<<Лид>>
Что такое теория привязанности
Теорию привязанности разработал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби (John Bowlby) в 1950-х годах. Раньше считалось, что ребёнок поддерживает отношения с матерью ради удовлетворения физических потребностей. Боулби провёл ряд экспериментов и доказал, что привязанность детей к маме имеет более сложную природу: она обеспечивает эмоциональную стабильность и помогает малышу адаптироваться к окружающему миру. Он ввёл понятие значимого взрослого — старшего человека, в контакте с которым малыш постоянно нуждается. Если в течение длительного времени ребёнок лишён возможности взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме.
Доклад Боулби на тему психологической привязанности ребёнка к родителям вызвал большой эффект в европейских странах. Именно после него родителей стали пускать в детские больницы, круглосуточные детсады и ясли перестали считаться нормой, а отпуска по уходу за ребёнком увеличились.
Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970–1980-х годах провела серию опытов «Незнакомая ситуация»: мать и ребёнок находились в специальной студии, где моделировались разные ситуации, например, мать уходила, в комнату внезапно входил незнакомец и другие. Исходя из реакций детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.
Типы привязанности ребёнка
Согласно исследованиям психологов, типы привязанности ребёнка к родителям сохраняются на всю жизнь. Становясь взрослыми, люди склонны строить свои отношения с окружающими, исходя из детского типа привязанности.
- Надёжный. Возникает при правильных взаимоотношениях матери и ребёнка. Дети этого типа тянутся к матери, когда чувствуют опасность, но при этом способны самостоятельно исследовать мир, понимая: если что-то будет угрожать их жизни и здоровью, мама поможет.
- Тревожно-устойчивый. Тревожная привязанность у ребёнка формируется, когда значимый взрослый часто покидает его. Малыш не уверен, что в нужный момент он появится рядом. Ребёнок трудно переживает разлуку с матерью, настороженно относится к незнакомцам. На возвращение матери он реагирует неоднозначно: радуется, но одновременно злится на то, что произошла разлука.
- Тревожно-избегающий. Самый независимый тип привязанности ребёнка. Дети такого типа рано столкнулись с отсутствием значимого взрослого, поэтому привыкли обходиться без него. Никакой поддержки со стороны родителя они не ждут и в дальнейшем стараются избегать любых привязанностей: по их мнению, они приносят лишние хлопоты и дискомфорт.
- Дезорганизованный. Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение, как правило, из-за психологических травм. Они то стремятся к близости со взрослыми, то избегают её.
<<Блок перелинковки>>
Принципы теории привязанности
Расширяет и систематизирует теорию привязанности модель доктора Гордона Ньюфелда (Gordon Neufeld), который обозначил шесть этапов привязанности ребёнка.
- Первый уровень появляется у ребёнка с рождения — это привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо ощущать, что значимый взрослый находится рядом.
- На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести. Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.
- Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность посредством верности: у малыша начинают проявляться эмоции, связанные с желанием обладания и ревностью.
- Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.
- На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её.
- На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть понятным, делиться своими мыслями и секретами.
Гиперпривязанность
Психологи отмечают, что особенно сильная привязанность ребёнка к матери проявляется в возрасте 6–8 месяцев и около двух лет. Ребёнок буквально не отпускает от себя родителя и очень переживает, если его нет рядом. Это нормальный этап взросления: если не отчуждаться от ребёнка, он пройдёт за несколько месяцев.
Болезненная привязанность ребёнка к матери может формироваться в стрессовых ситуациях. Например, мама попала в больницу и ребёнок думал, что она умрёт. Пока её не было рядом, ребёнку было очень плохо и страшно, и теперь он не хочет отпускать от себя мать, потому что не хочет вновь пережить эти чувства и думает, что таким образом оберегает её от опасности. Другой вариант — если кто-то или что-то напугало ребёнка, когда родителя не было рядом. Теперь в его сознании отсутствие важного взрослого связано с опасностью.
Но чаще чрезмерная привязанность ребёнка к маме возникает, когда она слишком опекает его, полностью лишая самостоятельности и внушая (не важно, сознательно или нет), что без неё ребёнок не может существовать. Ребёнок легко усваивает эту установку, особенно если другие члены семьи не принимают достаточного участия в его воспитании.
В условиях гиперпривязанности и у ребёнка и у родителя не выстраиваются нормальные личные границы. Они впадают во взаимную зависимость, которая вредит обоим: мать теряет право на личную жизнь, а ребёнок растёт несамостоятельным, неуверенным в себе и не может отличить собственные желания и цели от материнских. Обычно такие дети вырастают в тревожных и замкнутых взрослых.
<<Лидген для статьи>>
Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей
В нашей стране теорию привязанности подробно исследовала психолог Людмила Петрановская. В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объяснила, что в первые годы жизни ребёнку особенно нужны поддержка, забота и ласка, потому что они формируют у малыша чувство защищённости и уверенности в себе.
Вокруг может быть экономический кризис, наводнение или война — если сами родители в порядке, если они с ребёнком не разлучаются слишком надолго и выглядят достаточно уверенными и спокойными — ему хорошо. Потому что благополучие ребёнка зависит не от условий, в которых он живёт, а от отношений, в которых находится.
Людмила Петрановская
Родители должны помогать ребёнку переживать стресс и боль. Когда у малыша что-то не получается, он идёт за помощью и утешением к маме и папе. По мнению Людмилы Владимировны, взрослый не должен подавлять негативные чувства ребёнка, не говорить «перестань хныкать», а быть рядом и сопереживать его маленькому горю.
Любая смена среды — будь то переезд или переход из традиционной массовой школы на домашнее обучение — является стрессом для ребёнка. В период адаптации подростку, как никогда, нужна поддержка родителей.
Базовый принцип теории привязанности: будьте рядом
Близость родного человека успокаивает и без слов. Будьте рядом, занимайтесь вместе повседневными делами, гуляйте — любая совместная деятельность пойдёт на пользу.
Первый год сын входил в ритм. Для него оказалось сложным подолгу удерживать внимание. Уроки в «Фоксфорде» объёмные и насыщенные по содержанию — некоторые по полтора часа, как лекции в институте. Приходилось ему помогать. Чтобы не пропустил чего-то важного, я присутствовала на занятиях. Скажу сразу, я училась с удовольствием! :) Мы с сыном даже дискутировали на многие темы. Это позволило лучше понять друг друга.
Елена Яшина,
мама ученика Домашней школы «Фоксфорда»
Не ругайте за ошибки
Ошибаться — это нормально, и задача родителей в воспитании — научить ребёнка извлекать из ошибок опыт и видеть в них возможности для роста, а не катастрофу. Расскажите подростку, как вы справляетесь с ошибками, с какими трудностями в его возрасте сталкивались вы. Хвалите ребёнка, мотивируйте и не осуждайте за промахи.
Опекайте, но не слишком
Предоставьте ребёнку делать собственный выбор, для начала хотя бы в мелочах. Позвольте ему чувствовать, что вы цените и уважаете его как личность. Не рисуйте перед ним ужасные картины будущего без вас. И не стремитесь делать всё за ребёнка — возможно, у вас и правда получится лучше, но вы лишите его возможности научиться новому.
Не лишайте контактов с другими важными взрослыми
Для полноценного воспитания ребёнка мало одного взрослого и даже двух. Какими бы ни были ваши личные отношения с другими родственниками ребёнка, позвольте им общаться. Если вы решились полностью разорвать отношения с кем-то из них — пусть это не станет для ребёнка ужасным сюрпризом. Готовьте его к этому постепенно.
Вывод
Теория привязанности помогает понять, как строить гармоничные отношения с ребёнком, чтобы во взрослом возрасте он умел делать это с окружающими. Оставайтесь рядом с ребёнком, поддерживайте его в трудностях, позволяйте проявлять эмоции — и негативные, и позитивные.
Проводите вместе время, заполняя его общением и совместным творчеством, обсуждайте то, что вам обоим интересно. Постарайтесь создать с ребёнком тесную эмоциональную связь, чтобы он видел в вас союзника и близкого человека, который всегда придёт на помощь и будет на его стороне. И в то же время не душите заботой, позвольте ребёнку делать собственный выбор, ошибаться и быть одному, когда ему это необходимо. Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему вырасти гармоничной и уверенной в себе личностью.