⅔ нынешних школьников будут работать по специальностям, которых пока не существует
К такому выводу пришли сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). Согласно их исследованию, к 2030 году развитие технологий радикально изменит рынок труда: трансформация затронет более миллиарда рабочих мест по всему миру — сообщает РБК. Уже в ближайшие пять лет 40% основных навыков работников должны будут измениться. Не менее чем половине всех людей, задействованных в мировой экономике, потребуется переподготовка.
В этой связи традиционная модель образования, когда человек выбирает профессию в юности, обучается ей и далее работает по специальности, окончательно утратит актуальность. В новых условиях, чтобы адаптироваться к изменениям и сохранять конкурентоспособность на рынке труда, необходимо будет учиться и осваивать новые профессиональные навыки на протяжении всей жизни.
Лидер направления «Навыки» hh.ru Марина Дорохова рассказала, что уже сейчас при выборе сотрудников работодателей больше интересует не наличие опыта и соответствующего образования, а способность быстро учиться и переучиваться. Поэтому концепция пожизненного обучения (Lifelong learning) становится как никогда актуальной. В настоящий момент в образовательных программах в России задействовано 15% трудоспособного населения и 1% пенсионеров, в то время как в развитых странах — 40 и 5% соответственно.
<<Блок перелинковки>>
Учёные прогнозируют, что количество желающих получать высшее образование в университетах после 2025 года пойдёт на убыль, поскольку альтернативные способы обучения становятся всё доступнее и эффективнее. Кроме того, вузовская система образования просто не успевает за прогрессом: по мнению исследователей, почти ⅔ детей, поступивших в школу в 2016 году, будут работать по профессиям, которых пока просто не существует.
В ближайшие годы на рынке труда вырастет спрос на геоаналитиков, архитекторов мультиоблачных решений и экспертов по технической этике. Будут востребованы работники, умеющие работать с большими данными (Big Data), технологиями виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), эксперты по математическому и компьютерному моделированию физических процессов, инженеры-робототехники и специалисты в области медицинских технологий.
Исследование базируется на результатах интеллектуального анализа больших данных на базе iFORA — аналитической системы, разработанной учёными ВШЭ, а также на результатах экспертных сессий и опроса Дельфи, в котором участвовали более 400 отечественных и зарубежных специалистов в области потенциала человека.


