<<Лид>>
Источники и пантеон скандинавской мифологии
Истории о северных богах дошли до нас благодаря письменным памятникам и археологическим находкам.
«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»
Существует две «Эдды»: «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».
«Старшая Эдда» («Песенная Эдда», «Эда Сэмунда») — сборник эпических песен о богах и героях.
В 1643 году Бриньольфур Свейнссон, священник и филолог, обнаружил древний манускрипт (написанный примерно в 1270-х). Это была «Старшая Эдда».
Проанализировав произведение, Свейнссон предположил, что написал его Сэмунд Мудрый — исландский священник и учёный. Однако эта теория так и не подтвердилась и считается ошибочной, а сами песни, записанные в «Старшую Эдду», скальды сочиняли задолго до появления авторского права — и потому авторы песен также неизвестны.
«Младшая Эдда» («Прозаическая Эдда») — произведение Снорри Стурлусона (исландского поэта и прозаика), задуманное как учебник скальдической поэзии. В «Младшей Эдде» автор часто ссылается на песни «Старшей Эдды». По мнению Стурлусона, боги из легенд и песен были людьми, прославившимися своими заслугами при жизни. Позже в пересказе народа героям приписывали несуществующую силу и поступки.
Чем они похожи
Обе «Эдды» — источники знаний о скандинавской мифологии и культуре. В них описаны древнегерманские и древнескандинавские легенды, упоминаются как реальные исторические личности, так и вымышленные.
Чем различаются
По сути, первоисточник мифов и легенд Скандинавии — «Старшая Эдда». «Младшая Эдда» пересказывает «Старшую» и задумывалась как учебник по поэтическому искусству.
«Старшая Эдда» написана в стихах, в ней собраны мифы и легенды, авторы которых неизвестны. «Младшая Эдда» частично написана прозой и имеет конкретного автора — Снорри Стурлусона.
Археологические находки и руны
Археологи находят следы культа богов по всей Скандинавии. Например, обнаруживают молоточки Тора — маленькие амулеты в форме Мьёльнира. Эти талисманы носили на шее, веря, что они защитят от зла и принесут удачу.
Рунические надписи на археологических находках тоже отсылают к богам. Например, в 2020 году датчанин Оле Гиннеруп Шитц обнаружил артефакты довикинговых времён. Руническая надпись на одном из брактеатов (плоских тонких монет из золота или серебра с чеканкой) гласит: «Он человек Одина». Рядом написано имя — Джага или Джагаз. Так, вероятно, звали владельца брактеата.
<<Лидген для статьи>>
Происхождение и роль Тора в скандинавском пантеоне
Родословная Тора: сын Одина и Йорд
Тор — сын Одина и Йорд.
Один — предводитель асов (богов), верховный бог, бог мудрости. Йорд (другие имена: Фьоргюн, Ёрд) произошла из рода великанов-ётунов, почиталась как богиня земли. Хоть Тор и был полувеликаном, в мифах отмечается его презрение к великанам.
По линии отца у Тора было много единокровных братьев, включая Бальдра, Вали и Видара. Среди других единокровных братьев были Тюр, Хеймдалль, Браги и Хёдр.
Тор женился на Сиф — богине семьи и плодородия.
Мьёльнир и другие атрибуты
У Тора было три главных атрибута: Мьёльнир, Мегингъёрд и Ярнгрейпр.
- Мьёльнир — могучий молот Тора, поражающий всё, во что его бросают. Молот был выкован гномами в подземных пещерах. Упоминается также, что молот мог воскрешать мёртвых.
- Мегингъёрд — пояс, который удваивал силу Тора.
- Ярнгрейпр — железные перчатки Тора, которые помогали ему обращаться с молотом.

Главные подвиги бога грома и молнии
Тор и Йормунганд
Йормунганд (или Мировой змей) — одно из самых страшных созданий скандинавской мифологии. Он — сын Локи и великанши Ангрбоды. По преданию, бог Один бросил Йормунганда в океан, окружающий Мидгард (мир людей), и он вырос настолько огромным, что смог обвить землю.
С самого начала Тор и Йормунганд стали заклятыми врагами.
Рыбалка Тора
Тор отправился на рыбалку вместе с великаном Химиром. Тор замаскировался под обычного крестьянина и настоял, чтобы они вышли в открытое море. В качестве приманки он использовал голову огромного быка.
Когда Тор закинул удочку, на крючок попался сам Йормунганд. Мировой змей вынырнул из глубин: его тело обвило землю, а взгляд сверкал злобой. Тор схватил Мьёльнир и приготовился убить чудовище. Но великан Химир в страхе перерезал леску, и змей ушёл обратно в море. С тех пор Тор и Йормунганд стали непримиримыми врагами.
Последняя битва — Рагнарёк
Последняя встреча Тора и Йормунганда должна произойти во время Рагнарёка — конца мира. Согласно мифам, во время финальной битвы Тор сразится со змеем и убьёт его ударом молота. Однако яд Йормунганда окажется смертельным: Тор сделает девять шагов после победы и сам падёт замертво.
Таким образом, их противостояние символизирует не только борьбу силы и хаоса, но и неизбежность судьбы: даже самый могущественный бог не может избежать своей участи.
Тор и великан Хрунгнир
Однажды асы пригласили великана Хрунгнира в Асгард. Его угощали священным мёдом, и Хрунгнир пил столько, что быстро опьянел.
Хмель ударил ему в голову, и он начал хвастаться своей силой. Великан заявил, что легко разрушит Асгард, разрушит Вальхаллу и унесёт с собой прекрасных богинь — Фрейю и Сиф. И если захочет, то уничтожит весь мир асов. Боги возмутились, но не решились поднять на него руку, пока не вернулся Тор.
Когда Тор услышал о дерзких словах Хрунгнира, он пришёл в ярость и сразу вызвал великана на поединок. Место битвы назначили у границы с землями ётунов.
Хрунгнир подготовился к бою: взял огромный каменный щит и тяжёлую точильную плиту в качестве оружия. Асы же слепили себе помощника для Тора.
Сражение началось. Хрунгнир метнул свою плиту, а Тор бросил Мьёльнир. В воздухе они столкнулись: камень раскололся на куски. Мьёльнир же ударил Хрунгнира прямо в голову, и великан рухнул замертво.
Тор подошёл к поверженному врагу, но огромная нога Хрунгнира упала на его шею, придавив бога так, что он не мог освободиться. На помощь пришёл его трёхлетний сын Магни: с невероятной лёгкостью мальчик поднял ногу великана и освободил отца. В награду Тор подарил ему коня Хрунгнира — Гулльфакси.
Так закончилась эта битва: сила Тора и его молота снова спасли Асгард, а гордыня великана привела его к гибели.
Локи — бог-трикстер скандинавской мифологии
Трикстер — это персонаж, построенный на противоположностях. Трикстер колеблется между разрушением и созиданием, между насмешкой и мудростью.
Локи проявляет себя по-разному: иногда он становится причиной проблем асов, а иногда предлагает им хитроумное решение, которое помогает одержать победу. Локи ни за, ни против богов — он персонаж, который находится на грани добра и зла.
Происхождение Локи
Локи произошёл из рода ётунов (великанов). Его родителями были великаны Фарбаути и Лаувейи.
Хотя Локи и присоединился к асам, в финальной битве (Рагнарёке) он выступил на стороне ётунов.
Хитрости и проделки Локи в мифах
Локи постоянно плёл интриги, но при этом сам же исправлял свои ошибки.
Яблоки Идунн
Идунн — богиня молодости, хранительница волшебных яблок, которые давали асам вечную силу и красоту. Однажды великан Тьяцци захотел завладеть яблоками. Он подговорил Локи: схватил его и отпустил только после клятвы, что тот выманит Идунн из Асгарда.
Локи, испугавшись, согласился. Он подошёл к Идунн и сказал, что знает место, где растут ещё более чудесные яблоки, и попросил её взять свои плоды, чтобы сравнить. Как только богиня вышла за стены Асгарда, Тьяцци схватил её и унёс. Без яблок асы начали стареть и терять силы.
Тогда боги потребовали от Локи всё исправить. Он превратился в сокола, подлетел к жилищу великана, обратил Идунн в орех и унёс её в когтях. Тьяцци погнался за ним в облике орла, но асы зажгли костры у стен Асгарда: великан попал в пламя и погиб. Так яблоки молодости вернулись к богам.
Похищение молота Мьёльнира
Однажды Тор проснулся и понял, что Мьёльнир исчез. Без него Асгард оставался беззащитным. Локи отправился в Ётунхейм и выяснил, что молот украл великан Трюм. Он спрятал Мьёльнир глубоко под землёй и согласился отдать его только в обмен на руку богини Фрейи.
Когда асы узнали об этом, Фрейя в ярости отказалась. Тогда Локи предложил план: нарядить самого Тора в платье и украшения Фрейи, а Локи сыграет её служанку. На пиру у великанов «невеста» проявляла подозрительное поведение: съела целого быка и выпила три бочки мёда. Локи объяснил, что Фрейя так долго постилась перед свадьбой, что не смогла удержаться.
Наконец для освящения брака принесли Мьёльнир и положили «невесте» на колени. Тор сорвал вуаль, схватил молот и разметал великанов по залу. Так Асгард вновь обрёл защиту.
Постройка стен Асгарда
Сразу после войны асов и ванов боги решили возвести вокруг Асгарда неприступные стены. Появился таинственный каменщик и предложил построить их за один сезон. Взамен он потребовал в жёны богиню Фрейю, а ещё — солнце и луну. Условия казались невозможными, и асы согласились, думая, что он не успеет.
Но у каменщика был волшебный конь Свадильфари, который тянул каменные глыбы быстрее, чем десятки рабочих. Когда стало ясно, что великан успеет вовремя, асы возмутились, но поначалу ничего не могли сделать, ведь договор был заключён.
Тогда Локи взялся за дело. Он превратился в прекрасную кобылу и выманил Свадильфари из-под работы. Конь погнался за ней и пропал на несколько дней. Каменщик не успел закончить стены, а Тор убил его, узнав, что это был великан.
Участие Локи в Рагнарёке и его последствия
Локи был причастен к гибели Бальдра, за что асы приковали его к скале тремя камнями, а над лицом подвесили змею, яд которой капал ему на кожу.
Жена Локи, Сигюн, сидела рядом и подставляла чашу, чтобы смягчить муки Локи, но когда ей приходилось выносить чашу, яд падал прямо на его лицо, и его крики считались причиной землетрясений. Так Локи оставался закованным до самого Рагнарёка.
Когда настал день конца мира (Рагнарёка), узы Локи разорвались. Он встал во главе великанов и чудовищ, прибывших на корабле Нагльфар. Вместе с ним выступили его дети: Йормунганд, Мировой змей, поднявшийся из океана; Фенрир, волк, который должен был поглотить Одина; Хель, владычица царства мёртвых, пославшая из своего мира легионы воинов.
В решающей битве Локи сразился со своим давним противником — богом Хеймдаллем. Их поединок оказался равным: Локи и Хеймдалль нанесли друг другу смертельные удары и оба погибли.
Гибель Локи означала конец его двойственной природы. Он начинал как союзник асов, хитрый, но полезный спутник, и завершил свой путь как их враг и разрушитель. Его участие в Рагнарёке подчёркивает идею скандинавской мифологии: предательство и хаос в конечном счёте приводят к гибели, даже если раньше они приносили пользу.
<<Блок перелинковки>>
Взаимоотношения богов и людей в легендах
Союз асов и ванов: мир и плодородие
Скандинавская мифология делит богов на два главных рода — асов и ванов. Асы отвечали за власть, справедливость и защиту Асгарда, а ванам приписывали плодородие, богатство земли и магию. После долгой войны между этими группами был заключён мир: асы и ваны обменялись заложниками и согласились сотрудничать.
Роль людей в северных сказаниях
Люди в скандинавских легендах — активные участники событий. Мифы показывают, как люди советуются с богами, получают от них подарки и помогают поддерживать порядок.
Часто герои получали оружие или советы от богов, чтобы справиться с великанами и чудовищами.
Некоторые легенды описывают людей, чьи поступки напрямую влияли на ход событий, например спасение деревень или участие в обрядах, которые поддерживали плодородие.
Таким образом, мифы показывают взаимосвязь богов и людей: боги дают силу и защиту, а люди через веру и действия поддерживают гармонию в мире. Эти истории учили тому, что уважение к природе и к знаниям помогает сохранить баланс.