать и понимать свои эмоции и чувства, включая романтическую привязанность. Они ещё не знают, как правильно поступать, чтобы отношения были в радость и причиняли минимум дискомфорта, поэтому пробуют самые разные модели общения: роли ведущего и ведомого, открытость и сдержанность в проявлении чувств, общение с одним или несколькими партнёрами.

 

Идеализация отношений/партнёра. Подростки могут идеализировать своих партнёров и отношения в целом. Они могут видеть своего партнёра как идеального или верить, что эти отношения будут длиться вечно. Это связано с недостатком опыта, а также многогранности понимания реальности и самого себя.

 

Нестабильность чувств. Первые романтические отношения в подростковом возрасте могут быть нестабильными и изменчивыми. Подростки могут часто менять своих партнёров или испытывать сильные колебания в своих чувствах —  от любви до ненависти, чрезмерную эмоциональную реакцию на некоторые события, как положительные, так и отрицательные. Это связано с их поиском собственной идентичности.

 

Влияние сверстников на личный выбор. Подростки часто ориентируются на своих сверстников, неосознанно или сознательно пытаясь построить отношения «как у всех». Они могут чувствовать давление со стороны своих друзей или пытаться соответствовать определённым стандартам, сложившимся в компании. Например, если в компании девушек принято заводить отношения с «плохими парнями», парнями из обеспеченных семей или «дединсайдами», может быть сложно противостоять этому и не получить осуждения или статуса белой вороны в своей компании.

 

Эмоциональная интенсивность. Первые романтические отношения могут быть очень эмоционально интенсивными. Подростки могут испытывать сильную любовь, ревность, страх потери и счастья. Это может оказывать большое влияние на учёбу и планирование дальнейшей жизни.

 

Недостаток опыта. Из-за этого подростки неизбежно сталкиваются с трудностями в общении, разрешении конфликтов и установлении границ в отношениях. Однако это также и возможность для их роста и развития, как личного, так и в отношениях.

Позитивные аспекты общения подростков с противоположным полом

Здоровые романтические отношения несут в себе следующие преимущества:

Эмоциональная поддержка. Партнёр, который слушает и понимает чувства и эмоции своей второй половинки, может помочь  справляться с трудностями и стрессом, с которыми подросток сталкивается в повседневной жизни.

Социализация. Подростки учатся взаимодействовать с уважением, слушать друг друга, решать конфликты и искать компромиссы.

 

Укрепление самооценки. Партнёр, который ценит и любит подростка, может помочь ему почувствовать себя ценным и любимым, что влияет на его уверенность в себе и самопринятие.

 

Развитие эмоциональной интимности. Подростки учатся открываться, доверять и делиться своими мыслями, чувствами и опытом с партнёром, что способствует укреплению связи и пониманию друг друга.

 

Узнавание себя и своих потребностей. До начала отношений подросток имеет лишь смутное представление о том, что подходит ему, исходя из наблюдений за отношениями других людей. Только на практике человек понимает, какие отношения подойдут ему и каким он видит своего идеального партнёра.

Решение типичных проблем

Рекомендации для подростков

  • Определите триггеры (ситуации, фразы, внутренние причины), провоцирующие проблемы в межличностных отношениях. Тщательно проработайте последовательность событий, которые привели к конфликтам или сложностям, вспомните важные моменты, действия, слова, чувства. Это поможет увидеть целостную картину происходившего.

  • Примите свои ошибки — умейте понимать, что вы не правы. Ошибка — не проблема. Проблема — не исправить ошибку.

  • Осознайте необходимость меняться, ведущую к улучшению вашего состояния и состояния партнёра. Важно иметь к этому личную мотивацию и не бояться прошлых поражений и разочарований.

  • Продумайте альтернативные стратегии поведения, более оптимальные для вас и партнёра. Если у вас происходят ссоры или эмоциональные срывы, проанализируйте, в каких конкретных ситуациях это случается, и начинайте прорабатывать их регуляцию. 

  • Создайте безоценочное пространство. Для беспристрастного анализа важно отойти от эмоционального восприятия событий и создать спокойную, безоценочную обстановку. Можно записать ход мыслей в дневнике или обсудить с близким человеком, который будет слушать без осуждения.

  • Осознайте свои потребности и мотивы. Проанализируйте, какие базовые потребности (в привязанности, признании, безопасности и др.) двигали вашими действиями. Понимание этого прояснит причины ваших реакций.

  • Рассмотрите свои защитные механизмы. Возможно, вы использовали стратегии избегания, агрессии или манипуляций, чтобы справиться с ситуацией. Осознание этих паттернов поведения важно для дальнейшей работы над ними.

  • Выявите повторяющиеся модели. Часто в отношениях проявляются устойчивые модели взаимодействия. Проанализируйте, нет ли таких шаблонов в вашем случае. Это укажет на глубинные причины проблем.

И самое главное — доверяйте себе и своему близкому человеку. 

Рекомендации для родителей 

 

  • Проговорите, зачем подростку нужны или не нужны отношения, — выявите реальную причину. В подростковом возрасте, как уже упоминалось, многие страдают мнительностью. Часто мотивы навязаны кем-то, если не выдуманы вовсе. Обсудите, почему ребёнок хочет вступить в отношения: из-за одиночества, желания социализации, недостатка эмоций, нехватки поддержки, поддержания статуса? Или же есть неприязнь к романтическим отношениям: страх быть оставленным, гордость, уязвимость?

  • Узнайте, какой характер отношений интересует ребёнка. Например, подростку важна пара для статуса — тогда можно без труда познакомиться с кем-то в парке или на дне рождения и начать отношения без особых раздумий. Если же подросток хочет настоящей любви и серьёзных отношений — объясните, что на поиск своего человека уходят годы. Торопиться не нужно. Стоит уделить время себе, чтобы потом взрослым с хорошей самооценкой вступить в крепкие отношения. Если же ребёнок не хочет отношений вовсе — также проговорите это вместе. Примите, как родитель, что не хотеть — это тоже желание, и делайте упор на саморазвитии ребёнка.

  • Создайте условия, в которых дом — это место безопасности и отдыха: и физического, и эмоционального. Более того, не имеет значения, в отношениях подросток или нет. Что бы ни случилось, если дома спокойно — это всегда плюс.

  • Примите тот факт, что ребёнок сепарируется и у него есть своё пространство, куда он имеет право не впускать родителей и иных взрослых. Стоит создать пространство доверия, где ребёнок сам хочет с вами делиться личным без наводящих вопросов. Когда исчезнут фразы «Почему ты все ещё одна?» или «У всех уже есть девочки!», будет спокойнее обеим сторонам диалога.

  • Давайте советы, исходя из личного опыта. Старайтесь не учить, а делиться знаниями. Когда подросток услышит от вас истории, когда поймёт, что вы переживали те же самые эмоции, он осознает, что не одинок.

  • Поделитесь провалами в своей личной жизни, интимными и смешными историями — раскажите что-то стыдное. Возможно, то, о чём вы десятки лет молчали. Вспомните ваши переживания перед свиданиями, нелепые поцелуи и смешанные эмоции при знакомстве с родителями партнёра. Или же расскажите об обратном опыте: как вам не хотелось отношений, как вы были без пары на выпускной, как были в статусе single годами. Подобные истории очень сближают.

  • Не забывайте про сексуальное образование. Знания о сексуальном здоровье, безопасном сексе и безопасной контрацепции снижают вероятность раннего начала половой жизни, незащищённых случайных связей и их последствий. Сексуальное просвещение помогает подросткам комфортно принять и осознать свою сексуальность, сформировать здоровые отношения с собой, миром и партнёром. А также защищает их от травмирующих ситуаций, ЗППП и незапланированной беременности. 

Романтические отношения в подростковом возрасте имеют свои трудности и вызовы. Открытый диалог, качественные знания и поддержка помогут подросткам разобраться в своих эмоциях, развить навыки коммуникации и управления отношениями, а также понять, что романтические отношения в подростковом возрасте — часть их развития и опыта.

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

*действителен только для новых пользователей
Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Василиса Ошарина
Автор «Силы Лиса»

Ваш ребёнок самый красивый, умный, добрый и талантливый, но у него никак не получается завести отношения. У подростка слишком скрытный и язвительный характер, он необщителен, и вы не можете понять, почему он не хочет ни с кем дружить, в том числе с противоположным полом. Обсуждаем проблему выстраивания коммуникации между парнями и девушками вместе с психологом Фоксфорда Анастасией Митрофановой.

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

media-check-list-parents

Хочу мотивировать ребёнка учиться

Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз