Правила приёма в вуз после колледжа хотят изменить
Депутаты Госдумы выступили с инициативой запретить выпускникам колледжей поступать в вузы без ЕГЭ, если профиль вуза не соответствует полученному среднеспециальному образованию. По замыслу авторов законопроекта, это повысит мотивацию к учёбе и качество знаний, поскольку учёбу в колледже нельзя будет использовать как способ обойти ЕГЭ.
Сейчас обладатели диплома колледжа имеют право поступать в вуз без ЕГЭ на любое направление вне зависимости от того, чему они учились ранее. Программа вступительных испытаний у каждого вуза своя, и в ней может вовсе не быть требований к результатам ЕГЭ, а только внутренние экзамены. Авторы инициативы считают, что этот подход не помогает повысить качество подготовки поступающих и не мотивирует людей выбирать одну специальность, по которой они будут работать.
В случае принятия закона поступить в вуз на специальность «лечебное дело» после обучения в колледже на бухгалтера без ЕГЭ не получится. А вот с дипломом о среднем профессиональном образовании по специальности «сестринское дело», как и ранее, не потребуется предоставлять результаты ЕГЭ.
Перечень соответствия профилей СПО программам высших учебных заведений последним предлагают разработать самостоятельно.
По словам первого зампреда думского Комитета по науке и высшему образованию Александра Мажуги, если закон примут, он начнёт действовать в приёмную кампанию 2026 года.
Мнения экспертов
Первый проректор МГТУ им. Баумана Борис Падалкин считает инициативу разумной. Он подчёркивает, что в его университет, как и «в большинство сильных инженерных вузов», выпускники колледжей поступают по результатам ЕГЭ. Однако «у слабых вузов есть соблазн облегчить внутренний экзамен», и тогда на первом курсе оказываются люди с совершенно разным уровнем знаний, причём некоторые из них, возможно, в целом не способны «потянуть программу вуза».
Ректор РГПУ им. Герцена Сергей Тарасов оценивает законопроект двояко. По его словам, с одной стороны, это стандартизирует процесс поступления в вуз после колледжа, а с другой, «вузы вполне способны проводить компетентные внутренние экзамены, которые могут определить дальнейший образовательный маршрут человека. Более того, к внутренним экзаменам обычно обращаются именно те выпускники, которые замотивированы на обучение в конкретном вузе на конкретном направлении».
Эксперт подчеркнул, что качество образования в колледжах растёт и вузы заинтересованы в их выпускниках.
«В колледже студент получает полный комплекс среднего образования с учётом определённой специализации. И именно гибкий переход к высшему образованию позволяет решать различные задачи, связанные в том числе с насыщением рынка труда многопрофильными специалистами. Конечно, если абитуриент идёт дальше по своему профильному направлению».
Замдиректора по научно-методической работе и инновационным технологиям Бурятского республиканского педагогического колледжа Елена Подкорытова убеждена, что «целесообразно оставить поступление выпускников колледжей в вузы без учёта ЕГЭ, но на основе тщательно проработанных внутренних испытаний». Она напомнила, что российская экономика в ряде сфер остро нуждается в специалистах, и этот дефицит можно закрыть при помощи ускоренных программ переподготовки тех, кто по каким-либо причинам не работает по специальности, полученной в колледже. Введение обязательной сдачи ЕГЭ значительно ограничит возможность людей изменить свой профессиональный путь.
Это мнение разделяет и первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин:
«Необходимость сдавать ЕГЭ при поступлении в вузы после получения среднего профессионального образования ограничит возможность продолжать обучение для половины молодых людей. Новый законопроект предполагает, что можно будет не сдавать ЕГЭ, только если вы, окончив колледж, продолжаете учиться в вузе по той же специальности. Однако выпускники медколледжей нередко поступают в высшие учебные заведения на психологию, чтобы стать медицинскими психологами. В условиях дефицита управленцев системы образования ряд выпускников педколледжей поступают в вузы на специальности, связанные с управлением в области образования, с прицелом на должности директоров и завучей школ, садиков. Все эти возможности законопроект ликвидирует».
Депутат выразил беспокойство, что старшеклассники в российских школах и так «не столько получают среднее образование, сколько дрессируются к ЕГЭ», а теперь нечто подобное предлагается сделать и в отношении студентов колледжей. Он считает, что выгоду от принятия этого закона получат лишь репетиторы, которые готовят к ЕГЭ.
«Авторы исходят из того, что ЕГЭ повышает качество отечественного образования. Однако никаких доказательств тому нет», — заключил политик.

